Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№35 (301) 10 сентября 2001 г. Тема недели

КАК ИХ ЛЮБИЛИ: Кандидаты глазами социологов

10.09.2001
Отдел политики

Несмотря на запрет за 10 дней до выборов публиковать данные о рейтингах кандидатов, в последние дни до выборов и власть, и оппозиция активно прибегали к социологии как к механизму воздействия на избирателей. Поскольку к моменту голосования было совершенно непонятно, каков реальный рейтинг Лукашенко (44 или 62%?) и Гончарика (20 или 50%?), уместно вспомнить динамику роста народной любви ко всем выдвиженцам на высший государственный пост за прошедшие полгода.

К моменту проведения выборов Александр Лукашенко был выведен на пик своей популярности. Благодаря тотальной агиткампании власти удалось преломить тенденцию снижения любви к "всенародно избранному", наметившуюся в 2000г. (известное высказывание Лукашенко про то, что его рейтинг упал "ниже колена"). Делалось это по-белорусски просто и незамысловато: на смену обещанию стодолларовой зарплаты уже к августу 2001г. пришло обещание $250, но потом. Массированная обработка умов через СМИ, а также созыв мероприятий типа II всебелорусского собрания привели к тому, что с 33% в конце 2000г. рейтинг Лукашенко поднялся до 37% в апреле 2001г. и окончательно закрепился на 44% в августе. Рост популярности его оппонентов происходил так же динамично, но из-за разницы в стартовых позициях ничем серьезным не закончился.

Так, Сергей Гайдукевич за 4 месяца увеличил свою популярность более чем втрое. Если бы только в апреле он начинал с 15-20%! Но, по данным НИСЭПИ, рейтинг Гайдукевича в апреле составлял 0,7%. К концу августа он смог подняться лишь до 3,3%. Совершенно невероятный рост рейтинга популярности Владимира Гончарика произошел с июня по август. Если верить данным НИСЭПИ, процент готовых отдать свои голоса за Гончарика увеличился с 1 до 11,2.

В последние две недели вокруг рейтингов была поднята невероятная шумиха, хотя ст. 46 Избирательного кодекса говорит о том, что "в течение последних 10 дней до выборов не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, прогнозом их результатов". 2 сентября Лукашенко первым нарушил данный запрет, заявив, что его рейтинг - более 60% и все пропагандистские акции оппозиции лишь укрепляют его популярность. Это заявление цитировалось электронными и печатными СМИ вплоть до 5 сентября. Таким образом власть готовила избирателей и оппозицию к тому, что выборы должны пройти в один тур.

Но параллельно в ряде специальных выпусков негосударственных газет появились данные о беспрецедентно высоком рейтинге Гончарика. Сначала звучали цифры, что его популярность - более 50%, в то время как популярность Лукашенко - лишь 30%. Затем, на встрече с иностранными журналистами 2 сентября Гончарик заявил, что его рейтинг составляет 40%, а рейтинг Лукашенко - 46%. Оба кандидата в президенты не ссылались на какую-то конкретную социологическую службу, ограничиваясь туманным "по данным социологов".

Чтобы внести ясность в ситуацию с рейтингами, вернемся к данным НИСЭПИ, опубликованным в конце августа. В силу запрета, оговоренного в ст. 46 ИК, это были последние показатели, увидевшие свет легально. В зависимости от формулировки вопроса рейтинг Лукашенко колебался от 44 до 47%. Таким образом, глава государства не дотягивал до победы в первом туре 3-6%. Вместе с тем рейтинг Гончарика по данным на конец августа колебался в пределах 11-12%. Впрочем, НИСЭПИ проводил августовский опрос в тот момент, когда еще не было известно о снятии в пользу Гончарика еще одного яркого кандидата от оппозиции - Семена Домаша. Консолидация электората Домаша и Гончарика - около 75%. Это значит, что, учитывая 12-процентный рейтинг самого Домаша, к 9 сентября Гончарик мог рассчитывать на 20% народной любви.

Хотя с момента появления августовских таблиц НИСЭПИ до дня голосования прошло почти две недели активной информационной войны обеих сторон, рассчитывать на то, что показатели доверия к обоим кандидатам существенно изменились, не приходится: PR-атаки одних (очередные "вбросы" видеокассет и т.д.) компенсировались адекватными контрмерами других, и в целом настроения масс пребывали в хрупком балансе. Таким образом, если брать данные НИСЭПИ за эталон и абсолютно доверять их аутентичности, в один тур президентские выборы пройти не могли.
Добавить комментарий
Проверочный код