Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№29 (295) 30 июля 2001 г. Экономика

НИЩИЕ ЕВРОПЫ. Но с большим чувством собственного достоинства

30.07.2001
Ярослав РОМАНЧУК

№ 29 [295] от 30.07.01 - 25 июля 2001г. на заседании Минского столичного пресс-клуба собрались представители трех ведущих дизайнеров социально-экономического процесса: правительства (замминистра экономики Андрей Тур, замминистра труда Елена Колос), работодателей (первый вице-президент БНПА Валерий Шашков) и профсоюзов (первый зампредседателя ФПБ Франц Витко). Такой состав гостей был чреват возникновением противоречий между теми, кто дает работу, и теми, кто получает зарплату, продавая свои услуги. Кроме того, и у промышленников, и у наемных рабочих накопилось множество вопросов к главному собственнику и работодателю страны – государству. Однако острого, открытого разговора не получилось.

ВСЕ - ЗА, ЖИЗНЬ - ПРОТИВ

Практически все участники дискуссии пришли к выводу, что в стране пора менять как социальную политику, так и отношение к бизнесу. Проблемы возникли лишь с ответом на вопрос: как? Представители правительства согласились, что белорусская экономика находится в тяжелом состоянии. Принципиальный спор возник лишь по вопросу, стоит ли снимать социальные объекты с баланса предприятий. Оказалось, что белорусские профсоюзы поддерживают существующую структуру производственно-социальных отношений. Это тем более странно, что Владимир Гончарик идет во власть якобы для того, чтобы принципиально их поменять. Тем не менее именно БНПА издала пресс-релиз, который вызывает недоумение с самой первой строки: "Вопросам социальной политики в Республике Беларусь традиционно придается первостепенное значение. Даже Конституция уже в первой статье закрепляет социальный характер нашего государства". Заявления такого рода можно расценивать лишь как шутку, поскольку существующая в Беларуси система носит ярко выраженный антисоциальный и антипроизводственный характер. Неумолимые цифры ставят окончательный диагноз правительству и разделяющим его позицию нанимателям и профсоюзам.

ДИАГНОЗ В ЦИФРАХ

По уровню зарплат и пенсий белорусы по праву считаются нищими Европы. При этом в отечественном законодательстве отсутствует само понятие "бедный", что на фоне огромного клубка нерешенных социальных проблем вызывает искреннее недоумение. Сегодня размеры пенсий 35% пенсионеров не в состоянии обеспечить полноценное питание, исходя из действующих в стране норм потребления. За 10 последних лет рабочая сила сократилась до 4,44 млн., т.е. на 18%, а число пенсионеров увеличилось на 13%. Если демографические тенденции сохранятся, Беларусь превратится в большой дом престарелых.

При существующей финансовой системе, системе сбережений и накопления только 3% семей могут без помощи государства приобрести или построить жилье. Расходуя на эту цель треть своей зарплаты, средний гражданин Беларуси сумеет оплатить построенную ему квартиру примерно через 90 лет. Сегодня на учете нуждающихся в жилье находится около 600 тыс. семей. И это при том, что, по мнению Андрея Тура, жилья в стране построено достаточно.

Можно ли назвать социально ориентированной политику, при которой львиная доля расходов населения приходится на хлеб (23,4%), мясные (30%) и молочные продукты (14,4%)? На рыбу, фрукты и овощи денег уже не остается. При этом сельское население тратит на хлебопродукты 38,7% своих расходов, а на фрукты или овощи – 2,3%.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ), официально введенный белорусской властью показатель (60% от минимального потребительского бюджета (МПБ), пенсионеры превысили лишь однажды – в феврале 1998г. и лишь на 0,4%. В 2000г. он незначительно превышал 70%. Пожалуй, есть смысл предложить политикам и чиновникам, которые разрабатывают нормы БПМ и МПБ, прожить на этот минимум.

