Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№27 (293) 16 июля 2001 г. Дом

МОРЩИНЫ ЭКОНОМИКИ отражаются на лице города

16.07.2001
Ксения РАЦКЕВИЧ

Архитектура не только оказывает громадное влияние на духовное воспитание нации, но и острее других видов искусств реагирует на ухудшение экономического состояния страны. О том, как не переполнить город унылыми однообразными зданиями, корреспондент "БГ" беседует с архитектором Виктором КРАМАРЕНКО.

- Кто сейчас определяет лицо города - архитектор или чиновник?

- Сейчас нет административного давления, как нет и единого стилистического направления, диктуемого сверху. Хотя было время, лет пятнадцать назад, когда один архитектор подминал под себя творческую мысль остальных. Когда главному архитектору Минска Григорьеву приносили для согласования проект, он брал карандаш и рисовал свое, григорьевское, видение архитектуры.

- Вы не считаете, что улицы города, его кварталы должны быть выдержаны к едином стиле?

- Здесь можно привести как положительные, так и отрицательные примеры. Например, в Париже великолепный ансамбль Елисейских полей, где на задуманную единую градостроительную композицию нанизаны улицы, площади, бульвары, скверы, памятники… И все это было решено в одном стиле, хотя в постройках участвовали самые различные архитекторы. Но они каждое здание увязывали с окружающей средой, и вся застройка шла в контексте единой градостроительной мысли.

Кстати, наш проспект Скорины является прекрасным примером того, как весь ансамбль был задуман в едином стилистическом решении. Проследите пространство, начиная от площади Независимости до площади Победы: все здания взяты "под один карниз", левая сторона увязана с правой, бульвары связаны между собой, раскрыты на интересные видовые точки. С помощью грамотного использования естественного ландшафта с Октябрьской площади открывается вид на площадь Победы. Проспект великолепно вписан в природную среду Свислочи. Все вместе это составляет единый, на мой взгляд, гениальный замысел.

- Наш проспект тоже воплощали разные люди?

- Да, причем они согласовывали свои замыслы, и в данном случае получилось великолепное архитектурное произведение, соотносимое по уровню с парижскими Елисейскими полями. В Минске есть еще один замечательный проспект - Машерова, который вписан в "зеленый диаметр" белорусской столицы. С верхней точки площади Свободы открывается великолепный вид на зелень, на реку, с левой стороны - архитектурный ансамбль кинотеатра "Москва", гостиницы "Планета", разноуровневой жилой застройки напротив обелиска "Минск - город-герой" (т.н. "Манхэттен"), которая дополняет административные здания рядом архитектурных приемов, присущим жилым зданиям, ансамбль завода холодильников, Веснянки. С другой стороны - Дворец спорта. И все это органично сочетается с зеленой зоной. Это является примером того, как градостроительное искусство воплощается во времени параллельно со строительством каждого отдельного здания.

Или другой пример: проспект Рокоссовского. Там тоже ансамбль, но состоит он из двух-трех однотипных серых панельных домов, и творческие крылья архитекторов оказались подрезаны. В результате не получилось ни градостроительной, ни архитектурно-художественной композиции.

- Возможно ли вообще из наших панельных домов создать полноценную художественную композицию?

- По-моему, нельзя. Это то же самое, что оставить журналисту вместо 33 букв десяток, вы просто не наберете слов.

- Хватит на одни междометия…

- А в те времена архитектору предлагали пяти-семи-девятиэтажную коробку, с окнами, подъездными дверями, козырьком - и все, этим исчерпывалась номенклатура деталей для сочинения архитектурного произведения. Кстати, в настоящем Манхэттене в Нью-Йорке особая дороговизна земли заставляет строить на маленьких участках очень высокие дома. И каждый архитектор делает тот дом, который ему нравится и соотносится с возможностями заказчика, не считаясь с рядом стоящими зданиями. Получился весьма любопытный набор строений, среди которых интересно гулять: постоянная смена впечатлений. Они все разностилевые, но это интересный пример градостроительной практики, когда такие различные здания образовали единый градостроительный ансамбль. Его объединяет высотность - практически все здания сто и более метров, со своими деталями, проработанными до уровня искусства, интерьерами, блеском окон, наконец... Это говорит о том, что в архитектуре существует множество приемов сделать городскую застройку более выразительной и интересной. Но есть один прием, который убивает архитектуру, - единообразие. Ограничивать волю и фантазию архитектора просто нельзя, поскольку тем самым устанавливаются рамки для тех, кто смотрит на эту архитектуру и живет в ней - жителей и гостей города.

- Существуют ли какие-либо средства, чтобы разнообразить уже имеющиеся серые бетонные коробки?

