Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№23 (289) 11 июня 2001 г. Экономика

БАНКИР ОТКАЗАЛ

11.06.2001
Наталья ГРИБ

Белорусская промышленность больше не может быть донором. Произошел обвал, который больше нельзя не замечать. Число убыточных предприятий на 1 апреля составило 42% в целом по народному хозяйству (9% - в 1999г., 18% - в 2000г.). Рентабельность в этом году упала с 17 до 12,7 %. Запасы готовой продукции на 1 мая составили 65% к месячному объему производства. У предприятий не только нет средств на выплату зарплаты, у многих из них исчерпаны кредитные возможности.



"Мы жили за счет инфляции. А сейчас оборотные средства заморозили. И все заводы фактически находятся на стадии банкротства"
, - сообщил на заседании БНПА Михаил Лавринович, президент Белорусской конфедерации промышленников и предпринимателей (БКПП). Вице-премьер Валерий Кокорев на совещании промышленников с участием президента также был холоден. "Темпы роста затрат в большинстве отраслей промышленности по-прежнему превышают рост прибыли от реализации товаров и услуг". Складывается впечатление, что в стране просто нет денег. "Белресурсы" заключили контракт с МТЗ на покупку тракторов на $48 млн. Объединение потребовало оплатить 1/3 часть деньгами. Но ни конечные покупатели, ни посредники так и не смогли изыскать необходимую сумму. В итоге премьер лично распорядился перечислить 5 млрд. руб. из республиканского бюджета. После чего намерения правительства перейти в 2002г. полностью на расчеты деньгами выглядят пустой декларацией.

Лавринович опровергает данные официальной статистики о том, что Беларусь превысила объемы производства 1990г. Причем, весьма просто. Вместо 100 тыс. тракторов в последние годы производится 25-28 тысяч; вместо 1,3 млн. телевизоров - 370 тыс. штук; вместо 42 млн. т нефти перерабатывается 12 млн. т; вместо 16 тыс. комбайнов - 6 тыс. Объемы производства упали на 40-50%, как во всех странах СНГ, - пришел к выводу Лавринович: "Сегодня, не считая Таджикистана и Армении - мы хуже всех по инвестициям. Значит, надо корректировать экономиче-скую политику".

Спикер верхней палаты парламента Александр Войтович, высказался не менее критично: "Мы боимся сказать правду. Система жесткого регулирования экономикой не будет работать". Депутат Владимир Ерофеев, член экспертного совета при Совмине, был еще более резок в оценках: "продолжается массовое бегство белорусских денег"; "система может существовать только за счет банкротства населения", "бартер порождает все более извращенные бизнес-схемы".

Валерий Никулин, вице-президент Союза предпринимателей России, весьма трезво оценил ситуацию с развитием промышленности в России. В руках олигархов сосредоточено 50% ВВП. Они платят 33 млрд. рублей отчислений в бюджет. "Не считаться с этим фактором на правительственном уровне невозможно. Тем более, что эти люди подняли некоторые "лежащие" заводы. В России сегодня нет других источников для инвестиций", - рассуждал Никулин.

"Природа для развития бизнеса в Беларуси далека от того, чтобы можно было развернуться, как в России. Но "Сибирский алюминий" подбирается к МАЗу. И я думаю, подберется", - предположил Никулин. Белорусские директора слушали молча, внимательно, а когда выступление закончилось - аплодировали. Что они могли добавить?

Прежде чем ответить на вопрос: готова ли власть к реформированию промышленности, остановимся на мерах, которые декларируют правительство и президент. Кокорев назвал несколько принципиальных ориентиров: условия, предотвращающие использование затратного механизма формирования цен; принятие дополнительных мер для стимулирования долгосрочных инвестиций, в т.ч. реформирование собственности; расширение точечной поддержки государства отдельных экспортных проектов. Ничего нового. Эти цели декларируются и не выполняются годами.

Действительно революционный шаг - отмена бюджетных и внебюджетных фондов с тем, чтобы деньги поступали напрямую в бюджет. Это сделает более прозрачными финансовые потоки в государстве, как того требует и МВФ.