Таблица

НОСТАЛЬГИЯ ПО "ЕДИНОМУ" И "ВЕЛИКОМУ"

Прошло уже 10 лет после распада СССР, а многие "красные" директора по-прежнему ностальгируют по былой стране. Валерий Шашков вспомнил о том, что давным-давно был единый могучий Союз: "Исключительно благодаря существованию единого огромного государства были созданы мощнейшие производственные комплексы на территории Беларуси. Их жизнедеятельность обеспечивалась за счет союзного бюджета, в т.ч. и развитие социальной сферы…" Хотелось бы заметить, что действительно мощные системы не разваливаются от одного дуновения вискулевского ветра.

Шашков согласен с наличием социальных объектов на предприятиях, но на самоокупаемости и с независимым балансом. "Пусть будут столовые или стоматологические кабинеты на предприятиях, но пусть они сами зарабатывают деньги, а не содержатся за счет предприятия. Вот завод "Ударник". Организовал какую-то продукцию, вывозит и продает рядом с ЦУМом. Он себя обеспечивает. В Рудне находится хороший Дом отдыха тракторного завода. Разгар лета, а он пустует. А завод тратит колоссальные средства на его содержание. Или прекрасное медицинское учреждение в БЕЛОМО. Почему оно обслуживает только свое предприятие? Пусть весь город обслуживает. Зачем его держать на балансе предприятия и включать затраты на его содержание в затраты продукции?" И снова не названы виновные такого состояния дел. Легче сослаться на "объективные" факторы да пожурить немножко.

РОЖДЕННЫЙ БРАТЬ ДАВАТЬ НЕ МОЖЕТ

Выступление Андрея Тура создавало впечатление, что он говорит не о правительстве, в котором работает, а о некой компании, в которую он назначен внешним аудитором. При обсуждении существующей порочной связи между производством и социальной сферой Тур не мог обойти стороной предвыборную цель Лукашенко – стодолларовую зарплату. Он предложил свой ответ скептикам: "Прикиньте несколько простых арифметических действий. На этот год мы запланировали ВВП в пределах 16,5–17 трлн. рублей. Средневзвешенный курс за год составит 1.600 рублей за $1. Разделите на 4.440 тыс. работающих и на 12 месяцев, чтобы получить месячный валовой внутренний продукт на одного человека. Получается $309–320. Умножьте на 0,35 – это доля заработной платы, фонда оплаты труда в ВВП. Мы получим $109–110 реальной заработной платы, которую мы с вами зарабатываем, потенциально. Отсюда все возможности наращивания и обеспечения социальной сферы". Осталось лишь объяснить рабочему, что такое ВВП и почему он автоматически не трансформируется в cash, который рабочий получает в кассе завода. А заодно представить список ценовых и учетных махинаций по доведению того самого ВВП до прогнозного показателя.

Вопреки заверениям представителей Государственного налогового комитета и Министерства финансов, Тур уверен, что "налоговая нагрузка у нас одна из самых высоких в СНГ. У нас она колеблется где-то в пределах 43, 41, 38%". Поэтому "без серьезного изменения инвестиционного климата мы не сможем выходить на уровень прироста ВВП 12% в течение 15 лет, как это было в Китае. У нас таких возможностей нет…" Будут, если защитить права реальных собственников и сделать госрасходы менее 25% ВВП, но об этом никто из присутствующих не вспоминал. При этом замминистра экономики вполне прав: "Социальная сфера должна постепенно уходить от прямого государственного финансирования. Где финансирование безвозмездное, там оно малоэффективное, потому что оно не адресное и размывающееся. Государство может поддержать максимум 10%, через бюджет. У нас же социальной поддержкой охвачено почти половина населения, 43–45%. Отсюда низкий уровень социальной поддержки. Здесь же и высокая налоговая нагрузка. Когда все получают понемножку, эффективность, естественно, нулевая. Проблема N1 состоит в том, чтобы создать условия, которые элиминируют иждивенческий подход у человека, которые позволяют ему зарабатывать".

