Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№23 (289) 11 июня 2001 г. Тема недели

ПЕРВАЯ АТАКА НА ПРЕССУ

11.06.2001
Алексей ДЕМЬЯНОВ

7 лет назад, в конце мая - начале июня, в республике произошло беспрецедентное событие. Впервые начиная с 1991г. (т.е. прихода в страну относительной демократии) свобода слова пережила жесткий прессинг со стороны исполнительной власти. Были фактически закрыты радиостанции "Белорусская молодежная" и "Крынiца". Парламентская оппозиция обвиняла во всем руководство телерадиокомпании и лично министра культуры. Теперь очевидно, что акцию режиссировали люди, перешедшие по наследству к Лукашенко.

Проект подавления демократических институтов в стране состоял из нескольких этапов. Началось все с акции под хитроумной формулировкой "реорганизация белорусской телерадиокомпании". Официально суть мероприятия была совершенно безобидной. Идеологи заявляли о том, что организационная структура белорусского телевидения и радиовещания устарела. Вместо национальной телерадиокомпании в стране должен действовать Госкомитет по телевидению и радиовещанию.

Для оправдания этого процесса приводились примеры России и Украины. Но по сути процесс реорганизации телерадиокомпании превратился в изящный метод избавления от неугодных журналистов. Дело в том, что помимо изменения структуры редакций и их названия реорганизации предшествовал еще один процесс: увольнение всех ее сотрудников. Объяснялось это тем, что на время реорганизации (которое по какой-то странной случайности совпало с президентскими выборами) все должны были переоформить трудовые договоры. Ведь люди будут работать уже не в компании, а в Госкомитете.

Но, что интересно, собрав у всех заявления об увольнении, руководство компании не спешило принимать заявления о приеме на работу уже в Госкомитет по телерадиовещанию. Было сказано, что заявление начнут принимать уже после завершения реорганизации, т.е. в конце июня. Напомним, что первый тур президентских выборов в стране прошел 23 июня. Таким образом, журналистам ненавязчиво давали понять, что если кто особо отличится на ниве свободы слова, его заявление о приеме на работу могут просто не принять.

Впрочем, журналисты БТ тогда были не под стать теперешним - говорили почти все, что хотели. Ситуация, когда ведущие бегали консультироваться к руководству исполнительной власти, была немыслимой. Прежде всего - из-за порядочности ведущих.

И все же без особых репрессий идеологам удалось запугать журналистскую братию. Выборы приходят и уходят, а кушать хочется всегда. Впрочем, запугали не до конца, иначе Лукашенко никогда бы не победил.

Вторым этапом кампании стали "точечные удары" по самым неугодным газетам и станциям. Впервые за трехлетнюю историю независимости были закрыты две ведущие редакции - "Белорусская молодежная" и "Крынiца". Проблемы у "Молодежной" начались после одного из прямых эфиров, запланированного на субботу, 4 июня. "Вещать" должен был председатель правления Нацбанка Станислав Богданкевич. Поскольку позиция Станислава Антоновича, мягко говоря, несколько отличалась от точки зрения премьер-министра, прямой эфир просто... отменили. Что стало с "БМ" дальше, известно.

Симптоматично, что реакция общества на произошедшее была не столь ожесточенной, как можно было бы предполагать. Несмотря на наличие в стране действительно свободной прессы, газеты откликнулись на закрытие "молодежной" достаточно вяло. Полноценную реакцию высказала лишь фракция оппозиции в парламенте. В заявлении БНФ, опубликованном почти во всех изданиях, говорилось еще о нескольких случаях грубейшего нарушения свободы слова. Оппозиция констатировала, что "министр культуры собственным распоряжением" остановил выход газеты "Навiны БНФ". Запрещена газета "Выбар". Белорусский Дом печати отказался печатать "Свабоду".

Теперь очевидно, что произошедшая "зачистка информационного поля" была не самой страшной из тех, что пришлось пережить белорусской журналистике за десять лет.

Вызывает интерес авторство проекта борьбы с прессой. Обвинения в адрес руководства телерадиокомпании и министра культуры звучат по меньшей мере глупо. Оба руководителя были людьми подневольными. И если их в чем-то и можно обвинить, так это в излишней исполнительности. Задумать же этот коварный план они не могли по должности. А вот пресс-секретарь одного высшего должностного лица, исполняющий в настоящий момент обязанности заместителя главы администрации, проект выдумать мог. Благо технологов в те далекие времена еще не было, и за всю работу с прессой (в т.ч. за ее подавление) отвечали именно пресс-секретари ключевых персон государства. Это теперь пресс-секретарь президента занимается лишь организацией освещения деятельности оного в СМИ, а тогда он был серым кардиналом, грозой журналистов и газет, главой Совбеза и помощником премьера по идеологии одновременно.
Добавить комментарий
Проверочный код