Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№27 (293) 16 июля 2001 г. Экономика

ПРОБЛЕМА "ДЕКАБРЬ-2001": Что ждет белорусскую экономику после президентских выборов

16.07.2001
Леонид ЗАИКО

Наша экономическая данность в середине 2001г. обсуждается лишь в связи с необходимостью назвать фамилию главы государства на следующий срок. Что будет после выборов - тема отдельная, но заслуживающая внимания. Причем стоит отметить, что независимо от имени и фамилии победителя, ему придется решать дьявольски сложные задачи, обманывая и себя, и свое население. Это и есть плата за безответственные решения, которые ориентировались на потребительскую, патерналистскую часть общества.

"ЖИЗНЬ БЕЗ БУДУЩЕГО"

Реально прошедшие 7 лет были хождением по кругу, причем в таком привычном славянском варианте, как "хождение по мукам". Это был период учебы макроэкономике, но за чудовищно высокую цену. Профессорская часть экономической элиты, открыв рот, смотрела, что делали полисимейкеры, не утруждая себя просто обозначить жесткую критику того, что осуществлялось вопиюще неграмотно. Директорский корпус привычно, по-рабски вел себя на заклание, робко оправдываясь за неудачи, причины которых были заложены в макроэкономической политике верхних эшелонов. Предприниматели тихо стонали, но так, что действительно было похоже на известную фразу "этот стон у нас песней зовется".

"БОЛЬШОЙ СКАЧОК"

Что имеет страна к лету 2001г.? С середины прошлого года начался "большой скачок" к счастливой и богатой жизни. Резко начала расти минимальная и средняя зарплата. Стратегической целью объявлен результат финала 1995г. - 100-долларовая зарплата. А что еще? Какие еще цели может сформулировать белорусская власть? Никаких.

Теперь посмотрим, во что обходится этот "скачок" в благоденствие. Если в середине 90-х мы имели 17-20% убыточных предприятий, то в начале нового столетия их удельный вес превысил 40%. Под грузом экономических проблем, связанных с ростом издержек, именно по этой причине начали устойчиво падать инвестиционные расходы.

Левый сегмент диаграммы является "левым" и по существу. Раскрутка денежных доходов работников явно превышает возможности экономики. При этом не совсем удачно складывается и ситуация на внешних рынках. Если доходы выросли на 23%, как можно получить сбалансированный общий результат при приросте ВВП всего на 2,5 пункта? Мы работаем "на износ", обманываем себя и будущие поколения. Экономической политикой можно манипулировать, но платой за это будет стратегия развития.

Чтобы убедиться в этом, обратим внимание на показатели инвестиционного развития. Совокупные инвестиции сокращаются, хотя имеются предпосылки капитало-вложений как результата роста депозитов в условиях положительной процентной ставки. Мы перешли от вложений к потреблению, но это может быть только временным явлением.

В какой период советского времени решился бы иной генсек увеличить зарплату на 23% при увеличении ВВП всего на 2,5 пункта? Это не дали бы товарищи по партии и обвинили бы в ревизии марксизма-ленинизма как всемирно-исторического учения.

В нашей экономической и политической жизни толпы штатных и заштатных чиновников, министров, придворных ученых молчат, словно не сдавали экзамены по полит-экономии капитализма и социализма. Такое унижение редко когда приходится видеть от людей явно не юношеского возраста.

Когда уже не хватает бюджетных денег на выплату зарплаты, когда предприятия берут кредиты именно под зарплату, в такой стране отрезвление наступит неизбежно. И оно придет сразу после завершения кампании покупки избирателей. Скоропостижное благосостояние также быстро исчезнет.

Заметим далее, что вследствие указанных причин также ухудшилось положение реального сектора и особенно промышленности. Торможение инфляции привело к снижению показателей роста за счет увеличения цен, в результате чего стала снижаться прибыльность сектора и резко увеличилось количество убыточных предприятий. По данным Министерства статистики и анализа РБ, на 1 мая 2001г. 4.655 предприятий, или 40,5% от их общего числа, были убыточными (на 1 мая 2000 г. - 32,1%). Сумма убытков по народному хозяйству составила 139,5 млрд. рублей, в т.ч. в промышленности - 47,3 млрд., жилищно-коммунальном хозяйстве - 20,8 млрд., в торговле и общественном питании - 13,4 млрд., на транспорте - 12 млрд. По сути, повышение зарплаты привело к нехватке около 100 млрд. рублей, и одновременно происходил рост убытков предприятий. Реальный дисбаланс финансовых потоков составляет около 240 млрд. рублей. Это является ценой нынешней популистской политики доходов.

ВИРТУАЛЬНАЯ БЕЛАРУСЬ-2005

Борьба за власть с приближением сентября возрастает. Сейчас создано столько проблем и тупиков, что надо с ожесточением бороться за право выводить страну из тупика. Можно понять романтизм молодых политиков, но ни один профессионально подготовленный экономист или честный политик не будет стремиться к тому, чтобы стать "ответчиком" за то, что имеет (и не имеет) страна.

Вопрос также состоит в том, к чему готовить людей: к новым вершинам благосостояния или работе по 12-14 часов, созданию фундамента своего личного и общественного благосостояния. В период предвыборной кампании лучше не говорить о неприятном. Вроде как лучше для всех. И все претенденты будут говорить во спасение в будущем. Но проблемы обострятся уже в ноябре-декабре. Может, лучше вести дискуссию конкретно именно об этом: что делать в конце 2001г.? Нам же предлагают думать о светлом будущем.

