Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№27 (293) 16 июля 2001 г. Общество

ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА

16.07.2001
Алексей ДЕМЬЯНОВ

Можно по-разному оценивать степень влияния информации на поведение человека, но отрицать это влияние бессмысленно. Между полнотой власти и степенью контроля над информационным пространством существует зависимость. Тотальная цензура неизбежно приводит к авторитаризму и диктатуре. Однако контроль над медиа еще не гарантирует контроль над сознанием аудитории. Преобразования в Чили, связанные с крахом Аугусто Пиночета, во многом связаны с тактикой информирования населения "от двери к двери" его противниками, когда при отсутствии доступа к СМИ оппоненты режима были живыми носителями альтернативной информации. Времена меняются, и, возможно, в белорусских условиях источником альтернативной информации станет Интернет.

Можно найти множество отличий в проведении первых и вторых президентских выборов. Изменились и средства координации усилий инициативных групп. Пейджеры заменили на мобильные телефоны, простенькие факсы вытеснила электронная почта и Интернет. Но помимо внутренней организации кампании отдельных кандидатов Интернет помогает привлекать новых сторонников и единомышленников. Распространение информации в пригодном для использования виде повышает возможности и резко сокращает расходы на полиграфию и почтовые услуги. К тому же в сети информация доступна 24 часа в сутки (конечно, при наличии компьютера и модема).

На сегодняшний день доступ к белорусским электронным СМИ имеет только один из потенциальных кандидатов. Остальным приходится либо искать подходы к российским СМИ, либо довольствоваться печатными медиа. В этой ситуации Интернет значительно облегчает жизнь.

Свое официальное виртуальное представительство есть у Семена Домаша (www.domash.by), причем оно не сопровождается какими-то лозунгами или призывами голосовать "за". Все сделано несколько тоньше. Отдельно хочется отметить раздел "Пресса о Домаше", который легко позволяет ему вписаться в политический дискурс. Оказывается, в белорусской прессе материалы о нем начали появляться еще в 1997г.

Неофициальный сайт есть и у Наталии Машеровой (www.mashe-rova.com), правда, какое она имеет отношение к нему, неизвестно. И после снятия кандидатуры Н.П. он останется для истории.

Продвигаются в Интернет и профсоюзы (www.praca.by). Пока там содержится информация и о Владимире Гончарике, и о Александе Ярошуке, а также о проблемах трудящихся в Беларуси. Много текста, и трудно определяема целевая аудитория сайта. Суядя по всему, рабочий класс еще не до конца осознал все прелести Интернета.

Сайт Михаила Чигиря (www.chigir.org) чем-то неуловимо напоминает агитационную листовку образца 1996г. - та же толпа народа, но впереди уже он. Кроме того, посетив сайт, можно задать вопрос Чигирю, но в разделе "полезные ссылки" не найти ни одной - пока их нет. Есть программа и биография претендента.

Валерию Левоневскому, видимо, одного сайта (www.levonevski.net) не хватило, и он сделал четыре одинаковых ("зеркала"). Заметим, что регистрировать адрес, в названии которого рядом с фамилий присутствует слово "нет", не очень рационально. Ведь тот, кто запомнит адрес сайта, запомнит и слово "нет"…

Свой сайт есть и у Виктора Терещенко (http://tereshchenko.by). Возможно, по замыслу дизайнеров, строгость сайта должны обеспечивать сдержанные цвета: синий и оттенки серого. Всем посетителям предлагается бесплатно скачать книгу претендента в кандидаты "Жизнь. Власть. Политика" и посмотреть фотоальбом.

Поражает сайт Леонида Синицына (www.sinitsyn.com). Он сделан сразу на трех языках (рус., бел., англ.), однако все содержание этого "информационного ресурса" ограничивается одной портретной фотографией претендента в кандидаты, предупреждением об обязательной ссылке на сайт при использовании материалов, а также счетчиком, гордо показывающим скромный интерес Интернет-аудитории к этому ресурсу.

В ближайшее время следует ожидать появления баннерной рекламы в Интернет-сайтах кандидатов. Тогда к рекламе магазинов и развлекательных сайтов добавятся и хмурые лица счастливых претендентов.

Активно используется Интернет и в рамках "мобилизационной кампании". Оказывается, что "мобилизационную кампанию" проводят не только военные комиссариаты. Накануне президентских выборов в Беларуси начинается своя. Цель проста - мобилизовать население для участия в выборах. Основная задача - чтобы люди пришли на избирательные участки и проголосовали сами. В этом случае за них никто не сможет проголосовать.

Вторая задача - информирование, предоставление альтернативной информации, отличающейся от официальной. Не стоит забывать, что Интернет относится к электронным средствам массовой информации. Наряду с телевидением и радио.

Один из таких информационных сайтов (www.barcnews.org) ежедневно предлагает новости из жизни Беларуси в свете приближения президентских выборов. Желающие могут читать эту информацию как на самом сайте, так и подписаться на рассылку новостей по электронной почте.

Есть тематический раздел, посвященный выборам, на сайте информационного агентства БелаПАН (http://elections.belapan.com). Присутствуют горячие новости, аналитика и др., причем в открытом доступе, в отличие от других информационных продуктов этого агентства.

Кроме того, практически во всех газетах есть тематические страницы, посвященные выборам.

Возможно, что очень скоро грязные "ма-а-асковские" технологии будут относиться не только к российской политической реальности. Белорусские президентские выборы непременно внесут свой вклад. Поток дезинформации усиливается, а лучшей среды, чем Интернет, для слива компромата не придумаешь.

Россияне, давно уже идущие впереди по этому пути, создали в российской части Интернета сайт-мечту для дезинформатора, который называется "Самоновость" (www.intergroup.ru/news). Теперь вы можете сами сочинять новости, выбирая сюжеты для информационного повода, место публикации - от имени какого российского информационного сайта будет выдаваться ваша дезинформация (Lenta.ru, Utro.ru и др.) и, конечно, вы определяете главных героев. Ссылку на сайт с вашей новостью вы можете сразу же, причем анонимно, отправить по e-mail.

Следует отметить, что российские медиа уже проявляют интерес и демонстрируют желание вбрасывать определенного рода информацию в самый не подходящий для белорусских властей момент. Вспомнить хотя бы публикацию в Интернет-издании "Газета.ru" статьи об исчезновении бывшего генпрокурора Беларуси Олега Божелко, причем за десять дней до профессионального праздника Дня работников прокуратуры...
Добавить комментарий
Проверочный код