На микроуровне правительство также не придумало ничего нового, кроме требования от каждого предприятия составить очередной бизнес-план на 2001г. и до 2005г. В плане должны быть указаны параметры сокращения издержек и обновления основных производственных фондов. При отсутствии инвестиций и потере рынков сбыта подобные задания стоят столько же, сколько бумага и чернила, израсходованные на них. Директорам посоветовали в очередной раз уплотнить производство, сократить неиспользуемые мощности (или площади) и ускорить процесс сертификации продукции.

"Каждая отрасль должна ликвидировать запасы готовой продукции и увеличить продажу за деньги, - ставит грандиозную задачу промышленникам Кокорев. - Я думаю, что в следующем году мы будем продавать только за деньги". Уверен ли он сам?

На недавней встрече с промышленниками Лукашенко озвучил некоторые проекты указов и декретов, которые обещает подписать в ближайшее время. Один из указов предусматривает эксперимент, призванный якобы простимулировать развитие производства: налоговую нагрузку образца 2000г. обещают сохранить и в этом году, а все образовавшиеся "излишки" позволят направлять на модернизацию производства. Отдельно отсрочку по уплате налога на прибыль вплоть до 2004г. получат предприятия радиоэлектроники и других бывших оборонных отраслей промышленности.

Уже в нынешнем году будут установлены "особые условия" таможенного контроля товаров и сырья для "Беллегпрома". Например, при многоступенчатой переработке сырья (шерсть, кожевенное сырье и т.д.) устанавливается нулевая ставка НДС. Зато "Беллесбумпром", чье положение сегодня столь же плачевно, как и в легкой промышленности, не получил пока никаких льгот. Не в фаворе сегодня акционерные общества с минимальной долей госсобственности.

Лукашенко пообещал увеличить срок возврата доходов от экспорта с 60 до 90 дней. Кроме того, просьба промышленников предоставить отсрочку по уплате НДС при ввозе оборудования и запчастей к нему на территорию Беларуси оформлена в виде проекта нового декрета: НДС будут взимать ежемесячно равными долями. Подготовлен проект указа о расчетах за природный газ, электрическую и тепловую энергию, устанавливающий предельный размер оплаты деньгами и бартером в расчетах за энергоресурсы.

На прошлой неделе власти уделили достаточно внимания проблемам производства. Однако, как видно из подготовленных проектов, ожидать кардинальных изменений в промышленной политике не стоит. Власть по-прежнему предпочитает половинчатые меры и персонифицированные льготы, раздача которых накануне выборов приобретает массовый характер. Ради сохранения видимости социальной стабильности.

Кредитные возможности промышленности на исходе. Об этом говорят правительственные чиновники, директора, и, главное, - банкиры. Ресурсные возможности местных банков уже исчерпаны.



Валерий КОКОРЕВ, вице-премьер:


"Не удается добиться существенного снижения запасов готовой продукции на складах. Рост таких запасов на некоторые виды изделий вызывает обоснованную тревогу за финансовое состояние предприятий у государства и самих производителей. Причина, в первую очередь, в ценовой неконкурентоспособности. Многие предприятия производят продукцию заведомо убыточную – ради выполнения показателей. Это парадокс времени.

…Дальнейшее снижение себестоимости продукции за счет уменьшения энергоемкости и материалоемкости на существующих технологиях малоэффективно. Требуются незамедлительное техниче-ское перевооружение и модернизация производства. Износ остается критическим и составляет около 80 %. …Следует отметить, что руководители министерств, концернов зачастую не привлекают инвестиции, боясь конкуренции партнеров или условий, в которых им придется совместно работать".


Сергей КОСТЮЧЕНКО, председатель правления "Приорбанка":

"Промышленность обеспечила комфортные условия для страны, законсервировав экономические отношения. За 10 лет человеческий фактор не претерпел никаких изменений. И это главная причина назревших перемен. Польские банки, которые начинали с нами, сегодня имеют ресурсную базу до 400 млн. долларов. Мы же прекратили всякое кредитование. Промышленные кредиты не возвращаются. Ресурсная база для увеличения возможностей кредитования исчерпана. Возможности для финансирования не существует. Наш банк выживет при любых обстоятельствах. Мы будем последними банком, который останется в Беларуси. Но правительство осознает: ресурс промышленности исчерпан. Период, когда выдавали кредиты просто по заявкам, кончился. Мы должны перейти на международные формы расчетов. Рефинансирование извне - единственный источник финансирования".
Добавить комментарий
Проверочный код