Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Карты Москвы. Коллегия адвокатов Москвы
мойтехосмотр.рф
№35 (301) 10 сентября 2001 г. Экономика

ВПЕРЕД ПО ЗАМКНУТОМУ КРУГУ... двинется Беларусь после выборов

10.09.2001
Ярослав РОМАНЧУК

Президентские выборы почти позади. Новому президенту Беларуси достается незавидное экономическое наследство. Очевидно, что чуда после выборов не произойдет, у предприятий не откроется второе или третье дыхание, а инвесторы не начнут выстраиваться в очередь.

РЫНОЧНЫЙ УЖ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ЕЖ

Уже сегодня понятно, что желающих порулить с новым президентом будет предостаточно. Однако смена фамилий в правительстве и многочисленных органах управления без изменения структуры управления экономикой, без пересмотра задач и полномочий госорганов, а также принципиальной смены содержания экономической политики приведет лишь к консервации кризисных явлений.

"БГ" уже писала о несостоятельности "Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.". Реакция со стороны заинтересованных организаций не заставила себя ждать: Белорусская научно-промышленная ассоциация (БНПА), а также Белорусский союз нанимателей (БСН) направили на имя премьер-министра Владимира Ермошина 12 страниц замечаний и предложений. "Руководствуясь желанием содействовать дальнейшему совершенствованию проекта Программы... и обеспечению ее успешного выполнения…" участники годовой конференции БНПА "решили обратиться в органы государственного управления и законодательные органы Республики Беларусь с предложением по созданию условий для эффективной работы белорусских промышленников и предпринимателей". Президент БНПА и БСН Стрельцов и его коллеги просят премьер-министра "рассмотреть эти предложения и учесть их при совершенствовании государственной политики в области экономики и экономических отношений". В предложениях нет ни слова о необходимости радикально сменить экономическую политику, о несогласии с выбранной Лукашенко и его соратниками идеологией. Промышленное лобби предлагает просто "совершенствовать" то, что есть.

Данные предложения можно было бы и не рассматривать, если бы они касались только членов БНПА и их коллег по правительству. Дело в том, что они попали также к Владимиру Гончарику, который может возглавить новую волну белорусской экономической политики. Самое опасное начнется тогда, когда новая власть в очередной раз, ради достижения "стабильности и консенсуса", попытается скрестить рыночного ежа и социалистического ужа. В этом случае получится пародия в стиле Лукашенко, который последние семь лет только и делал, что совершенствовал социализм.

БЕЗДОННАЯ БОЧКА ПОЖЕЛАНИЙ

Многие предложения БНПА являются экономическими аксиомами. Промышленники предлагают "исключить инфляцию и девальвацию национального рубля… С

1 августа жестко привязать курс рубля к курсу доллара США"
. Предложение хорошее. Осталось только сформировать валютные резервы, определить курс привязки, настроить бюджетную политику и ждать, когда промышленные предприятия, как снопы, начнут падать под напором кредиторов в рыночной процедуре банкротства.

Авторы предлагают Нацбанку стать активным участником коммерческих операций. "В случаях каких-либо тенденций к рыночному понижению курса рубля Национальному банку осуществлять продажу части залоговых активов за рубли. Тем самым увеличивать объем товарной массы в государстве с одновременным уменьшением количества национальных денег в обращении". Увеличить товарную массу, продавая заложенные активы можно, если вводить в коммерческий оборот то, что раньше не подлежало купле-продаже. Осталось оценить рыночную стоимость белорусских госменеджеров, проверив предварительно их IQ.

Нельзя не приветствовать предложение БНПА выйти на бездефицитный бюджет. Сокращать расходы предлагается за счет "прекращения дотаций отдельным отраслям и субъектам хозяйствования… сокращения расходов на содержание объектов социальной сферы за счет перевода их на коммерческий хозяйственный расчет и самофинансирование, рационализацию системы государственного управления и контроля путем организации саморегулируемых и самоуправляемых общественных систем" Каким конкретно отраслям оставлять дотации, БНПА не указывает. Как будут работать на самоокупаемости детские сады, базы отдыха, жилые дома - никто не уточняет. Непонятно даже, будут ли они приватизированы или останутся на балансе предприятий. А как понять административное ноу-хау в виде саморегулируемых и самоуправляемых общественных систем?

"КРАСНОГО ДИРЕКТОРА" НЕ ОТМОЕШЬ ДОБЕЛА

В отечественных "красных директорах" борются две противоположности: экономическая свобода и желание определять нормы, оптимумы и "самые перспективные предприятия". БНПА предлагает продавать низкодоходные и убыточные активы государства, а деньги "быстро инвестировать в быстро окупаемые хозяйственные проекты с целью получения более высокой прибыли или отдать в кредиты коммерческим банкам на условиях не ниже, чем по ставке рефинансирования". Вот здесь и кроется основа для потенциальной раздачи госсобственности. Сделать любое белорусское предприятие по балансу убыточным - эта задача под силу бухгалтеру среднего класса. За семь лет многие научились и тому, как сделать сносный бизнес - план с нарисованной "высокой прибылью" - и хорошо подать его другу в министерстве. Здесь же БНПА предлагает оставить корень экономического зла. "Уточнить политику бюджетных инвестиций, направлять их в наиболее окупаемые для государства инвестиционные проекты только при условии обоснования бизнес-планами. Включать инвестиционные проекты в программу государственных инвестиций только после соответствующей экспертизы Государственного комитета по науке и технологиям". Опыт переходных экономик десятков стран мира позволяет сделать однозначный вывод: государство не должно заниматься инвестициями или управлять имуществом. Именно инвестиционные решения чиновника, наделенного властными полномочиями, приводят к структурному дисбалансу, безработице и социальному напряжению.