- Жизнь заставила архитекторов задуматься о том, что же делать с построенным 30-50 лет назад жилым фондом, который устарел и морально, и физически. Наше общество уже подошло к той черте, когда потребности людей выросли и ютиться в одной комнатке не хочется. Кроме того, панельный дом - это скрепленные металлическими деталями панели. Металл ржавеет, и уже были случаи, когда панели летели вниз - а это не просто панели, это чьи-то стены… Эту проблему сейчас решают во всех регионах бывшего Союза. Уже есть примеры реконструкции старых панельных домов. Правда, здесь очень важен материальный фактор, поскольку зачастую стоимость реконструкции оказывается сопоставима со стоимостью нового дома. Естественно, это накладно и для бюджета, и для жильцов - ведь чтобы расширить квартиру, нужно задействовать близлежащие площади, а значит, выселять оттуда людей. Квартиры объединяют с соседними, делают перепланировку, выполняют двухуровневые квартиры, надстраивают мансарды, пристраивают дополнительные стены - террасы, веранды или дополнительные блоки. Т.е. пути для развития таких домов, конечно же, есть, остается открытым только материальный вопрос. Однако миновать этот этап в гражданском строительстве нашей стране вряд ли удастся.

- У архитектора есть свой любимый стиль?

- Приход нового архитектурного стиля - закономерное явление, которое вызвано развитием архитектуры как технического вида искусства. Если бы архитектура стояла на незыблемых позициях, то и ее развитие было бы искусственно остановлено, что, собственно, и произошло в сталинские времена. В Советском Союзе в 30-е гг. развивался конструктивизм. До этого преобладали классика и модерн, которые унаследовали планировочные принципы прошлого. Техника же в начале века получила мощный импульс к развитию, а вместе с ней - архитектура конструктивизма. В Минске замечательным примером этого стиля служит здание Дома правительства. Правда, скоро этот стиль был искусственно задушен одним-единственным решением сверху, и дальше архитектура пошла по пути повторения уже пройденного. Может быть, благодаря этому получился проспект Скорины. Хотя, кто знает, если бы не было этого продиктованного сверху классического направления, то накопленный к тому времени мощный потенциал в духе конструктивизма мог бы подарить нам другой, более современный шедевр.

В настоящее время очень мощный толчок развитию архитектуры дает развитие технологий, индустрии строительных материалов.

- Архитектурные примеры нового витка технологического прогресса уже есть в Минске?

- Самый свежий - железнодорожный вокзал. Еще десять лет назад такое здание построить было бы просто невозможно.

- А спроектировать?

- Его просто не согласовали бы - не было соответствующей строительной базы. Проект нужно было согласовывать не с кем-нибудь, а со строителями. А они не согласовывали тот проект, который им было сложно выполнить. Зачем? Ведь есть уже проторенный путь, есть конвейер, который работает десятки лет. Поэтому сложный проект откладывался на полку, а воплощался тот, который не требовал больших усилий. В результате такой политики мы сейчас имеем массу панельных микрорайонов. И квартиры всем не дали, и реконструировать это жилье накладно, в итоге все ложится на наши с вами плечи.

- Однако уже сейчас появляются примеры совершенно изумительных жилых домов - например, на улицах Варвашени, Притыцкого, Некрасова. Это результат смелости заказчика или настойчивости архитектора?

- Конечно, хотелось бы сказать, что это совместный плод творения заказчика и архитектора. Однако на самом деле пальму первенства все же приходится отдать архитектору. Случаи, когда заказчик поддерживает, понимает идею архитектора, выделяет на это соответствующие средства (а архитектура - дорогое искусство), к сожалению, не часты. А архитектурные идеи стоят хороших денег. Когда же в этом деле экономят на деньгах - экономят на духовном богатстве страны. Ведь серая панельная страна - духовно нищая страна.

- Могут ли достижения технологического прогресса удешевить хорошую архитектуру?

- Это станет возможно, когда будут демонополизированы производство стройматериалов и архитектурное творчество. Кстати, появление наряду с проектными институтами творческих мастерских - наглядный пример демонополизации архитектурной мысли. Хотя институты пытаются конкурировать не интенсивными, а экстенсивными методами - не более интересными проектами, а директивными документами. Были даже попытки уничтожить творческие мастерские, к счастью, неудачные. И сейчас творческие мастерские зачастую сотрудничают с проектными институтами. Творческая мастерская, как и положено, творит архитектуру, а проектная организация, где собраны десятки специалистов различных направлений, - конструкции, сантехнику, электрику и т.д. И так работает весь мир.

- Хватит ли у белорусских архитекторов творческого потенциала, чтобы переломить тенденцию к однообразию в городской застройке?

- Полагаю, что такая тенденция уже проявилась и вызвана она демонополизацией рынка. Многие проектные организации стараются выполнять свои продукты разнообразнее и качественнее. Кроме того, сейчас можно выбрать из десятков строительных организаций ту, которой будет передан проект, причем на тендерных условиях. И если строители предлагают консервативное воплощение проекта, заказчик может с этим просто не согласиться и передать его другой, более технологичной и прогрессивной организации. Это, кстати, и путь к снижению стоимости строительства не приказами и постановлениями, а посредством экономических законов.
Добавить комментарий
Проверочный код