Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№37 (303) 24 сентября 2001 г. Экономика

ВСЯ ПРАВДА - В ЦЕНАХ

24.09.2001
Елена РАКОВА

Экономика замерла перед новыми назначениями Лукашенко. Практически все, от простого крестьянина до банкира и бизнесмена, задают себе вопрос: “Что будет с ценами?” За август инфляция составила только 0,8%, а за 8 месяцев - 25,3%. Предвыборный синдром, усиленный сезоном отпусков, или четкая тенденция? Скорее первое, чем второе. Если новая-старая власть всерьез задумалась над проведением реформ “с человеческим лицом”, она должна планировать широкомасштабную либерализацию цен. НЭП по-белорусски нужен промышленности и жилищно-коммунальному хозяйству, сельскому хозяйству и транспорту как воздух. Иначе нечем будет покрывать убытки неэффективных предприятий, платить налоги и отдавать кредиты.

ПОЧЕМУ НЕ ИДЕМ ЗА РОССИЕЙ?

Новому белорусскому правительству для самоутверждения и поднятия престижа нужны будут примеры удачной реструктуризации и приватизации. Чтобы выгодно продать, надо знать, что сколько стоит. Вот для этого и нужны свободные цены. Именно из них в рыночной экономике люди черпают информацию. Нам говорят, что за ширмой административного ценорегулирования правительство прячет национальные сокровища. Проблема в том, что никто не знает, сколько они стоят. И здесь возможны два варианта: продешевить и продать за бесценок (для бюджета, естественно) или “заломить” высокую цену и блокировать приток инвестиций. Российские инвесторы очень хотят понять, что сколько стоит. Они заказывают независимый анализ финансового состояния отдельных предприятий и отраслей, не надеясь получить четкие ответы от официальных властей. Не проще ли провести ценовую либерализацию и избежать ненужных затрат?

Несмотря на договоренности с МВФ, игнорируя экономическую целесообразность, правительство не отступило от практики введения предельных индексов изменения цен в месяц (квартал). Как и следовало ожидать, эта мера оказалась малоэффективной. Россия, Украина, не говоря о более продвинутой Европе, давно поняли всю опасность инфляционной спирали. Без административного регулирования цен они значительно снизили инфляцию.



В Беларуси по сравнению с Россией потребительские цены выросли в 136 раз, тогда как в Украине - в 10 раз; цены производителей промышленной продукции в Беларуси по сравнению с Россией увеличились в 226 раз, а на Украине - только в 20 раз. Очевидно, что к понятию социально ориентированной экономики правительства этих стран подходят несколько иначе. Раз почти 80% населения Беларуси волнует рост цен, то почему бы нам не воспользоваться опытом хотя бы нашего восточного партнера?

Дело в том, что у белорусской и российской власти разные цели. У наших администраторов - финансирование политически корректных, PR-выгодных проектов. Ни Геращенко, ни Касьянов не могут даже сметь думать о таком способе поддержки рейтинга Путина. Поскольку унификация экономической политики союзных государств кажется нам неизбежной, белорусскому правительству придется быстро учиться работать по российским лекалам. Но без наличия огромных налоговых поступлений от экспорта нефти и газа.

“КОММУНАЛКА” ДОЛЖНА ПОДОРОЖАТЬ

Население по-прежнему слишком мало платит по основным позициями. В среднем уровень компенсации ж/к услуг в зимний период составляет 23,3%, в летний - 25,6%. В мае население покрывало 12,3% издержек по квартплате, 27,1% по отоплению, 37,3% по водопроводу, 15,3% по горячей воде, 52,7% по электроэнергии и 43,3% по газу. Практически по всем позициям можно ждать увеличения цен в разы. Вполне вероятно, что уже зимой за квартиру площадью 60 кв. метров придется платить $25-35. И это далеко не предел.

