Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№33 (299) 27 августа 2001 г. Экономика

ШВЕДСКИЙ СОЦИАЛИЗМ НЕ ДЛЯ БЕЛАРУСИ

27.08.2001
Отдел экономики

Андерс Ослунд - швед, живущий в Америке и нашедший счастье с русской женой, - входит в мировую элиту специалистов по переходным экономикам. Наряду с Дж.Саксом, М.Домбровским и рядом других экономистов он стоял у истоков теории перехода от плана к рынку. Его участие в конференции Wiston Park, презентация своей книги "Построение капитализма", оценка "Программы социально-экономических реформ для Беларуси" - несомненный хит экономической жизни нашей страны не только августа, но, пожалуй, и всего года.

Ослунд любезно согласился дать эксклюзивное интервью для "Белорусской газеты".

- Господин Ослунд, вы часто давали советы премьер-министрам и президентам. Судя по вашим публикациям, Беларусь также входит в сферу вашего анализа. Какие уроки из происходящего в нашем регионе может извлечь Беларусь?

- Первый, очень важный урок - установить контроль над статистикой. Опасно оставлять статистику в руках у тех, кто пассивно и формально смотрит на происходящие процессы, кто считает по-старому. Второй урок - проведение глубокой либерализации. Экономическая среда не свободна. Существует множество президентских указов, которые мешают работать. Их нужно отменить. Третий урок - налоговая реформа. Мне нравятся предложения, представленные вашими экспертами в "Программе социально-экономических реформ" для Беларуси. Четвертый урок - очень выгодно для страны иметь развитый малый бизнес. В Кыргызстане на 8 человек существует одно предприятие, а в России - на 50 человек. Почему? Потому что местные патенты - разрешения на ведение бизнеса и соответствующие фискальные отношения с государством - не дают малому бизнесу нормально развиваться. Важный момент: средний бизнес не заинтересован в либерализации, потому что он часто является получателем ренты. Только малые предприниматели действительно борются за свободную экономику и развитие конкуренции.

Пятый урок для Беларуси - реформа государства. Надо все организовать по-новому. Лучше - по примеру Эстонии - уволить всех чиновников и брать на работу лишь тех, кто может качественно выполнять новые функции. И шестой урок - проведение приватизации. Не буду говорить о том, как ее надо проводить, главное - проводить ее быстро.

- Во многих своих публикациях вы четко описываете механизмы получения ренты в переходной экономике. В Беларуси еще не начиналась приватизация, государство постоянно вмешивается в бизнес. Какие механизмы необходимы, чтобы не допустить формирования в Беларуси рентной экономики?

- Рента возникает не в момент приватизации, а на этапе регулирования экономики государством. Унификация валютного курса и некоторая либерализация торговли в вашей стране - это шаги в нужном направлении. Очень важно провести либерализацию цен, ведь очень много денег зарабатывается на их разнице. Надо как можно быстрее отменить ценовое регулирование. Еще один источник ренты - дотации. При приватизации этот источник будет заблокирован, поскольку появятся собственники, которым не надо будет давать дотации. Еще один источник - инспекции, т.е. проверки бизнеса органами власти. Директорам предприятий с трудом удается защищать свою прибыль от посягательств инспекторов. Очень важно сократить количество проверок и органов, которые имеют право их проводить. Особую опасность для экономики представляют т.н. внештатные чиновники, т.е. милиционеры, которые являются по сути рэкетирами.

- За 12 лет у вас накопился большой опыт в области анализа практики проведения реформ. Беларусь может сегодня использовать этот опыт. Какие основные ошибки совершали западные эксперты в отношении постсоциалистических стран?

- Очень многие советники выступали за медленные реформы. Страны, начавшие быстрые реформы, выиграли. Еще один аспект - шок от падения ВНП. Дело в том, что в начале реформ происходит корректировка цифр, которые начинают отражать реальное положение. Получилось, что во многих странах реальный ВВП составлял половину от того, что заявляли власти. Поэтому не надо было опасаться формального снижения ВНП. Это была лишь корректировка. Польша и Эстония успешно провели реформы. Остальные страны боялись большого спада производства. Если бы не было производственной статистики, реформы проходили бы лучше. Получалось, что правительства слишком часто оглядывались на формальные показатели.

