Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№33 (299) 27 августа 2001 г. Тема недели

ФИГА В КАРМАНЕ?

27.08.2001
Виктор МАРТИНОВИЧ

21 августа редакции ряда независимых газет получили по электронной почте информацию о том, что у власти существует некий альтернативный сценарий проведения выборов, якобы закрепленный в записке под названием "Особый план на случай непредвиденных обстоятельств". Поскольку документ вызвал эффект информационного взрыва (публикации на эту тему появились и в российской прессе), уместно проанализировать возможность развития ситуации в Беларуси по силовому сценарию.

В документе констатируется, что власть прекрасно подготовилась к выборам. Однако на крайний случай предусмотрен "пожарный" вариант - "Особый план на случай непредвиденных обстоятельств". Автор письма в свойственной авторам всех "сливов" манере проявляет долю сомнения относительно подлинности данного документа: "С учетом остроты информационной борьбы на завершающем этапе предвыборной гонки (...) сложно сделать однозначный вывод о подлинности этого документа. Но поскольку многие высказывания Александра Лукашенко вписываются в пункты плана, есть большая вероятность, что "ОПСНО" действительно существует. Не исключено, что "особый план" подготовлен его ближайшим окружением, которое обеспокоено за свою судьбу не меньше патрона".

Впрочем, последнее утверждение вызывает сомнения. В документе содержится ряд фактологических неточностей, демонстрирующих, что человек, написавший "Особый план", весьма слабо информирован об устройстве и принципах функционирования белорусских силовых ведомств. "МВД, КГБ, внутренние войска" через запятую мог написать только тот, кто не знает, что "внутренние войска" входят в структуру МВД. Так или иначе, документ существует, вызывает ожесточенные споры относительно своей аутентичности, а потому заслуживает внимания и анализа.

По мнению автора плана, силовой сценарий начнется реализовываться в момент подсчета голосов. В плане якобы "указывается, что при возникновении ситуации паритета голосов не рекомендуется форсировать объявление окончательных итогов, "мотивируя большим объемом работы для счетных комиссий, несвоевременной передачей в ЦИК итоговых протоколов". В данном случае планируются выступления "патриотически настроенных граждан", которые бы высказывали мнение о несомненной победе нынешнего президента. Если же обстановка будет накаляться, то по Национальному телеканалу выступит глава ЦИК Лидия Ермошина, которая обязана "объяснить причины задержки объявления итогов голосования" и призвать оппозицию к сдерживанию эмоций. Одновременно по БТ и радиоэфиру должны будут прозвучать выступления граждан, которые возмущены массовыми нарушениями со стороны оппонентов кандидата в президенты Лукашенко в день выборов. В частности, "осуществление агитации, подкупы и угрозы гражданам при посещении избирательных участков".

Автор письма констатирует, что "со дня, когда начнется досрочное голосование, и до вынесения вердикта о результатах выборов все силовые структуры (КГБ, МВД, внутренние войска), а также прокуратура будут переведены "на усиленный режим работы". Остается только догадываться, в каком режиме предстоит трудиться сотрудникам Службы безопасности президента. Под дополнительную охрану будут взяты "правительственные учреждения, здания телецентра, узлы связи…".

Здесь есть одна совершенно нелогичная деталь. Если подобный режим предусматривается "Особым планом...", который вступает в силу только при "паритете голосов", то как "силовые структуры" могут быть "переведены на усиленный режим работы" "со дня, когда начнется досрочное голосование"? Ведь "паритет голосов" может быть зафиксирован лишь 10 сентября, в момент подведения предварительных итогов выборов? Какое шестое чувство может заставить власть предугадать их еще в начале досрочного голосования?

Да и вообще, то, что с момента начала выборов все госорганы (и особенно те, которые занимаются охраной правопорядка) будут работать в усиленном режиме - не секрет. Так было во время парламентских выборов, такая же ситуация наблюдается в любой стране во время президентской кампании.

Любые выборы дестабилизируют ситуацию, ведь власть находится в "подвешенном" состоянии. А потому связывать усиленные патрули милиции возле участков для голосования с неким особым планом власти по меньшей мере наивно.

Вне зависимости от того, насколько аутентичен особый план, следует отметить, что власть сделала многое для его появления. После выступления Александра Лукашенко перед "вертикалью", когда он озвучил план госпереворота, который якобы готовят оппозиция и наблюдатели на 10 сентября, нечто подобное должно было увидеть свет.

