Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№25 (291) 25 июня 2001 г. Общество

НАРИСОВАННОЕ ВРЕМЯ

25.06.2001
Вероника ЧЕРКАСОВА

Не успела в полоцком художественном музее закончиться одна выставка художника Сергея Баленка, как в минской галерее "Золото" открылась другая. Сам Баленок считает это удачей, хотя повышенное внимание к его работам логичнее рассматривать как обыкновенную закономерность. В маленький зал галереи вместилось чуть больше двадцати картин. Но и этого вполне достаточно, чтобы понять: мир Баленка стоит того, чтобы взглянуть на него попристальней.

На картине "Часы с кукушкой" есть все, кроме часов. Горный пейзаж, на переднем плане деревья с ветками, которые еле выдерживают тяжесть спелых плодов, бегущая по своим делам тощая кукушка. Вместо часов на картине присутствует время, нарисованное Баленком. А кукушка, она так, сама по себе, погулять вышла.

Баленок начал рисовать почти как Ван Гог, к тридцати годам. Он закончил отделение книжной графики Львовской полиграфической академии. Много лет после этого работал в издательствах по специальности "полиграфия", иллюстрировал книги. Особенно ему удавались сборники фантастики. В годы советской власти в обход цензуры под маркой научно-фантастических произведений выходили вещи, по своей социальной значимости не слабее "Архипелага ГУЛАГа". Писатели-фантасты переносили действие своих романов и повестей на далекие планеты и, описывая тамошнюю жизнь, рисовали точные и жестокие сатиры на окружавшую их реальность. Став эзоповым языком ХХ века, фантастика в Советском Союзе была обречена на оглушительный успех. Она стала глотком свежего воздуха в обществе глобальной цензуры и бессмысленных запретов. Баленку она подошла как никакой другой жанр литературы.

Иллюстрировать придуманную жизнь одновременно и легко, и бесконечно трудно. Сергею ничего придумывать не пришлось, потому что свой мир у него уже имелся, и своеобразия в нем было выше крыши. Там - свое население, своя архитектура, свои пропорции и углы зрения. Собственно, любой художник рисует не окружающий мир, а свой собственный, вопрос лишь в том, окажется ли он интересным для других.

Сегодня работу художников-иллюстраторов с успехом заменили компьютерной графикой. Разница между выполненным на компьютере полиграфическим дизайном и обложкой, нарисованной рукой мастера, такая же, как между живым цветком и искусственным, как между искусством и ремеслом. Зато дешевле - неоспоримый аргумент, который сегодня стал решающим не только в полиграфии.

С государственной службы Баленок ушел в 1989г. С тех пор живет за счет своего творчества, много выставляется за рубежом. Считает, что выставки для художника - такая же работа, как для продавца - торговля с прилавка.

Как рассказать о его работах? Искусство пересказу не поддается, оно неуловимо и неописуемо. Изображенные на картинах маленькие монстры завораживают, привлекают, как и все безобразное, а временами вызывают умиление. Например, переступающий тонкими, ломкими опорами-ножками "Бредущий мост". Эти страшненькие рыбы с человеческими руками и огромными ушами, облезлые кошки и птицы, будто только что выстиранные и отжатые в "Индезите" (прослужит долго), волки с оловянными глазами, как ни странно, очень нравятся детям.

Особый разговор - как Баленок подписывает свои картины. Вместо того чтобы нацарапать что-нибудь простенькое, вроде "Утро в сосновом бору" или там "Джоконда", он пишет: "Не стоит подглядывать за временем, у каждого часа своя рыба" или "Апорт, но если не найдешь, можешь не возвращаться". Попытайтесь представить себе, что изображено на офорте, который называется "Если трудно смотреть на окружающее и колесики мешают, то закрой глаза".

Несмотря на эти столь нестандартные названия, интерес к картинам Баленка в последнее время стремительно растет. Полоцкий музей приобрел работу, которая называется "Солнечным днем пробегающему мимо давно не евшему псу было все равно, что..." А кстати - что? В ответ Баленок лишь улыбается и молчит.
Добавить комментарий
Проверочный код