Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№33 (299) 27 августа 2001 г. Экономика

МАЗ ЗА $50 МЛН. правительство не отдаст

27.08.2001
Наталья ГРИБ

Правительство Беларуси поддержало концепцию создания российско-белорусского автомобильного холдинга, куда войдут, по разным оценкам, от 3 до 5 машиностроительных предприятий, среди которых МАЗ и Ярославский моторный завод. Об этом заявил представитель белорусского правительства, пожелавший остаться неназванным. Именно в эти дни идет торг за МАЗ между российской инвестиционно-промышленной группой "Сибирский алюминий" и представителями белорусского государства.

Первый вице-премьер белорусского правительства Андрей Кобяков и гендиректор МАЗа Валентин Гуринович 23-24 августа в Москве обсуждали бизнес-план нового автоконцерна с российскими бизнесменами, чиновниками и директорами предприятий в рамках 5-го Российского международного автосалона. На данный момент позиции сторон еще не согласованы в деталях, каждый участник сделки сохраняет свое видение ситуации. Российское правительство говорит о концерне, поскольку именно эта форма позволит обойти многие юридические тонкости и, в частности, тот нюанс, что белорусские предприятия входят в межгосударственные финансово-промышленные группы (МАЗ и ММЗ - в ФПГ "БелРусАвто", "Автогидроусилитель" - в ФПГ "Нижегородские автомобили").

Наш источник в белорусском правительстве оперирует понятием "холдинг" и уточняет, что управление будет обычным для АО - покупка крупного пакета акций и приобретение большинства голосов в совете директоров. Россий-ский бизнес весьма агрессивен, и раз "СибАл" видит преимущества в форме концерна, то скорее всего будет создан именно концерн.

"СибАл" настаивает на покупке контрольного пакета акций, что соответствует 50% плюс 1 акция. Белорусская сторона проявляет выдержку и считает, что российским бизнесменам хватит и блокирующего пакета акций МАЗа, т.е. 25-30%. Суть спора заключается в том, как за меньший пакет акций выторговать большую сумму инвестиций в белорусское автомобилестроение и при этом соблюсти интересы местных властей (социальные) и белорусского государства как собственника.

В минувший четверг российская газета "Ведомости" сообщила, что правительство РФ одобрило проект создания российско-белорусского автоконцерна. В его состав, по версии газеты, войдут МАЗ, УралАЗ и ЯМЗ. Представитель белорусского правительства считает, что помимо названных в состав нового объединения войдут еще БелАЗ (Жодино) и завод "Автогидроусилитель" (Борисов). Возможна ротация: Минский моторный вместо БелАЗа, поскольку "СибАл" интересуется именно ММЗ.

Как утверждает наш источник, в концерн могут войти и другие предприятия, выпускающие детали для основного производства и не входящие в сферу интересов россий-ской влиятельной группы. Сомнительно, что белорусской стороне удастся навязать россиянам этот постулат, поскольку российское правительство открыто лоббирует интересы коммерческой структуры "СибАла", а в ее лице - "Альфа-Групп". Времена братской дележки российских денег ушли на покой вместе с Ельциным. Инвестиционные проблемы другого государства для современной России не могут быть выше и важнее интересов отечественного бизнеса. А форма собственности, как неоднократно подчеркивал Владимир Путин, не имеет никакого значения.

Источник в "Руспромавто", пожелавший сохранить анонимность, утверждает, что в начале сентября белорусское Мингосимущество представит российским коллегам подробный бизнес-план, описывающий возможные способы приватизации МАЗа при участии структур "СибАла". "Исходя из данных бухгалтерского баланса, контрольный пакет МАЗа мог бы обойтись "СибАлу" примерно в $50 млн. Это не слишком большие деньги за завод, который "держит" треть российского рынка в своем сегменте", - приходят к выводу "Ведомости".

Наши эксперты весьма критически оценили доводы российской газеты. Во-первых, оценка стоимости активов 10 хозяйственных субъектов, входящих в состав РУП МАЗ, займет как минимум три-четыре месяца, при том, что еще надо выбрать способ оценки. Во-вторых, в белорусском правительстве считают, что $50 млн. - слишком малая цена за такое производство. В-третьих, нельзя забывать, что заводы все еще находятся в безраздельной собственности государства, акционирование им только предстоит. А этот процесс может затянуться на год и более.

Между тем Валентин Гуринович в пятницу заявил, что положительно относится к идее вхождения МАЗа в "Руспромавто". На техническое перевооружение завода, по его мнению, необходимо $250 млн. в течение 5 лет.

Справка. МАЗ занимает второе место на рынке тяжелых грузовиков в СНГ, после КамАЗа. В 2000г. Минский автозавод выпустил 12.960 грузовиков и 500 автобусов. Он также производит прицепы. По разным оценкам, доля продукции МАЗа на российском рынке тяжелых грузовиков составляет 30-37% (46% приходится на КамАЗ, остальная доля рынка - на УралАЗ).

Сегодня важно расставить акценты. На протяжении двух лет "СибАл" обивает пороги белорусского правительства. Проект так долго находился в замороженном состоянии, что многие эксперты и сейчас считают нереальной его быструю реализацию. Однако вмешательство российского премьера Касьянова свидетельствует о том, что договоренность о новом автоконцерне достигнута на высшем уровне.

30 ноября 2000г. среди условий введения единой союзной валюты Владимир Путин потребовал допустить российский капитал на белорусский рынок. Этот параграф зафиксирован в межгосударственном соглашении о единой валюте и эмиссионном центре. Больше россий-ский президент к этой теме в присутствии журналистов не возвращался, однако неоднократно намекал. По итогам встречи с Лукашенко в резиденции Бочаров Ручей в Сочи Путин неожиданно заявил, что споры были жаркими, и "Александр Григорьевич, естественно, отстаивал интересы своей экономики". Логично предположить, что на кон была поставлена стоимость основных белорусских предприятий.

Белорусское правительство неправомочно в принятии подобных стратегических решений. Согласно местному законодательству, решение об акционировании предприятий типа МАЗа, где работают свыше

4 тыс. человек, принимает президент.

Вполне вероятно, что рамочное соглашение о создании РБАК может быть подписано либо в канун президентских выборов, либо во второй половине сентября. Разработка бизнес-плана - вопрос вторичный. Как показывает практика, российские бизнесмены способны за считанные месяцы изменять правила, которых белорусские чиновники придерживались годами. Главное - принципиальное согласие собственника.
Добавить комментарий
Проверочный код