Воскресенье, 22 Октября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Указ N376 декларирует уход от плановых проверок, сокращение контрольных органов, проведение проверок без приостановления бизнеса и т.д. Чтобы это значило?
введут новые основания для проверок
ничего, функции КГК не урезаны
из 1703 контрольных органов останется 1700
задания по штрафам не отменены
ничего, суть госсистемы РБ - тотальный контроль
для бизнеса наступают райские времена
№33 (299) 27 августа 2001 г. Экономика

"ЛУКАШЕНКО НЕ СПОСОБЕН" на реформы

27.08.2001
Отдел экономики

Марек Домбровский - один из ведущих европейских монетаристов, член денежного совета Национального банка Польши - чуть ли не с начала 90-х предлагает нашей стране свои рецепты, но желающих реализовывать их не находится. Тем не менее интерес к белорусской проблематике у Домбровского еще не угас, о чем свидетельствует его эксклюзивное интервью "БГ".

- Марек, вы являетесь одним из лучших специалистов в мире по проблемам переходной экономики. Вас часто привлекали к разработке антикризисных программ системных экономических реформ. Как вы оцениваете качество подобной программы для Беларуси? И что произойдет у нас, если Лукашенко продолжит нынешний курс?

- Шансы на внедрение программы зависят от развития политической ситуации. Я не представляю, когда эта программа будет реализовываться, если выборы выиграет Лукашенко. Не исключаю, что давление России, внутренней экономической ситуации, международного сообщества может заставить его пойти на определенные меры по либерализации экономики, но это будет длинный, противоречивый процесс. Я уверен, что Лукашенко не решится на реализацию программы быстрых комплексных реформ. По крайней мере, опыт его семилетнего правления показывает, что это маловероятно.

Конечно, конец режима Лукашенко автоматически не гарантирует реализацию программы, но, по крайней мере, появляются шансы. И тогда от ваших политиков и экономистов будет зависеть, насколько этот шанс будет реализован.

- Сегодня в Польше ситуация достаточно сложная, особенно в сфере государственных финансов. Каких ошибок из польской программы реформ, а также других переходных стран вы посоветовали бы избегать в случае начала реформ в Беларуси?

- Самое важное - избежать с самого начала принятия слишком дорогих социальных обязательств. Я считаю, что это проблема номер один с точки зрения фискальной политики. Косвенно это влияет на работу рынка труда, на поведение предприятий, на политическое поведение разных групп населения. Я понимаю, что легко говорить о том, чтобы не давать таких социальных обязательств. Думаю, что Беларуси надо подумать о конституционных механизмах, ограничивающих рост обязательств государства. Вторая проблема - макроэкономическая стабилизация. Вопреки распространенному стереотипу - мол, Польша успешно добилась макроэкономической стабилизации - реальная ситуация несколько иная. Конечно, мы снизили инфляцию до достаточно низкого уровня, но борьба с ней сильно затянулась. Период умеренной инфляции (10-40%) у нас продолжался около 9 лет. Только в этом году появился шанс стабилизации инфляции на минимальном уровне. В результате существует высокая степень недоверия к макроэкономической политике. Источники этой проблемы - очень сильная роль профсоюзов, непродуманные решения об индексации зарплат, пенсий и социальных выплат. В течение 9 лет у нас работал механизм ползучей девальвации, что также является мощнейшим индексационным механизмом. Так и не достигнут консенсус между политической элитой и экономистами в том, что последовательная борьба с инфляцией - экономический приоритет номер один. Конечно, частично ответственность лежит на не вполне стабильной фискальной политике. Увеличивается бюджетный дефицит. Возникает соблазн принимать новые социальные программы, особенно накануне очередных выборов.

- Если Беларусь все-таки приступит к реформам, какие опасности нас ждут с самого начала? Многие предсказывают коллапс, резкое обострение социальной конфликтности.

- Я бы назвал один серьезный фактор: надо ценить время. Смена власти в Беларуси может создать существенную политическую нишу для проведения реформ, но она не будет существовать долго. Очень быстро произойдет консолидация различных лобби. Тогда либерализацию и реструктуризацию, меры по прозрачной приватизации будет проводить гораздо сложнее. Я с беспокойством наблюдаю за развитием ситуации в Сербии. К власти пришли демократы. Ключевые экономические посты заняли настоящие рыночники, хорошо образованные люди. Они готовы идти на радикальные шаги. Не надо объяснять, что Югославия, в отличие от других соцстран, имела связь с международным сообществом. Многие студенты заканчивали западные вузы и имели опыт работы в рыночной экономике, в МВФ и Всемирном банке. Но в Югославии нет политической воли, чтобы рискнуть популярностью ведущих политиков - президента Югославии и премьера Сербии. Социальная нагрузка там, наверное, еще выше, чем в Беларуси. Я не хочу однозначно утверждать, что югославы упустили свой шанс, но вероятность такого развития ситуации увеличивается с каждым днем.

Таблица

Марек Домбровский - профессор, один из учредителей центра социально-экономических исследований CASE. С 1978г. участвовал в подготовке экономических реформ в Польше. В 1989-90гг. являлся первым заместителем министра финансов Польши; член польского Сейма в 1991-93гг., председатель Совета трансформаций собственности в 1991-96гг., консультант Всемирного банка в 1994-95гг. С 1998г. - член Совета по денежной политике Национального банка Польши. Был советником ряда правительств стран Центральной и Восточной Европы (Россия, Украина, Румыния, Казахстан, Кыргызстан и Грузия). Автор сотен публикаций на разных языках мира, в том числе собственных книг по проблемам переходной экономики.
Добавить комментарий
Проверочный код