Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№31 (297) 13 августа 2001 г. Экономика

ПОХВАЛИЛИ. С КИСЛОЙ МИНОЙ

13.08.2001
Ярослав РОМАНЧУК

Белорусская власть относится к миссиям МВФ лучше, чем к визитам представителей ОБСЕ или Совета Европы. Все-таки кредитор, который не выкручивает руки, не захватывает имущество страны за рубежом и постоянно предлагает интеллектуальную помощь. Если договоришься - помогут и деньгами. Такая позиция правительства и президента весьма близорука, поскольку на повестке дня любой международной финансовой организации стоят и вопросы законности, и проблемы соблюдения прав человека, и степень защиты прав собственности. Не помиришься с ОБСЕ, ПАСЕ и Европарламентом - не жди удачи в МВФ, ЕБРР или Всемирном банке. Правительство, особенно Нацбанк, порадовали очередную миссию Фонда соблюдением формальных параметров, выполнением договоренностей по снижению инфляции, либерализации валютного рынка. При этом всем ясно, что белорусские официальные цифры имеют двойное дно. Очевидно, что никакого прорыва в отношениях МВФ с Беларусью не случилось.

По словам Марка Хортона, регионального представителя МВФ по Литве и Беларуси, миссия Фонда вновь посетила Минск для того, "чтобы начать ежегодные консультации по статье 4 Соглашения МВФ по вопросам проведения экономической политики". Такие консультации проводятся с каждой страной и членом МВФ. По их результатам исполнительному совету МВФ предоставляется доклад об экономическом состоянии страны, проводимой политике и перспективах развития на следующий год.

Вторая цель миссии заключалась в "анализе состояния выполнения Программы мониторинга Фонда (ПМФ) по истечении половины срока ее действия" (реализация ПМФ началась 1 апреля 2001г. и будет продолжаться до конца сентября).

ВОЗДУХОМ СВОБОДЫ ИНОГДА НАДУВАЮТ

У Хортона были две новости: хорошая и плохая. Хорошая: "Миссия отметила ряд позитивных изменений в экономике Беларуси в первом полугодии 2001г. В частности, было достигнуто положительное сальдо по счету текущих операций. Это позволило как увеличить валютные резервы Национального банка, так и обеспечить стабильность на валютном рынке. Мы отметили снижение инфляции. Ее показатели даже ниже прогноза по программе мониторинга Фонда. Большая часть структурно-контрольных показателей по ПМФ была выполнена. Поэтому мы считаем, что определенные успехи были достигнуты и в области структурных реформ". К позитиву Хортон отнес также улучшение отношений со Всемирным банком. Как бальзам на сердце руководства Нацбанка прозвучал вывод о том, что "все показатели по денежно-кредитной политике на конец июня были выполнены. Большая часть показателей по бюджетно-налоговой политике также была выполнена, особенно это касается дефицита бюджета".

Согласно подписанному соглашению, годовая инфляция должна составить в Беларуси 51% при таком же темпе роста денежной массы. За полгода денег напечатали 37,8% при инфляции 22%. В течение последнего месяца темпы увеличения денежной массы впервые превысили скорость роста рублевых депозитов. Слишком рано кричать: "Инфляция мертва!" К концу года темпы роста денежной массы, как правило, увеличиваются. Да, Нацбанк может ужесточить монетарную политику, но кто ему даст? Да, МВФ может работать и договариваться с отдельно взятым Нацбанком, но представители обеих организаций прекрасно понимают всю хрупкость ситуации. Без законодательных и институциональных гарантий несерьезно говорить о прогрессе в области экономических реформ.

КУРИНАЯ СЛЕПОТА НАКАНУНЕ БУЛЬОНА

Специалисты Фонда учатся, в т.ч. и на своих ошибках. Помнится, в июле 1998г. с Россией был подписан договор о выделении крупного кредита. Формальные показатели были приличными, но в воздухе уже пахло дефолтом, а у подписантов от МВФ и российского правительства, видимо, был заложен нос. Эксперты миссии по Беларуси обращают внимание на ситуацию в комплексе. Они тонко чувствуют развитие ситуации и не готовы рекомендовать открытие очередных кредитных линий.