Сегодня в Беларуси одно из самых жестоких и запутанных законодательств по ценовому регулированию. Порядок регулирования цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, регулируют 3 закона, 1 указ президента, 5 постановлений и положений различных министерств, 2 инструкции. Все эти документы направлены на выявление и ограничение “монопольно” высоких цен и уровня рентабельности. Всего за последние четыре года, не считая многочисленных постановлений и положений Совмина и Минэкономики, только президентом было принято 4 указа и 2 декрета, направленных на сдерживание роста цен, особенно на социально значимую продукцию. Меры ответственности за нарушение государственной дисциплины цен регламентируются 2 законами, 1 декретом, 1 указом президента, а также 8 постановлениями Совмина. Как показывает практика, цена - это не чиновник. Ей приказывают стоять, а она неуклонно ползет вверх. Против природы экономических явлений не попрешь. За 8 месяцев разрыв между себестоимостью производства жилищно-коммунальных услуг и ценой для потребителей увеличился. Денег на субсидии больше не стало. Состояние производителей данных услуг резко ухудшилось. Да и цены на газ и нефтепродукты в контексте мировой войны с терроризмом вряд ли снизятся. Если учесть необходимость избавляться от перекрестного субсидирования и снижать цены на энергию и газ для промышленных предприятий, одновременно освобождая их от социальной нагрузки по поддержанию непроизводственных объектов, то рост цен на жилищно-коммунальные услуги представляется неизбежным.



Конечно, инфляция в 300%, как это было в 1998-1999гг., нам не грозит, разве только до денежного станка дорвется очередная творческая натура. Однако новая экономическая политика в исполнении старых кадров вряд ли понравится иностранному инвестору, который, как и прежде, будет выбирать другие страны. А белорусы будут выбирать оффшоры, надежные зарубежные банки, подушки и трехлитровые банки. Период эйфории от достижений последних 7 лет закончился. Наверное, поэтому Лукашенко на инаугурации было не до ликования.

ЦЕНЫ ЗА 8 МЕСЯЦЕВ

За 8 месяцев 2001г. индекс потребительских цен составил 125,3%. Индекс цен производителей промышленной продукции составил 120,5%. Рост потребительских цен снизился с 4,8% в январе до 0,8% в августе 2001г. Если непродовольственные товары за этот период подорожали на 17,7%, то продовольственные - на 24%. Платные услуги населению подорожали в среднем на 45,7%.

По сравнению с декабрем 2000г. услуги правового характера, дошкольных учреждений подорожали в 2,1 раза, услуги жилищно-коммунального хозяйства, плата за образование - в 1,52 раза, услуги пассажирского транспорта - на 41,1% (в т.ч. городского - на 51,8%), связи - на 31,1%, здравоохранения - на 35,6%. В 2001г. правительство медленно, но верно повышает цены на социально значимые товары и услуги, темп роста которых, как и в предыдущем году, превышает общий индекс роста потребительских цен.



При этом цены на социально значимые товары и услуги более активно росли весной (молоко и молочные продукты, яйца, птица, плата за электроэнергию, связь, транспорт), когда до выборов было еще далеко, а финансовое состояние производителей безотлагательно требовало улучшения. За 8 месяцев наиболее заметно подорожал сыр (39,9%), молоко и молочные продукты (32,4%), картофель (106%), безалкогольные напитки (29%), а также жилищно-коммунальные услуги.

Летом в Беларуси инфляция снизилась до небывало низких размеров. Отчасти это объясняется жесткой денежно-кредитной политикой Нацбанка, твердо выдерживающего параметры подписанной с МВФ программы мониторинга. С другой стороны, летом практически не росли регулируемые государством цены на услуги. Так, плата за электроэнергию выросла на 20% один раз в феврале. Тепло дорожало два раза - на 35% в мае и июне. Основные виды жилищно-коммунальных (кроме тепла в июне), связи и транспортных услуг летом не пересматривались. Рынок продовольственных и непродовольственных товаров активно наполняется более качественными импортными товарами, ограничивая возможности роста внутренних цен. Низкие реальные доходы населения, несмотря на достигнутые $100 номинальной средней зарплаты, отнюдь не стимулируют потребительский бум.
Добавить комментарий
Проверочный код