Впрочем, сценарий власти и особый план дают две разные трактовки развития событий. Вот как комментировал развитие событий Лукашенко три недели назад: "В момент выборов 15-17 тыс. наблюдателей, которых они хотят собрать, по югославскому сценарию на выходе опрашивают избирателей, за кого они голосовали. (...) 10 сентября будет объявлено, что победил Лукашенко. Несогласные с этим, не менее 10 тыс. человек, в т.ч. из регионов, свозятся в Минск, и атакуется резиденция президента. Как в Югославии, захватывается и объявляется белорусский Коштуница". Т.е., по мнению Лукашенко, госпереворот будет заключаться в том, что он победит, а оппозиция с помощью наблюдателей и компьютерных сетей попытается сфальсифицировать итоги выборов. Принципиальное отличие особого плана заключается в том, что тот приписывает "силовой сценарий" не оппозиции, а власти.

И хотя словосочетания "чрезвычайное положение" в документе нет, описание возможного развития событий может быть квалифицированно именно как ЧП.

Есть, правда, одна деталь, которая с самого начала ставит под сомнение то, что власть решится "отключать междугороднюю связь" и совершать прочие, не совсем разумные деяния. По Конституции чрезвычайное положение предусматривает отмену любых выборов. А потому если 10 сентября на улицах Минска появятся БТРы и будет введен комендантский час, итоги выборов 9 сентября автоматически будут поставлены под сомнение.

Итак, кому выгоден "слив"? В случае с властью ответ приходит сам собой. Даже если кто-то из силовиков внутренне готовится к жесткому подавлению возможных беспорядков 10 сентября, в обстановке тотальной информационной мобилизации он бы просто не допустил утечки информации в прессу. За это можно потерять и погоны, и пенсию. Кроме того, как показывает опыт вильнюсских событий, подобные сценарии не оформляются документально. Основной принцип здесь - действовать по обстоятельствам.

Кроме того, чтобы перестать бояться югославского сценария (т.е. переворота, организованного именно оппозицией), власти достаточно ознакомиться с социологическими данными (а социологи там очень толковые). Опрос

НИСЭПИ в августе 2001г. констатировал, что "готовность к участию в массовых акциях, если результаты выборов будут сфальсифицированы, выразили 11%". Таким образом, рассчитывать на пятисоттысячные митинги возле резиденции президента не приходится.

И, наконец, последний принципиальный момент. В особом плане основной упор при подготовке силового сценария делается на действия избирательных комиссий, которые якобы будут затягивать оглашение итогов выборов. Но, по здравому размышлению, именно это способно сыграть против власти. В Избирательном кодексе предусмотрена следующая процедура оглашения итогов выборов. В течение трех дней идет подсчет итогов голосования районными и городскими комиссиями. Не позднее трех дней после завершения голосования данные должны поступить в областные комиссии. Не позднее чем через четыре дня после 20 часов 9 сентября данные поступают в ЦИК, который не позднее 10 дней после завершения голосования подводит итоги выборов и закрепляет их в протоколе. В течение еще трех дней ЦИК обязан обнародовать постановление об итогах выборов. Несмотря на то, что на оглашение окончательного результата у ЦИК есть почти 13 дней, власть будет заинтересована в том, чтобы предварительные итоги увидели свет как можно раньше. Ведь самый нестабильный период - до оглашения предварительных итогов, когда все штабы тянут одеяло на себя. И никакие выступления "патриотически настроенных граждан" не смогут снять напряжения. А потому если и можно ожидать взрыва народного гнева (в рамках все тех же хилых 11% электората), то не из-за отсутствия "форсирования окончательных итогов", а из-за того, что предварительные итоги кому-то не понравятся.

Таким образом, силовой сценарий, точно так же, как и "югославский", писан не для Беларуси. В этой стране самым страшным актом неповиновения граждан является невыход на работу по причине увеличения цен. Лукашенко любит в качестве своей заслуги приводить тот факт, что у нас в стране не было гражданской войны. Об этой заслуге президента, кстати, упомянул и Жириновский в ходе своего выступления на БТ 23 августа. Но на самом деле никакой заслуги здесь нет. Просто народ у нас такой.

"В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ..."

В письме прогнозируется развитие ситуации после президентских выборов: "В случае возникновения массовых беспорядков, дестабилизирующих обстановку в столице, предполагается предпринять меры по блокированию офисов оппозиционных партий, превентивному задержанию "в рамках действующего законодательства" организаторов акций и "хулиганствующих элементов". "Не исключается отключение зарубежных телеканалов и глушение радиопередач", а также "отключение междугородней связи". Если это произойдет, то Беларусь окажется в полном информационном вакууме".
Добавить комментарий
Проверочный код