Как глас вопиющего в пустыне, а не как деловое предложение по реформированию звучит призыв Тура: "Нам экономику надо сделать нормальной, чтобы она не стояла на голове или на ухе, а чтобы она была реальной. Тогда видно, что делать и что содержать. А так у директора завода болит голова, как достать комплектующие, открыть садик, свиней накормить. И будет ли у него болеть голова о техническом перевооружении?"

МЗП - НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ УСЛОВНОСТЬ

Правительство так и не смогло разработать механизм защиты сбережений граждан от инфляции. Об оборотных средствах предприятий не было и речи. Эксперты Минтруда и их коллеги предлагают "перейти от ретроспективной системы индексации, т.е. задним числом, по факту, на перспективную систему индексации" доходов населения. "В производственной сфере мы работаем над тем, чтобы повышение зарплаты там было связано с ростом эффективности хозяйства". А с чем, собственно, еще ее можно связать, если на предприятии есть собственник и оно работает на открытом конкурентном рынке? Заявления Колос на этот счет радуют откровенностью и определенностью: "Минимальная заработная плата как таковая на систему оплаты труда не влияет. Это в большей степени социальная гарантия на случай, к примеру, банкротства. Она должна защищать рабочего в неких экстраординарных ситуациях. Но говорить сегодня, что минимальная заработная плата в ее нынешнем размере кого-то от чего-то может защитить, - это вызвать смех в зале".

Как показывает опыт, события развиваются следующим образом: сначала включается печатный станок. Первые получатели новых денег снимают финансовые "сливки". Рабочих среди них, естественно, нет. Они, как правило, всегда проигрывают от инфляции, потому что получают компенсации после того, как цены выросли. Инфляция – это не просто арифметическая сумма независимых ценовых колебаний. Это индекс всеобщей, взаимосвязанной ценовой динамики. А если денежный печатный станок не включать, отпадает необходимость придумывать всевозможные механизмы индексации, и каждый человек при приеме на работу будет оговаривать размер устраивающей его зарплаты.

"БЕДНЫЕ" АМЕРИКАНЦЫ И "БОГАТЫЕ" БЕЛОРУСЫ

Наниматели и представители правительства с особым интересом ждали выступления первого заместителя председателя Федерации профсоюзов Белорусской Франца Витко. Ведь за все эксперименты власти расплачиваются именно рабочие. Однако, как ни печально, в Беларуси профсоюзы являются соучастниками процесса социальной и производственной деградации. Об этом свидетельствуют подписанные ими трехсторонние договоры с правительством и нанимателями. К сожалению, концептуально новых решений сегодняшних проблем Витко не предложил. Для начала он "попугал" присутствующих цифрами о количестве бедных в западных странах, сообщив о наличии 43,3% бедных в Швеции и 38,4% во Франции. Однако заметим, что судьба 2/3 "бедных" американцев, имеющих квартиры в двух уровнях с двумя санузлами скорее может вызвать зависть, а не сочувствие у 5% самых высокооплачиваемых белорусов.

Затем Витко перешел к проблеме взаимосвязи предприятия и социальной сферы. По его мнению, предприятие должно оказывать рабочему целый ряд услуг, иначе он может попросту отказаться работать. "Я ни в коей мере не разделяю точку зрения, что социальная сфера бременем лежит на предприятиях. На предприятии "Брестские ковры" работает стоматологический кабинет. Лечит по графику работников. Да, предприятие несет затраты. Но сколько бы потеряло предприятие, государство, город, если бы люди с больными зубами пошли в городскую поликлинику и отсидели там сутки в очереди, потом на вторые опять пошли за номерком и т.д.?" Зная, как переживает каждый рабочий за свои дачи, кур или даже коров, хочется предложить промышленным предприятиям сброситься на один большой колхоз по уходу и откорму живности своих рабочих. Но не проще ли просто платить рабочему исключительно за продаваемые им услуги и создавать безопасные для жизни условия работы?
Добавить комментарий
Проверочный код