Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№33 (299) 27 августа 2001 г. Экономика

МАЗ ЗА $50 МЛН. правительство не отдаст

27.08.2001
Наталья ГРИБ

Правительство Беларуси поддержало концепцию создания российско-белорусского автомобильного холдинга, куда войдут, по разным оценкам, от 3 до 5 машиностроительных предприятий, среди которых МАЗ и Ярославский моторный завод. Об этом заявил представитель белорусского правительства, пожелавший остаться неназванным. Именно в эти дни идет торг за МАЗ между российской инвестиционно-промышленной группой "Сибирский алюминий" и представителями белорусского государства.

Первый вице-премьер белорусского правительства Андрей Кобяков и гендиректор МАЗа Валентин Гуринович 23-24 августа в Москве обсуждали бизнес-план нового автоконцерна с российскими бизнесменами, чиновниками и директорами предприятий в рамках 5-го Российского международного автосалона. На данный момент позиции сторон еще не согласованы в деталях, каждый участник сделки сохраняет свое видение ситуации. Российское правительство говорит о концерне, поскольку именно эта форма позволит обойти многие юридические тонкости и, в частности, тот нюанс, что белорусские предприятия входят в межгосударственные финансово-промышленные группы (МАЗ и ММЗ - в ФПГ "БелРусАвто", "Автогидроусилитель" - в ФПГ "Нижегородские автомобили").

Наш источник в белорусском правительстве оперирует понятием "холдинг" и уточняет, что управление будет обычным для АО - покупка крупного пакета акций и приобретение большинства голосов в совете директоров. Россий-ский бизнес весьма агрессивен, и раз "СибАл" видит преимущества в форме концерна, то скорее всего будет создан именно концерн.

"СибАл" настаивает на покупке контрольного пакета акций, что соответствует 50% плюс 1 акция. Белорусская сторона проявляет выдержку и считает, что российским бизнесменам хватит и блокирующего пакета акций МАЗа, т.е. 25-30%. Суть спора заключается в том, как за меньший пакет акций выторговать большую сумму инвестиций в белорусское автомобилестроение и при этом соблюсти интересы местных властей (социальные) и белорусского государства как собственника.

В минувший четверг российская газета "Ведомости" сообщила, что правительство РФ одобрило проект создания российско-белорусского автоконцерна. В его состав, по версии газеты, войдут МАЗ, УралАЗ и ЯМЗ. Представитель белорусского правительства считает, что помимо названных в состав нового объединения войдут еще БелАЗ (Жодино) и завод "Автогидроусилитель" (Борисов). Возможна ротация: Минский моторный вместо БелАЗа, поскольку "СибАл" интересуется именно ММЗ.

Как утверждает наш источник, в концерн могут войти и другие предприятия, выпускающие детали для основного производства и не входящие в сферу интересов россий-ской влиятельной группы. Сомнительно, что белорусской стороне удастся навязать россиянам этот постулат, поскольку российское правительство открыто лоббирует интересы коммерческой структуры "СибАла", а в ее лице - "Альфа-Групп". Времена братской дележки российских денег ушли на покой вместе с Ельциным. Инвестиционные проблемы другого государства для современной России не могут быть выше и важнее интересов отечественного бизнеса. А форма собственности, как неоднократно подчеркивал Владимир Путин, не имеет никакого значения.

Источник в "Руспромавто", пожелавший сохранить анонимность, утверждает, что в начале сентября белорусское Мингосимущество представит российским коллегам подробный бизнес-план, описывающий возможные способы приватизации МАЗа при участии структур "СибАла". "Исходя из данных бухгалтерского баланса, контрольный пакет МАЗа мог бы обойтись "СибАлу" примерно в $50 млн. Это не слишком большие деньги за завод, который "держит" треть российского рынка в своем сегменте", - приходят к выводу "Ведомости".

Наши эксперты весьма критически оценили доводы российской газеты. Во-первых, оценка стоимости активов 10 хозяйственных субъектов, входящих в состав РУП МАЗ, займет как минимум три-четыре месяца, при том, что еще надо выбрать способ оценки. Во-вторых, в белорусском правительстве считают, что $50 млн. - слишком малая цена за такое производство. В-третьих, нельзя забывать, что заводы все еще находятся в безраздельной собственности государства, акционирование им только предстоит. А этот процесс может затянуться на год и более.

Между тем Валентин Гуринович в пятницу заявил, что положительно относится к идее вхождения МАЗа в "Руспромавто". На техническое перевооружение завода, по его мнению, необходимо $250 млн. в течение 5 лет.

Справка. МАЗ занимает второе место на рынке тяжелых грузовиков в СНГ, после КамАЗа. В 2000г. Минский автозавод выпустил 12.960 грузовиков и 500 автобусов. Он также производит прицепы. По разным оценкам, доля продукции МАЗа на российском рынке тяжелых грузовиков составляет 30-37% (46% приходится на КамАЗ, остальная доля рынка - на УралАЗ).

Сегодня важно расставить акценты. На протяжении двух лет "СибАл" обивает пороги белорусского правительства. Проект так долго находился в замороженном состоянии, что многие эксперты и сейчас считают нереальной его быструю реализацию. Однако вмешательство российского премьера Касьянова свидетельствует о том, что договоренность о новом автоконцерне достигнута на высшем уровне.

30 ноября 2000г. среди условий введения единой союзной валюты Владимир Путин потребовал допустить российский капитал на белорусский рынок. Этот параграф зафиксирован в межгосударственном соглашении о единой валюте и эмиссионном центре. Больше россий-ский президент к этой теме в присутствии журналистов не возвращался, однако неоднократно намекал. По итогам встречи с Лукашенко в резиденции Бочаров Ручей в Сочи Путин неожиданно заявил, что споры были жаркими, и "Александр Григорьевич, естественно, отстаивал интересы своей экономики". Логично предположить, что на кон была поставлена стоимость основных белорусских предприятий.

Белорусское правительство неправомочно в принятии подобных стратегических решений. Согласно местному законодательству, решение об акционировании предприятий типа МАЗа, где работают свыше

4 тыс. человек, принимает президент.

Вполне вероятно, что рамочное соглашение о создании РБАК может быть подписано либо в канун президентских выборов, либо во второй половине сентября. Разработка бизнес-плана - вопрос вторичный. Как показывает практика, российские бизнесмены способны за считанные месяцы изменять правила, которых белорусские чиновники придерживались годами. Главное - принципиальное согласие собственника.
Добавить комментарий
Проверочный код