Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№27 (293) 16 июля 2001 г. Общество

ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА

16.07.2001
Алексей ДЕМЬЯНОВ

Можно по-разному оценивать степень влияния информации на поведение человека, но отрицать это влияние бессмысленно. Между полнотой власти и степенью контроля над информационным пространством существует зависимость. Тотальная цензура неизбежно приводит к авторитаризму и диктатуре. Однако контроль над медиа еще не гарантирует контроль над сознанием аудитории. Преобразования в Чили, связанные с крахом Аугусто Пиночета, во многом связаны с тактикой информирования населения "от двери к двери" его противниками, когда при отсутствии доступа к СМИ оппоненты режима были живыми носителями альтернативной информации. Времена меняются, и, возможно, в белорусских условиях источником альтернативной информации станет Интернет.

Можно найти множество отличий в проведении первых и вторых президентских выборов. Изменились и средства координации усилий инициативных групп. Пейджеры заменили на мобильные телефоны, простенькие факсы вытеснила электронная почта и Интернет. Но помимо внутренней организации кампании отдельных кандидатов Интернет помогает привлекать новых сторонников и единомышленников. Распространение информации в пригодном для использования виде повышает возможности и резко сокращает расходы на полиграфию и почтовые услуги. К тому же в сети информация доступна 24 часа в сутки (конечно, при наличии компьютера и модема).

На сегодняшний день доступ к белорусским электронным СМИ имеет только один из потенциальных кандидатов. Остальным приходится либо искать подходы к российским СМИ, либо довольствоваться печатными медиа. В этой ситуации Интернет значительно облегчает жизнь.

Свое официальное виртуальное представительство есть у Семена Домаша (www.domash.by), причем оно не сопровождается какими-то лозунгами или призывами голосовать "за". Все сделано несколько тоньше. Отдельно хочется отметить раздел "Пресса о Домаше", который легко позволяет ему вписаться в политический дискурс. Оказывается, в белорусской прессе материалы о нем начали появляться еще в 1997г.

Неофициальный сайт есть и у Наталии Машеровой (www.mashe-rova.com), правда, какое она имеет отношение к нему, неизвестно. И после снятия кандидатуры Н.П. он останется для истории.

Продвигаются в Интернет и профсоюзы (www.praca.by). Пока там содержится информация и о Владимире Гончарике, и о Александе Ярошуке, а также о проблемах трудящихся в Беларуси. Много текста, и трудно определяема целевая аудитория сайта. Суядя по всему, рабочий класс еще не до конца осознал все прелести Интернета.

Сайт Михаила Чигиря (www.chigir.org) чем-то неуловимо напоминает агитационную листовку образца 1996г. - та же толпа народа, но впереди уже он. Кроме того, посетив сайт, можно задать вопрос Чигирю, но в разделе "полезные ссылки" не найти ни одной - пока их нет. Есть программа и биография претендента.

Валерию Левоневскому, видимо, одного сайта (www.levonevski.net) не хватило, и он сделал четыре одинаковых ("зеркала"). Заметим, что регистрировать адрес, в названии которого рядом с фамилий присутствует слово "нет", не очень рационально. Ведь тот, кто запомнит адрес сайта, запомнит и слово "нет"…

Свой сайт есть и у Виктора Терещенко (http://tereshchenko.by). Возможно, по замыслу дизайнеров, строгость сайта должны обеспечивать сдержанные цвета: синий и оттенки серого. Всем посетителям предлагается бесплатно скачать книгу претендента в кандидаты "Жизнь. Власть. Политика" и посмотреть фотоальбом.

Поражает сайт Леонида Синицына (www.sinitsyn.com). Он сделан сразу на трех языках (рус., бел., англ.), однако все содержание этого "информационного ресурса" ограничивается одной портретной фотографией претендента в кандидаты, предупреждением об обязательной ссылке на сайт при использовании материалов, а также счетчиком, гордо показывающим скромный интерес Интернет-аудитории к этому ресурсу.

В ближайшее время следует ожидать появления баннерной рекламы в Интернет-сайтах кандидатов. Тогда к рекламе магазинов и развлекательных сайтов добавятся и хмурые лица счастливых претендентов.

Активно используется Интернет и в рамках "мобилизационной кампании". Оказывается, что "мобилизационную кампанию" проводят не только военные комиссариаты. Накануне президентских выборов в Беларуси начинается своя. Цель проста - мобилизовать население для участия в выборах. Основная задача - чтобы люди пришли на избирательные участки и проголосовали сами. В этом случае за них никто не сможет проголосовать.

Вторая задача - информирование, предоставление альтернативной информации, отличающейся от официальной. Не стоит забывать, что Интернет относится к электронным средствам массовой информации. Наряду с телевидением и радио.

Один из таких информационных сайтов (www.barcnews.org) ежедневно предлагает новости из жизни Беларуси в свете приближения президентских выборов. Желающие могут читать эту информацию как на самом сайте, так и подписаться на рассылку новостей по электронной почте.

Есть тематический раздел, посвященный выборам, на сайте информационного агентства БелаПАН (http://elections.belapan.com). Присутствуют горячие новости, аналитика и др., причем в открытом доступе, в отличие от других информационных продуктов этого агентства.

Кроме того, практически во всех газетах есть тематические страницы, посвященные выборам.

Возможно, что очень скоро грязные "ма-а-асковские" технологии будут относиться не только к российской политической реальности. Белорусские президентские выборы непременно внесут свой вклад. Поток дезинформации усиливается, а лучшей среды, чем Интернет, для слива компромата не придумаешь.

Россияне, давно уже идущие впереди по этому пути, создали в российской части Интернета сайт-мечту для дезинформатора, который называется "Самоновость" (www.intergroup.ru/news). Теперь вы можете сами сочинять новости, выбирая сюжеты для информационного повода, место публикации - от имени какого российского информационного сайта будет выдаваться ваша дезинформация (Lenta.ru, Utro.ru и др.) и, конечно, вы определяете главных героев. Ссылку на сайт с вашей новостью вы можете сразу же, причем анонимно, отправить по e-mail.

Следует отметить, что российские медиа уже проявляют интерес и демонстрируют желание вбрасывать определенного рода информацию в самый не подходящий для белорусских властей момент. Вспомнить хотя бы публикацию в Интернет-издании "Газета.ru" статьи об исчезновении бывшего генпрокурора Беларуси Олега Божелко, причем за десять дней до профессионального праздника Дня работников прокуратуры...
Добавить комментарий
Проверочный код