Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№31 (297) 13 августа 2001 г. Дом

НОВАЯ ПАНАЦЕЯ В КВАРТИРНОМ ВОПРОСЕ

13.08.2001
Ксения РАЦКЕВИЧ

В конце июля правительство рассмотрело концепцию создания в стране системы ипотечного кредитования жилищного строительства. В связи с этим макроэкономические показатели должны быть приведены в норму в течение двух лет, выдача ипотечных кредитов планируется по окончании второго этапа - после 2004г.

Ипотечное кредитование рассматривается в Беларуси как один из способов решения жилищной проблемы собственными силами граждан. Действительно, оно эффективно работает в целом ряде стран с устойчивой экономикой. Пожалуй, именно это и вселило в правительство надежду на то, что ипотечное кредитование явится главным условием развития фондового рынка в Беларуси. Основными принципами, заложенными в концепции, стали доступность ипотечных кредитов для граждан не только с высоким, но и средним доходом, а также возможность возвращения средств без потерь для вкладчика.

Разработчики системы ипотечного кредитования предлагают выдавать кредиты на срок от 1 до 10 и более лет, их размер может составлять до 60% стоимости закладываемой в залог недвижимости, погашение кредитов и процентов по нему должно происходить ежемесячно равными частями в течение всего срока пользования кредитом.

Для нормального функционирования ипотеки, в первую очередь, необходимы стабильные темпы экономического роста и снижение инфляции до 10% в год (!), стабильность национальной валюты и рост доходов населения до уровня, позволяющего делать накопления, создание ипотечных банков и развитие фондового рынка. Ключевым становится вопрос о собственности на землю, поскольку именно земля, а не отдельные здания и сооружения, должна выступать гарантом исполнения кредитных обязательств. Пока белорусская экономика не удовлетворяет ни одному из этих требований. Привести в соответствие желаемое и действительное разработчики концепции планируют в два этапа - до 2002г. подготовить макроэкономические и правовые условия создания ипотеки, до 2004г. разработать комплексную правовую базу системы.

Между тем мировой опыт показывает, что в странах с экономикой, схожей с белорусской, целесообразнее сначала распространить систему строительных сбережений. А уже после система стройсбережений уступает место ипотечному кредитованию. В Беларуси сначала тоже пошли по этому пути, и шесть лет назад начали реализацию национальной системы стройсбережений. Ее особенностью и преимуществом как раз и была защита инвестиций населения: средства сразу же вкладывались в проектные и строительные работы, а учет накоплений велся не в деньгах, а в квадратных метрах. Казалось бы, дело пошло на лад. Еще в прошлом году для наибольшего привлечения собственных средств граждан были практически утверждены так называемые жилищные премии инвесторов - непременное условие успеха системы стройсбережений. Планировалось даже перебросить часть средств льготных кредитов и субсидий. Однако, несмотря на многообещающее начало, ныне национальная система строительных накоплений, по сути, терпит крах. Лишь за один месяц белорусский рубль успевал настолько обесцениться, что купить стройматериалы и выплатить зарплату рабочим было нечем. Люди стали спешно изымать вклады. Теперь эксперимент по внедрению системы стройсбережений локализован в Минске, а инвесторам программы положены ссуды и кредиты за счет жилищно-инвестиционного фонда, централизованных льготных кредитов и собственных средств АСБ "Беларусбанка". Похоже, круг замкнулся. Хотя, как заметил замминистра экономики Валерий Дрозд, "система, в общем-то, неплохая".

Теперь в Беларуси пробуют запустить другую систему - даже несмотря на то, что ипотечное кредитование требует более жесткого соблюдения экономических показателей и серьезного изменения законодательства.
Добавить комментарий
Проверочный код