Образцом такого рода лубочной картинки становится и проект-2005, который нам любезно предложили правительство, власть, чиновники и чиновные ученые.

В основе быстрого движения Беларуси вперед лежит реальный сектор и прежде всего промышленность. Теперь посмотрим, как представляют развитие экономических процессов наши авторы программирования будущего страны.

Они второй раз в истории изобрели "свинтопрульный аппарат". Первый случай был накануне первой мировой войны, когда технически "продвинутый" энтузиаст предложил первый в мире "свинтопрульный пулемет". Суть сводилась к тому, что пулемет стреляет пулями с маленькими пропеллерами. Эти пропеллеры гонят отравленный ядовитыми газами воздух на врага. Понятно, что победа будет за свинтопрульным пулеметом.

У нас также появился свой свинтопрульный экономический аппарат. Сделан он органами, которым недавно исполнилось 80 лет. Чего не бывает на старости, простительно. Вот, например, образец нашего свинто-прулизма. Построим график движения промышленности за последнее десятилетие и добавим ориентировочные данные до 2005г., добросовестно рассчитанные правительственными чиновниками, проверенные и выверенные вышестоящими (и сидящими) товарищами.

Если развитие шло по синусоиде, что вполне нормально, то что надо сделать для некоего "устойчивого развития" белорусской экономики? Кстати, термин "устойчивое развитие" является своего рода заклинанием постсоветских чиновников, своеобразной смесью французского с нижегородским. Не было и нет этого мнимого "устойчивого развития". Развитие как развитие: и вверх, и вниз. Однако словеса не унимаются. Но есть просто здравый смысл, который нас заставляет задуматься. Что же такое надо сделать в ближайший год, чтобы полностью изменить траекторию экономики последних десяти лет? Кого убрать: президента, премьера, правительство или всех сразу, чтобы изменить ситуацию в корне?

Мы специально показываем ситуацию 90-х гг. и прогноз на предстоящие пять лет. Суть сводится к тому, что в результате новых энергичных мер белорусского правительства надо будет создать прецедент и "сломать" старую цикловую версию развития. Более того, надо будет перейти от синусоиды к плавно развивающейся устойчивой тенденции роста. Эта задача невероятно сложна, так как конкуренция на внешних рынках возрастает. В соседних странах бизнес не сидит сложа руки.

Из всех бед и трудностей предстоящего времени есть особая беда. Дело в том, что в Беларуси до сих пор нет опыта нормальной бюджетной политики. Инфляционная экономика позволяла получать инфляционный налог, который скрадывал грехи полисимейкеров и прятал в тени ошибки налоговой, монетарной политики, увлеченности сомнительными расходами. В рамках объявленной программы придется вообще жить по-другому, точнее, нормально, когда не будет "экономических наркотиков" в виде кредитных эмиссий. Но это уже будет новый тип макроэкономического регулирования, новые институциональные формы и высокая ответственность за собственные действия. Причем всех, включая разработчиков программы и ее реализаторов. Однако именно этих ресурсов и факторов нет у нынешней правительственной команды, а белорусский президент официально заявил, что нет смысла менять правительство вообще. Он правильно понял, что "советский" вариант экономической политики может проводить только такое неосоветское правительство.

Деформированных лубочных картинок будущего нам уже хватает. Возникает вопрос, что же действительно необходимо делать в этом году для создания фундамента нормальной экономики и здорового общества? Эта тема становится очень политизированной, хотя именно этого и не хотелось бы по многим причинам. В период предвыборной борьбы всем политикам (даже порядочным) придется обманывать и делать из нас жертв кандидатской агрессии. Однако надо быть и честными, что не получилось у наших официальных экономических футурологов сейчас.

ЭПОХА ПОЗДНЕГО БРЕЖНЕВИЗМА

Неосоветские парадигмы жизни стали явственными. На телеэкране гудят заводские станы, комбайны "бороздят просторы Большого театра", благодарные труженики поют гимны в честь заботливой власти. В этой атмосфере лжи и праздничных реляций основная часть неономенклатуры и представителей средней и нижней прослойки власти подготовили для себя оправдание: если что, виноват будет президент, у нас по привычке спрос с главного лица. Причем большинство людей во власти и около нее готовы и сейчас списать все свои ошибки и преступления (ошибка может быть и хуже преступления) на главного ответчика. В свою очередь, президент не раз подчеркивал, что он и есть хозяин в стране, никому ничего не продаст, не отдаст, не уступит, а только будет вести Беларусь к сияющим высотам. Так что круг замкнулся.

Реально мы не сделали ничего, чтобы создать основу конкурентной экономики будущего. Ни правительство, ни министры экономического блока - никто не проявил гражданской позиции, а жили по правилу "абы пронесло". При этом чиновники не отказывали себе в маленьких радостях жизни и вели себя, как бюрократический класс позднего брежневизма. По этому поводу некоторые политики считают, что нынешний чиновник стал еще более отвратительным, чем был в советские времена. Его наглость и самоуверенность, хитрость и корысть воспитывались последние 5 лет с особой силой. Даже новые депутаты "вдвинули" себя на политический балкон именно в духе этой новой белорусской философии лжи и корысти.

Если Россия страдает от лжи финансовой и новой экономической власти, коррумпированности чиновников, то Беларусь не страдает, а просто упивается этой ложью и живет уже по Оруэллу.
Добавить комментарий
Проверочный код