НАЛОГОВЫЙ ДОПИНГ НЕ ПРЕСЛЕДУЕТСЯ ПО ЗАКОНУ

Промышленников не устраивает существующая налоговая система, но их предложения ограничиваются громкими фразами: "В основу совершенствования налоговой системы республики положить не фискальный, а регулирующе-стимулирующий подход. То есть налоги должны использоваться, в первую очередь, с целью направления налоговыми, а не административными мерами деятельности предприятий и предпринимателей на те виды и формы работы, которые желательны для общества и дают наибольший прирост национального богатства в государстве". Никаких новшеств в данном предложении нет. Лукашенко и его команда 7 лет только тем и занимались, что определяли желательность для общества тех или иных предприятий и директоров. Кто-то после этого попадал в тюрьму, кто-то шел на повышение. Да, многое шло не по схеме БНПА, но где основания считать, что ее предложения не приведут к тем же результатам?

БНПА и БСН все же раскрыли карты и назвали тех, кто, с их точки зрения, самый прибыльный, перспективный и социально важный. Это те, кто производит "автомобили, тракторы и сельхозтехнику, дорожные машины, телевизоры, радиотехнику и электронные изделия, станки металлорежущие, минеральные удобрения, продукцию химических производств, металлургия, оптико-механические изделия, станкостроение для легкой и пищевой промышленности и т.д.". Особое внимание стоит обратить на это скромное "и т.д.". Путь в приоритеты открыт. Осталось лишь внести взнос в общегосударственное дело. Почему именно эти товарные группы и производства являются главными, промышленники не уточняют. За кадром остается почти отрицательная рентабельность данных производств, их критическое финансовое состояние, губительные для природы и людей экологические стандарты, огромная кредиторская задолженность. Более того, БНПА предлагает "определить головных производителей и поручить им соответствующую координацию товаропроизводительных процессов". При наличии в предложенном пакете реформ несомненно позитивных моментов его основным, неисправимым недостатком является попытка совершенствовать то, что надо выбросить на свалку.

Так или иначе, но время, благоприятное для быстрых реформ, - шесть месяцев, максимум год. Если контуры экономической политики начнут определять бывшие или теперешние "красные директора", бывшие или сегодняшние советники существующей власти, окно в цивилизованный мир для нас быстро закроется. Что откроется? Либерал-социализм российского или украинского образца, когда для своих - либерализм и свобода выбора, а для чужих - социализм и запрет на свою точку зрения в производстве, инвестировании или продаже.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ГЛАЗАМИ ИНСАЙДЕРОВ

Вначале "Предложений по созданию условий для эффективной работы промышленников и предпринимателей" дается телеграфное изложение критического состояния белорусской экономики. Указывается на плохое финансовое состояние предприятий, рост убытков и долгов, острую нехватку инвестиционных ресурсов. "Обеспеченность оборотными средствами предприятий промышленности за 2000г. уменьшилась на треть и к концу года составила 11% при нормативе 30%… Сумма убытков за 2000г. по сравнению с 1999г. возросла на 443,5%, при том что индекс роста цен производителей промышленной продукции составил 284,7%".

Причины такого состояния промышленники видят в следующем: 1) высокая инфляция, 2) "принципиальная ошибка в налоговой системе, суть которой в том, что налоги в Беларуси преследуют только фискальные цели, облагают издержки производства и выручку, изымаются в значительной степени до реализации произведенной продукции, порой больше полученной прибыли"; 3) износ основных средств производства, проблемы инвестиционного климата, 4) "медленное реформирование национальных производств и производственных отношений". Однако в списке причин нет упоминания о правах собственности, о дискриминации частного сектора, непрофессионализме исполнительной власти, правовом нигилизме и отсутствии независимого суда. А ведь ни износ, ни инфляция, ни даже высокие налоги не объясняют появление декрета N40, права "золотой акции", ряда перерегистраций и широкой системы нормирования издержек и прибыли, с одной стороны, и входа на рынок - с другой.

Вторая из названных причин - высокие налоги - также приобретает в белорусских условиях весьма специфичный характер. Что позволено МТЗ, не позволено сотням мелких провинциальных предприятий. Приятно работать без конкуренции под прикрытием "своих" чиновников. Но "пирог" льгот и субсидий начал резко уменьшаться, российские коллеги стали поджимать с условиями оплаты, качеством и ценой. Кому хочется прощаться со статусом, который позволяет приватизировать прибыль, не обращая внимания на убытки? Вполне возможно, что белорусское промышленное лобби может оказаться той силой, которая будет активно противиться приватизации и либерализации в пользу протекционизма, выступая даже против российского варианта реформ.
Добавить комментарий
Проверочный код