Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№25 (291) 25 июня 2001 г. Экономика

"БОГ" ДАЛ - "БОГ" ВЗЯЛ

25.06.2001
Ярослав РОМАНЧУК

Любовь иностранцев к Беларуси поистине безгранична. Кто-то может возразить, что это всего лишь страсть к прибыли, к новому рынку сомнительной перспективности. Так или иначе, свыше 1.000 представительств иностранных компаний и около 3.000 предприятий с иностранными инвестициями из 51 страны мира в нашей стране - это своеобразный индекс глобализации Беларуси, ее интеграции в мировую экономическую систему. Много это или мало? Мизер, и не столько по количеству, сколько по реальному объему инвестиций, контролируемым иностранцами потокам активов в Беларуси, количеству green field проектов (т.е. строительство предприятий с нуля) и объему производимой добавленной стоимости.

Поэтому выход декрета N19 от 18 июня 2001г. о расширении числа юридических лиц, уплачивающих суммарный налог с выручки в размере 4,9%, - это очередной удар по престижу белорусской власти, если такое понятие, как "престиж", вообще к ней применимо. Данный документ поможет бюджету, как мертвому припарка. Толку мало, а шуму - с три короба.

Белорусские власти довели до совершенства практику по загону самих себя в тупик. Лукашенко сбивчиво, но настойчиво приглашает в гости иностранные инвестиции. Правда, только "чэсных" и без всяких предварительных условий. Правительство наперебой предлагает десятки проектов, обещая гарантии высшей степени нормативной твердости. Выделение льгот отдельным иностранцам постановлениями Совмина вошло в практику. ПП НС принимает Инвестиционный кодекс. Пусть он де-факто ничего не значит, но декларирует миру самые добрые намерения сотен бесправных нормо-творцев, принимающих к сведению решения реального законодателя. Накануне президентских выборов некстати ссориться с редким иностранным инвестором. И тут - как гром среди ясного неба.



ПРОБЛЕМЫ СО ЗРЕНИЕМ


Равные условия хозяйствования у нас понимаются своеобразно. 99% платящих налоги в Беларуси считают, что они слишком высокие. Вместо того чтобы всем иметь одинаково низкие налоги, Лукашенко решил поднять планку для всех. Почти для всех, потому что правительство и президент оставили для себя массу законных способов освобождать от уплаты того или иного налога. Каждая неделя изобилует подобными указами и распоряжениями, многие из которых являются секретными. Жареный фискальный петух, должно быть, клюнул очень больно, если одним махом А.Г. удалось нарушить: а) закон о бюджете, б) закон об иностранных инвестициях, в) Инвестиционный кодекс, г) Конституцию РБ. Обещали иностранным инвесторам в течение пяти лет не менять правила игры? Обещали. "Так декрет-то временный", - могут возразить его сторонники. Им бы два месяца продержаться да уборочную пережить. Предо-ставляли льготы пропавшим с рынка иностранцам в 1996г., чтобы привлечь в т.ч. и давальцев, приносящих "дары" в виде заказов для потерявших ориентацию на внешних рынках белорусских государственных предприятий. Да, это было в нарушение Конституции. Да, это было в ущерб резидентам, но можно назвать кучу нормативных актов, которые дискриминируют нерезидентов и иностранцев, которым вход на рынок обходится гораздо дороже. Для них намного выше арендные ставки (что при монополии государства на рынке офисных помещений составляет существенную расходную статью), другое отношение контрольных органов (с иностранца по определению есть что взять), другие нормативы по "добровольному" финансированию внебюджетных правительственных кампаний. Более того, даже среди "белорусских" иностранцев есть те, которые "иностраннее" других. Так что говорить о равенстве здесь вообще не приходится.

По оценкам некоторых специалистов, протест лоббистов-резидентов, работающих по давальческим схемам, нашел-таки свое отражение в декрете N19.



КТО К НАМ С РУБЛЕМ ПРИДЕТ, ТОТ В ОРАЛО И ПОЛУЧИТ


Какой может быть реакция иностранных юридических лиц? Во-первых, надо отметить, что простых иностранцев, представляющих малые капиталы, у нас на рынке мало. "Малые" по белорусским меркам, разумеется. Значит, они имеют возможность нанять высокопрофессиональных юристов, аудиторов и бухгалтеров, которые лучше налоговиков найдут способы платить налоги в прежнем режиме или еще меньше. Известно, что студенты - отличники юридических и экономических вузов - склонны скорее выбрать работу с иностранцами, чем в контрольных органах. Отсюда и разница в квалификации. Как говорят, нет таких законов, придуманных троечниками, которые не могли бы обойти отличники.

Второй вариант - сворачивание деятельности иностранных юридических лиц в Беларуси. Лукашенко настойчиво добивается, чтобы территорию нашей страны обслуживали представительства иностранных компаний Польши, Литвы, Украины или России. В итоге получится ситуация, когда товары, доставляемые через иностранные компании, действующие из-за рубежа, будут дешевле, чем через белорусские схемы. Какой смысл тогда содержать представительства, открывать счета нерезидентов и вообще делать что-либо в этой стране? Потеряют работу высококлассные специалисты, которые имели хороший доход и формировали устойчивый спрос на группу товаров и услуг для среднего класса Беларуси.

Есть еще один вариант развития событий. Цены на "белый" импорт возрастут. Более привлекательными станут "серые" схемы, предполагающие или двойную бухгалтерию, или отлаженную систему "откатов". Еще нигде в мире цены от введения новых налогов не падали. Из-за наличия законодательных "дыр" и значительного роста ожидать не приходится. Речь идет лишь о перераспределении тающего на глазах пирога реального спроса, формируемого живущими в Беларуси людьми.

