Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№25 (291) 25 июня 2001 г. Экономика

РАВНЫЕ НАВЫКИ - ТОЛЬКО В МОГИЛЕ

25.06.2001
Ярослав РОМАНЧУК

Белорусская власть больна равенством. Болезнь своеобразна, носит ярко выраженные социа-листические симптомы. За столько лет еще никто не претворил в жизнь принцип "каждому по труду и заслугам", но стараются. Для себя, любимых. Идея равенства весьма популярна как среди рабочих, так и среди интеллигенции. Тот факт, что у соседа на одну корову больше, а машина круче, беспокоит среднестатистического белоруса больше, чем собственное благосостояние. Идея равных условий хозяйствования также весьма популярна. Она даже нашла свое отражение в Конституции.

Белорусский союз предпринимателей и нанимателей (БСПН) им. Кунявского провел интересное исследование: "Проблемы создания равных условий для свободной конкуренции в Республике Беларусь". Георгий Бадей и его коллеги проанализировали нормативную базу и практику реализации того самого равенства. Как оказалось, для хорошей, богатой жизни, нам его и не хватает. Власть, высокопарно написав на своем щите "равенство", лицемерно и повсеместно его нарушает.

Особенно достается малым, частным, провинциальным компаниям. Не сладкая жизнь и у иностранцев, которым явно не хватает инвестиционного адреналина. Белорусская власть явно перепутала равенство перед законом с равенством доходов.



ГДЕ НАРУШАЕТСЯ КОНСТИТУЦИЯ


Анкетный опрос субъектов хозяйствования негосударственного сектора показал, что 86,8% респондентов сталкивается с фактами нарушения права на равные условия хозяйствования и свободной конкуренции. Чаще всего предприятия жалуются на нарушения в области равных условий доступа к сырью и материалам (41,3%) и "двойные стандарты" при установлении цен и тарифов, ставок арендной платы, получении налоговых льгот и преференций (58,7%), в области сбыта продукции, при получении разрешений на вывоз продукции, распределении заказов на поставки продукции (услуг) для государственных нужд и квот на экспортные поставки (52,2%). Не на равных условиях оказывается помощь в виде государственных кредитов и субсидий (32,6%), при аренде и приобретении помещений (15,2%).



ДЫШЛОВВОДЫ И ДЫШЛОВЕДЫ


Что главнее - закон или решение облисполкома? Риторический вопрос для Беларуси. Статья 15 закона РБ "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" гласит: "Запрещаются … достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) государственного органа с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан". Закон особо подчеркивает опасность а) административного раздела рынков по территориальному принципу, по видам, объемам сделок, по видам, объемам товаров и их ценам, по кругу потребителей; б) исключение или ограничение доступа на товарный рынок; в) незаконное повышение, снижение или поддержание цен. 8 из 10 людей, работающих в бизнесе, видят вопиющие нарушения закона. И что? Кого-то уволили за удушение конкуренции? Как здесь не сравнить его с дышлом? Разве можно назвать нынешнюю власть сильной, если она разрушает доверие к закону, не может добиться строгого исполнения правовых норм? На самом деле она даже цели такой не ставит.



МУКОМОЛЫ В ЗАКОНЕ


Среди наиболее ярких примеров нарушения конституционных прав граждан можно отметить письмо Комитета по хлебопродуктам от 13.09.2000г. N11-6/465: "Закупка муки из-за пределов республики и у коммерческих структур без разрешения Комитета по хлебопродуктам запрещается". А письмо от 4.10.2000г. N11-6/498 дополнительно установило, что целью своевременного возврата кредита за поставленную чешскую пшеницу категорически запрещается закупка муки у коммерческих структур и других предприятий, кроме перерабатывающих предприятий Комитета по хлебопродуктам и РО "Белптицепром". Минский облисполком поддержал эти действия Комитета. Если чиновники так пекутся о благе потребителя, то почему они запрещают покупать муку у коммерсантов, у которых цены на 30% дешевле, чем у чехов?

Мучные мазохисты должны быть довольны: объем производства макарон по сравнению с 1.04.2000г. упал почти на 75%. Цены на хлебобулочные изделия в соседней России ниже, частники на данном сегменте рынка изжиты как класс.