- Существует мнение, что в случае широкомасштабных реформ все в Беларуси скупят россияне. Есть ли основания бояться такого развития событий?

- Это вполне вероятно. Подобная ситуация происходит сейчас на Украине: когда украинцы в конце концов решились на либерализацию, оказалось, что российские капиталисты намного сильнее. Есть несколько способов нейтрализации такой ситуации. Надо создать малым предприятиям нормальные условия работы, как можно быстрее завершить малую приватизацию. Затем - продажа средних предприятий. Очень хорошо сделали в Польше, когда провели приватизацию через ликвидацию. Те, кто работал на этих предприятиях, стали их собственниками через рыночные механизмы. Отдельные большие, стабильно работающие предприятия можно зарезервировать для продажи несколько позже. Я имею в виду трубопроводы, железную дорогу, телекоммуникации. Важно, чтобы приватизация была быстрой и прозрачной. Это значит, что каждый должен иметь право в ней участвовать, не только россияне. Если вы этого не сделаете, то под воздействием политиков приватизация будет остановлена, как, к примеру, на Украине.

- Каков ваш прогноз развития Беларуси в случае: а) реализации программы экономических реформ, подготовленной группой независимых белорусских экспертов; б) продолжения неосоциалистического эксперимента Лукашенко?

- Я думаю, что он рано или поздно сломается. Очень сложно сейчас быть у власти и ничего не делать. Ясно, что Путин не хочет продолжать давать дотации Беларуси. Новое руководство "Газпрома" и его политика - тому подтверждение. Отсутствие реформ - это стагнация или еще хуже. Знаете, я вообще не ожидал, что у вас в прошлом году произойдет унификация валютного курса. Это еще раз доказывает, что существует сильное давление на власть в Беларуси. Если же ваша страна будет реализовывать предложенную программу реформ, то очень быстро, через 2-3 года, у вас будет сильный экономический рост

8-10%. Мы знаем, что надо делать, поэтому и реформы могут идти успешнее. В России все время говорили, что надо регулировать рынок, но забыли, что надо регулировать государство. Сейчас Минфин знает, как контролировать деньги. А ведь раньше такого не было. Бартер развивался потому, что это был способ не платить налоги. В России от бартера быстро избавляются. И у вас будет то же самое.

- Г-н Ослунд, а как обстоят дела в Швеции? У нас многие экономисты и политики предлагают "шведскую модель" для Беларуси. Подойдет?

- Моя страна была очень экономически свободной на протяжении многих десятков лет ХХ века. Это была очень динамично развивающаяся экономика в 60-е и 70-е гг. Это было время "малого" государства, низких налогов и низкой доли госрасходов. С конца 70-х годов, темпы роста ВВП Швеции были на 1% ниже, чем в среднем в странах ОЭСР. Это было время, когда в Швеции начали работать высокие налоги, резко увеличился объем гострансфертов. Негативные последствия появились тут же: высокая инфляция, безработица, дефицит бюджета и большой госдолг. В Швеции очень неэффективная система социальной поддержки. Поразительно, но по своей эффективности она схожа с российской. Только 10% бедных получают социальные трансферты. Остальное идет "на сторону". Для сравнения: в стране, которая имеет хорошую адресную систему поддержки, бедные получают 30-40% тех денег, которые им выделяются. Социал-демократы устроили "хорошую" социальную защиту для среднего класса.

Что получилось? В этом году во многих регионах Швеции вообще не было полиции: ее сотрудники находились в летних отпусках. В Швеции, чтобы сделать операцию на бедре, надо ждать 3 года, операцию по лечению глаукомы - год. За это время человек может ослепнуть. Такое безобразие творится не из-за экономических причин. Это вопрос власти бюрократии и политиков. Сейчас все больше шведских студентов учится за рубежом. Я был профессором Стокгольмской школы экономики. Половина студентов после выпускных экзаменов уезжает за границу, потому что в Швеции им нет смысла оставаться. Хорошее образование не ценится. Такая же ситуация с инженерами, зубными врачами. У нас наблюдается дефицит врачей - нет стимула работать.

- Так что, Беларуси противопоказана "шведская модель"?

- Поразительно, как долго Швеция совершала ошибки и не извлекала из них уроков.
Добавить комментарий
Проверочный код