В разговоре с одним местным бизнесменом я был поражен его оценкой предстоящих выборов. Это весьма актуально в контексте декрета N19. Он говорит, что лучше бы выборы выиграл Лукашенко, потому что все чиновники остались бы на своем месте. Нужные люди в нужных структурах "прикормлены". А так придут новые, "бедные и голодные". Опять надо будет устанавливать "мосты" с исполкомами, налоговыми, таможней, пожарниками, санстанцией или торгово-промышленной палатой.

К счастью, такая точка зрения основана на очень плохом знании либеральной экономики. Предприниматели даже в самых смелых схемах не могут представить себе ситуацию, когда их никто не будет иметь права зажимать. А ведь именно это гарантирует либеральная экономика. Появление декретов типа 19-го будет возможно только в состоянии тяжелого утреннего похмелья.



ПЛАТИ - ИЛИ УЙДИ, ПРОТИВНЫЙ


1 июля и до конца года иностранные юридические лица обязаны будут доплачивать дополнительные 4,9% с выручки, как платят юридические лица РБ. Это т.н. сельхозналог (в республиканский фонд поддержки производителей сельского хозяйства, продовольствия и аграрной науки и местные бюджетные фонды стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия), дорожный налог, жилищно-инвестиционный сбор, сбор на финансирование расходов по ремонту жилищного фонда. Многие искушенные юристы не сразу раскусили суть расплывчатых формулировок указа. Главный вопрос - кого коснется данный декрет - остается без четкого ответа. И вот почему.

Само понятие "хозяйственная деятельность" вольно трактуется нашими налоговиками. К примеру, чрезвычайный налог по закону должны платить только те иностранные юрлица, которые осуществляют хозяйственную деятельность, т.е. извлекают прибыль из источников в Республике Беларусь. Расходование средств, поступающих из-за рубежа от учредителя представительства на его содержание (оплата телефонных звонков, покупка канцтоваров и т.д.), - это не извлечение прибыли. Так? Оказывается, не так.

Налоговая инспекция посчитала для целей получения чрезвычайного налога, что хозяйственная деятельность - это изменение активов и пассивов баланса. Купил скрепку, чтобы скрепить очередной указ президента, - изменил баланс. Следовательно, плати налог.



СПРАВКА "БГ". На 1.04.2001г. в Беларуси работали 1.023 представительства иностранных организаций из 51 страны мира, в т.ч. из России - 480, США - 87, ФРГ - 79, Великобритании - 37, Швейцарии - 32, Латвии - 27, Чехии - 26, Польши - 23, Литвы - 20, Австрии и Украины - по 19, Кипра - 18. В 2000г. открыто представительство 521 иностранной организации (в 1999г. - 163). Продлили срок функционирования своих представительств 95 организаций (в 1999г. - 77). Государственный сбор за открытие и продление срока деятельности представительств составил $698 тыс. (за 1999г. - $281 тыс.). За 3 месяца 2001г. открыто 62 представительства иностранных организаций (в 2000г. - 44), в т.ч. 15 из России, 14 - из США, 6 - из Германии. Основные сферы деятельности иностранных организаций: благотворительная деятельность, оказание гуманитарной помощи, оздоровление белорусских детей за рубежом, осуществление информационно-образовательных программ. В 2000г. 62.000 детей поправили свое здоровье за рубежом. Было получено гуманитарных грузов на $46 млн. Среди известных компаний, имеющих свои представительства в Беларуси, отметим следующие: Robert Bosch, Voest-Alpine, Pharmacia & Upjohn, Xerox, Siemens, BASF, Bayer, Motorola, Wrigley, Castrol, Stimorol, Philips, Merloni, Philip Morris, Pfizer, Procter & Gamble, Moulinex, Colgate Palmolive, Coca-Cola, 3M, ABB, Schering-Plough, Volvo, Reuters, IKEA, Ericsson, Lufthansa. По состоянию на 01.01.2001г. в Беларуси зарегистрировано 2.958 предприятий с иностранными инвестициями, из них 507 создано в 2000г. Объявленный уставный фонд составил $873,4 млн., сформированный уставный фонд - $290 млн. Крупнейшими инвесторами являются Германия (12,4% от общего объема уставного фонда), Нидерланды (10,9%), Кипр (6,9%), Россия (5,4%), Великобритания (4,2%), Польша (4,1%), Австрия (2,8%), Италия (2,2%), Швейцария (1,7%). Лидером по созданию иностранных предприятий является Россия. В 1999г. было создано 41, в 2000г. - 127. Среди отраслей наибольшую долю занимает промышленность (75,8%), торговля и общественное питание (9,6%), транспорт (5,4%). Сельское хозяйство получает менее 1% совокупных инвестиций. Среди подотраслей промышленности отметим пищевую (56,3%), машиностроение и металлообработку (14,2%), деревообработку (6,7%), медицинскую (5,6%), легкую (5,3%) и химическую (5,2%). По регионам прямые иностранные инвестиции распределились так: Минск - 52,2%, Гомельская область - 21,9%, Минская - 10,6%, Витебская - 5,1%, Брестская область - 4%, Могилевская область - 3,2%, Гродненская - 3%. На предприятиях с иностранными инвестициями работает 72 тыс. человек (1,65% от общего количества занятых в стране). Они выпускают более 9% от общего объема промышленного производства.
Добавить комментарий
Проверочный код