При этом МВФ остается одним из самых крупных кредиторов Беларуси. В 2001г. мы должны заплатить Фонду $30,11 млн. в счет погашения основной суммы долга, а также $5,83 млн. процентов. Заемщиков, которые должны $95 млн., так просто не игнорируют. Оценки Хортона и зам. главы II Европейского департамента МВФ Марты де Кастелло-Бранко касательно структурных реформ, фискальной политики, положения банковского и реального сектора красноречиво свидетельствуют об одном: нельзя говорить об изменении отношения МВФ к Беларуси.

Таблица

1 ноября приедет очередная миссия. Затем будет проведен тщательный анализ результатов выполнения программы. Так что раньше конца января - начала февраля не может быть и речи о начале переговоров по выделению Беларуси кредитов. Это в случае выполнения требований Программы. А за это время у нас могут произойти самые необычные изменения.

Хортон заявил, что "миссия отметила ухудшение состояния в реальном секторе экономики. Нарастает давление. Это видно по увеличению запасов готовой продукции на предприятиях, росту доли бартера во внутренней торговле, увеличению доли невозвратных кредитов, а также увеличению задолженности предприятий, недоимок по налогам и расходам бюджета. По Программе мониторинга Фонда не были выполнены два фискальных показателя. Это налоговая недоимка и выполнение плана по расходам республиканского бюджета. К тому же довольно резко выросли долги местных органов власти".

МАЛЮТКА СКУРАТОВ И НЕВРАСТЕНЬКА РАЗИН

Налицо отсутствие координации между фискальной и монетарной политикой. Марта де Кастелло-Бранко предупреждает: "Если не будут предприняты решительные действия по реформированию реального сектора экономки, то достигнутая стабилизация не будет долгой". Теоретически и технически Нацбанк готов был бы снизить инфляцию и до 5% в год. Не его работа следить за платежеспособностью предприятий. Резкое ухудшение их финансового состояния, серьезные проблемы со сбытом, технологический и технический кризис в системе, лишенной ответственности за инвестиционные ошибки, - это головная боль правительства, в первую очередь Минфина. Печальный итог белорусской промышленной, торговой и аграрной политики в том, что потребители в нашей стране и за рубежом не хотят покупать белорусское по таким ценам и такого качества. Отсюда и затоваренность складов, и замороженная "оборотка". Раз не продается товар, значит, не с чего платить налоги и зарплату, возвращать кредиты и покупать новое оборудование.

"40 ГРАММОВ" В СЕРДЦЕ - УМРИ, НЕ ЗОВИ

Если на одну чашу весов положить косметические меры по либерализации цен, обещания поменять подходы к лицензированию, выход на единый курс, а на другую - декрет N40, сводящий на нет понятие "собственность", то победу, конечно, одержали антиинвестиционные силы. Представители Фонда уверены, что "основное внимание необходимо уделять улучшению делового климата, развитию частного сектора". А в этой части у правительства - полный провал. Скоро мы вообще забудем слово "приватизация". Даже до Хортона дошли слухи о том, "что идут дискуссии на предмет ускорения приватизации больших предприятий". Не курили бы представители Фонда - не узнали бы последних новостей из экономической хроники. Надо посоветовать им в следующий раз сходить в баню. Там уж наверняка обсуждаются перипетии налоговой, пенсионной и административной реформы. А так пожелание Хортона проводить приватизацию открыто, "с привлечением международных советников и экспертов" было воспринято как совет жителям пустыни Сахара непременно брать с собой зонтики от дождя.

ЧТО В ЗАКРОМАХ?

Разумеется, в рамках работы с правительством миссия не получила доступа к информации о президентском фонде (его ресурсы, по убеждению зам. председателя правления Нацбанка Павла Каллаура, не оказывают влияния на формирование денежной базы и составляют всего лишь около $20 млн.). МВФ не имеет и методики оценки торговых сделок, проплаченных наличкой или спрятанных за ширму некой коммерческой организации. Не могут оценить представители Фонда и реальный объем бюджетных обязательств. Г-жа де Кастелло-Бранко и ее коллеги подняли вопрос относительно фискальной прозрачности: "Все расходы и доходы правительства должны быть в бюджете, который можно подвергнуть аудиту". Вносят сумятицу и правила белорусского бухучета, и взаимоотношения между банками и предприятиями: "Нас сильно беспокоит слабость банковского сектора. Растет количество "плохих" кредитов. До сих пор непонятен масштаб проблемы. Необходимо иметь лучшие бухгалтерские стандарты для того, чтобы лучше оценить положение банков и предприятий".

