Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№33 (299) 27 августа 2001 г. Общество

КРАСИВО УПРАВЛЯТЬ ИДЕОЛОГИЕЙ в Беларуси не умеют

27.08.2001
Алексей ДЕМЬЯНОВ

О телевидении в Беларуси охотно говорят многие, особенно не имеющие к нему отношения. Поэтому услышать мнение профессионалов крайне необходимо. С белорусским телевидением, как правило, отождествляют только Первый национальный телеканал, не замечая существования остальных. О состоянии дел и проблемах государственного и негосударственного телевидения мы побеседовали с творческим консультантом Белорусской ассоциации негосударственного телевидения (БАНТ) Иваном БЕЛОДУБЕНКО.

Недавно назначенным новым председателем Национальной гостелерадиокомпании (НГТРК) Валерием Скворцовым Белодубенко был лично знаком еще в советские годы, когда БТ руководил Геннадий Буравкин. И если Буравкин занимался творческими вопросами, то Скворцов отвечал за идеологическую работу внутри коллектива. Причем он умудрялся заниматься этим незаметно и также незаметно решал сложные вопросы. Но Скворцов не занимался творчеством, и ему непросто понять оставшихся без эфира, однако не это самая большая проблема. Он, как выходец из структур СНГ, закаленный "вертикальщик" рано или поздно слукавит… К тому же телевидение, по убеждению собеседника, - в первую очередь искусство и национальный образовательно-культурный центр. Но сегодня вместо искусства предлагаются нехитрые компьютерные заставки как дополнение к идеологической обработке аудитории.

ЕСТЬ У РЕВОЛЮЦИИ НАЧАЛО…

Менее года назад началось реформирование БТ, но проблемы, возникшие вместе с реформированием, по-прежнему актуальны. Сохраняется разделение внутри коллектива БТ на тех, кто работает, и тех, кто должен делать вид, что работает. Множатся идеологические программы, сводящие на нет попытки повысить рейтинг канала. Тем не менее уже можно подвести первые итоги реформирования и спрогнозировать, чем все это закончится.

Напомним, что одним из идейных вдохновителей реформирования был генеральный продюсер БТ Егор Хрусталев. По мнению Белодубенко, нынешние проблемы БТ связаны в первую очередь с тем, что “нет такой страны, кроме Беларуси, где концепции государственного, общественного и коммерческого телевидения не разделяют четко и ясно”. Идея Хрусталева по реформированию БТ - это идея не государственного, а коммерческого телевидения, “зерно идеи хорошее, но его посадили не в ту землю: нельзя ее садить на государственном телевидении”.

Белодубенко поделился известной бизнес-формулой, которая работает всегда и везде: “Она проста как грабли: идея, деньги и исполнители. Без этого вообще не возможно хоть что-нибудь сделать”. Подходит она и для телевидения. Если идея прекрасна и достаточно денег, весь вопрос только за исполнителями, за правильным подбором кадров. Коммерческое телевидение строится из целесообразности вложения финансовых средств.

В случае с государственным телевидением, которое всегда является бюджетным, следует увязывать идею с имеющимся бюджетом: “Сетка вещания вписывается в тот бюджет, который выделен”.

Поскольку ни одна минута эфира не бывает бесплатной, приходится платить за частоту и за программный продукт. Причем, если для обеспечения вещания в 1985г. на все БТ приходилось только 8 аппаратных, то сейчас их более 20, но значительная часть программ готовится вне НГТРК, силами частных телекомпаний. Получается, что НГТРК платит зарплату неработающим сотрудникам и оплачивает работу подрядчиков. Впрочем, о прозрачности использования бюджетных денег никто не говорит, все налогоплательщики оплачивают идеологические шедевры БТ.

Непростая ситуация и с сеткой вещания. С одной стороны, должен быть один человек, отвечающий за сетку, и никто другой не должен вмешиваться, можно только советовать. Но в реальности обязательно найдется кто-то сверху, указывающий, когда поставить ту или иную программу, не принимая во внимание концепцию канала. Директор программ оказывается в весьма унизительном положении, несет ответственность за эфир, но не имеет достаточной свободы действий.

По мнению Белодубенко, настоящий профессионал может составить сетку вещания так, что “работа найдется для всех, кто числится в штате, надо или заставить работать на уровне или увольнять как непригодных”.

СТОЯЩИЕ РЯДОМ

Белодубенко в течение трех лет был директором “8 канала” и как творческий человек по-своему оценивает то время: “Никакой самореализации: банк, налоговая, бухгалтер, счета, люди, аппаратная, эфир, сетка вещания, и так по кругу…”

Что касается очередного воскрешения “8 канала”, которое предполагалось в июле-августе нынешнего года, то Белодубенко уверен: “Даже если “8 канал” сегодня имел бы возможность выйти в эфир, нашлась бы причина, по которой до конца предвыборной кампании его бы тормознули”. Дело не в том, что “8 канал” для кого-то представляет угрозу накануне выборов, просто “люди, которые работают с идеологией, недостаточно умны, чтобы грамотно и красиво ей управлять”. Государственное телевидение демонстрирует свое советское, простое, как табуретка, понимание идеологической работы.

НА ЛУКАВОЙ ВОЛНЕ

Белодубенко убежден, что самое страшное на телевидении - ложь, и “если на государственном телевидении хоть одно слово в неделю прозвучало ложно, то у нас уже по определению нет государства, ибо оно призвано бдеть за правду”. Ложь не должна звучать ни из чьих уст, а если она случайно попала в эфир, ее обязательно следует опровергнуть. Либо, чтобы не вводить в заблуждение телезрителей, надо “сделать рубрику “Сатира в юморе”, и пусть под ней говорят все, что хотят”.

Однако подобное ответственное отношение к социальной роли телевидения не мешает Белодубенко поддерживать “хорошие дружеские отношения с Юрием Азаренком”.По его собственному признанию, специально для Юрия он написал песню, в которой есть слова: "Ах, как хотелось быть соколом, но был я птицей вороном…"

Чтобы сейчас заниматься нормальным коммерческим телевидением, нужны не только деньги, но “еще одна единственная бумажка, на которой рукой Заметалина или Лукашенко будет написано: “Вещать на сия частотном ресурсе, что захочется!”, как царь-батюшка написал одному еврею: “Жить на сия Руси, где захочется!” В противном случае заниматься телеканалами в нынешних непонятных условиях нет смысла, “лучше ничего не делать”.
Добавить комментарий
Проверочный код