ГОНДУРАСЯТ БЕДНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ


Белорусское правительство своеобразно понимает совместительство. Оно предлагает нам многочисленные концерны с двойными, тройными функциями. Так, "Белнефтехим" (по постановлению N1215 от 4.08.99г.) имеет право контроля за розничной продажей нефтепродуктов. С ним же надо согласовывать расположение АЗС. Ему же принадлежит 57% всех автозаправок страны. Такой уклад по определению не может быть эффективным. Чиновники и монополисты говорят на одном, инсайдеровском языке. Допуск человеку со стороны практически заблокирован. В результате потребитель получает высокие цены и бензин, после заправки которым машина начинает "чихать", и солярку, после которой фильтры меняешь чаще, чем памперсы ребенку.

Еще один вопиющий факт преступного отношения к отечественному бизнесу описали экономисты БСПН. ИП "Дар" было лишено статуса заготовительной организации. Оно было готово поставлять глазированные сырки в Россию (вместо масла животного) в обмен на нефть, зерно и комбикорм. "Это позволило бы получать дополнительно $100 тыс. импорта (за счет разницы в цене на масло и сырки в Россию). Но тем не менее предприятие было закрыто по устному указанию председателя Минского облисполкома Домашкевича Н.Ф. после посещения правительственной делегации под руководством премьер-министра". Кто ответит за бюджетные потери, за разрушение рабочих мест и дискредитацию Беларуси на российском рынке? От карающей руки чиновника пострадали также ТПП "Пролакт", производившее глазированные сырки, ПКФ "Агросервис", производитель хлеба, ООО "Феникс" из Лиды, производитель овсяных хлопьев, ПК ООО "Берлио" и многие другие.

Список экономических жертв безумной экономической политики пугающе длинен. А все потому, что свои животные инстинкты бюрократы прикрывают жупелом равенства и братства. Благо до взятия белорусской "Бастилии" осталось недолго. А для тех, кто довел страну до обломков самовластья, полезно будет помнить слова известного экономиста Г.Норта: "Вы не можете получить равенство богатства без равенства людей. Есть только один способ добиться этого - убить их. У людей равные навыки только в могиле".



ИСТОЧНИКИ КОРРУПЦИИ И "ОТКАТОВ"


Бюрократам и отдельным руководителям государственных предприятий экономическое неравенство выгодно, потому что оно искусственно создает разницу в ценах и, следовательно, возможности для получения "откатов". Согласно исследованию БСПН, "нарушаются условия доступа к сырью и материалам, прежде всего в отраслях, где наблюдается жесткое государственное распределение ресурсов: в агропромышленном комплексе - по молоку, мясу, зерну (муке), в лесной и деревообрабатывающей промышленности - по древесине, в нефтехимической и топливной промышленности - по полиэтилену и горюче-смазочным материалам". Вот как рождаются белорусские субсидархи. Сначала тот или иной продукт вводится в разряд стратегически важного. Естественно, производить его и торговать разрешается только особо проверенным компаниям (через лицензирование). Контракты по госзаказу распределяются так, чтобы всем хватило. А отчет для начальства делать легко, потому что они в доле. Классическая схема, наличие и функционирование которой в Беларуси подтверждает как нормативная база, так и практика. Вот лишь несколько примеров.

Постановление Совмина от 4.01.99г. N2 "О мерах по упорядочению использования мясных ресурсов" поручает облисполкомам "временно приостановить действие разрешений на заготовку скота физическими и юридическими лицами, не имеющими условий для полного цикла его переработки". Минский облисполком берет под козырек и принимает решение от 29.01.99г. N11 "…запретить с 25 января 1999г. продажу мяса, молока и продуктов из них коммерческим структурам и предпринимателям". Изобретательности правительства нет предела. Своими решениями оно монополизирует рынок. Мы разрешим тебе производить мясомолочные продукты, если у тебя есть все: от фермы с животными до перерабатывающих заводов. При этом приватизировать заводы у нас никто не разрешал, а строить свои - слишком рискованно и накладно. Чтобы работать на этом сегменте рынка, мало получить лицензию. Надо еще, чтобы тебе "придали статус" заготовительной организации.

Правительство не только определяет условия закупки, отдавая предпочтение колхозам и совхозам, но и диктует закупочные цены. Забудьте о правах собственности: "Все мясомолокоперерабатывающие предприятия независимо от их форм собственности и подчиненности, наделенные статусом заготовительной организации, осуществляют свою производственную деятельность под непосредственным руководством ГПО "Мясомолоко".
Добавить комментарий
Проверочный код