В контексте прозрачности финансовых потоков в бюджетной сфере Фонд весьма критически высказался в отношении существования внебюджетных фондов. Но и это еще не все. Стоит припомнить высказывание зам. министра экономики Андрея Тура относительно трудностей белорусских предприятий со сбытом: "А как можно продать, если затраты, не соответствующие профилю предприятия, составляют 35-40%?" Эти расходы в подавляющем большинстве связаны с содержанием социальной инфраструктуры и другими платежами, которые, по идее, должны осуществляться из бюджета. Что будет с хваленым мизерным бюджетным дефицитом, если эти расходы ввести в бюджет? Местные органы власти двумя руками упираются: взять-то на баланс можно, а с каких источников содержать? Что будет со "сбалансированными финансами", если учесть все "плохие" кредиты госбанков, предприятий, долги по зарплате, а также все те займы, которые были выданы под гарантии правительства? Правильно, огромный разрыв между расходами и доходами. А если вспомнить, что возможности предприятий платить налоги снижаются, то настороженность по поводу медленных структурных реформ может смениться грозовым предупреждением грядущего финансового коллапса.

И ВНЕШНИЙ КОНТЕКСТ НАМ - НЕ УКАЗ N40

Марк Хортон отметил, что все негативные тенденции в белорусской экономике происходят на вполне благоприятном внешнем фоне. "Миссия надеется, что позитивные внешние факторы будут продолжаться... Ситуация в России и на Украине улучшилась. Положение в Балтийских государствах и Польше также благоприятное и улучшается". Ну, на предмет Польши, которая на полной скорости входит в рецессию, он явно поспешил. Россия при колебаниях цен на нефть и газ также быстро превращается в аутсайдера, но c набирающим обороты реальным сектором. Во всех этих странах действительно произошел однозначный выбор в пользу рынка и частной собственности. Да, бизнесмены этих стран готовы инвестировать в Беларусь, если та создаст благоприятный деловой климат. А за ними наверняка придут и западники. Все упирается в структурные реформы. Зачем консервировать убыточные заводы, дотировать колхозы и переработчиков, которые не в состоянии произвести качественное молоко или мясо, да еще при этом кредиты не возвращают? Нам "по-прежнему нужен прорыв, чтобы дать знать международному сообществу, что Беларусь хочет проводить либерализацию и рыночные реформы, что она хочет открыться".

Итак, Нацбанк вновь повторяет ситуацию середины 90-х гг., ускоряя процесс ликвидации рыночного социализма, но слишком рано обсуждать детали выделения кредитов по stand-by. Прислушаемся к мнению Хортона: "Я сомневаюсь, что просто выполнение Программы будет достаточно для открытия кредитной линии. Я считаю, что конкретные шаги, показатели будут гораздо важнее, чем формальный факт завершения программы. Инвесторы были бы удовлетворены более теплыми отношениями Беларуси с МВФ. Но если они сами не будут чувствовать улучшения делового климата, защиты прав собственности, безопасности их инвестиций, эффект будет гораздо меньше". Миссия уехала на каникулы. Нам предстоит выбирать.

А ГДЕ ВОЗЬМЕШЬ?

Миссия призвала власти принять решительные меры по проведению структурных реформ. Как приговор оптимизму власти относительно роста белорусской экономики прозвучали слова г-жи Бранко: "Сохранение роста ВВП без изменения структурной политики невозможно". Заметьте, деньги у нас печатают под 3%-ный рост. О том, что происходит падение, Нацбанк может узнать слишком поздно, когда выход на 50% инфляции в год будет крайне проблематичным. Миссия отметила также, что политика правительства в области зарплаты усложнила положение в экономике: "Программу мониторинга было бы значительно легче выполнять, если бы не политика заработной платы".

МВФ не против, чтобы белорусы получали $100 и больше. В рыночной экономике зарплату поднимают только тогда, когда растет производительность труда. В противном случае зарплата повышается только за счет сокращения других расходов.
Добавить комментарий
Проверочный код