Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№23 (289) 11 июня 2001 г. Дом

ТРАВА И КАМНИ У ДОМА

11.06.2001
Ксения РАЦКЕВИЧ

Рынок ландшафтного дизайна в Беларуси получил импульс для развития в середине 90-х. Это были относительно либеральные с точки зрения экономики годы. Именно к тому времени сложились первые капиталы, состоятельные люди построили коттеджи и дачи, и пришло понимание того, что территорию вокруг дома надо обустроить. На родившийся спрос, как водится, появилось предложение в виде частных предприятий по озеленению и благоустройству.

Однако несмотря на то, что "зеленый" бизнес - настоящее "зеленое" дно, развиваться в полной мере он не может в силу набивших оскомину причин: налоги, поборы, ограничения и т.п.

Сегодня этот рынок поделен между госструктурами по благоустройству (в столице это "Минскзеленстрой" и его подразделения) и частными предприятиями. Последние в основном выполняют заказы по обустройству частных домовладений, и возможность выхода на прибыльную ниву госзаказов для них сведена к минимуму. Как рассказывают сами предприниматели, чиновники их сразу предупредили, что нечего даже пытаться получить подряд (например, на обрезку деревьев в городе). Тем не менее на заказах от частных лиц можно неплохо заработать.

Об этом свидетельствует масса попыток закрепиться на рынке ландшафтного дизайна людей, ничего не смыслящих в этом деле. Так, многие строительные фирмы предлагают наряду со своими основными работами выполнять и благоустройство. Многие из тех, кому надоело в любую погоду за гроши месить грязь в "зеленстрое", решают начать свой бизнес. Практикуется и такая форма работы, как создание только дизайн-проекта благоустройства приусадебной территории без выполнения земляных работ.

Еще больше тех, кто зарабатывает деньги на продаже посадочного материала, обрабатывающей техники и инвентаря. Предприятий, где клиент может получить полный комплекс услуг - от проектирования своего зеленого участка до его реального озеленения, в Минске буквально единицы. Зато здесь работают профессионалы в области почвоведения, ботаники, агрохимии, экологии. Такие специалисты в состоянии создать настоящий партерный газон, альпийскую горку и даже бассейн с водопадом. Как правило, серьезные предприятия дают гарантию на выполненные работы не менее 12 месяцев: на следующий год после высадки растений можно проверить, прижились ли они, и в противном случае заменить их.

Спрос на полный комплекс услуг по благоустройству приусадебной территории постоянно растет. По оценкам специалистов, за последние несколько лет объем выполняемых работ такого рода увеличился в несколько раз. Потенциал огромен, однако для его реализации не хватает смены экономического курса государства и... повышения уровня культуры населения. И если с первым условием все понятно - это касается всех отраслей производства, то культура домовладельцев напрямую влияет на распространение "зеленого" бизнеса.

Сейчас еще далеко не каждый состоятельный человек, вложивший в недвижимость несколько десятков тысяч долларов, согласен потратить еще пять-шесть на создание красивого и уютного дворика. Хотя и здесь приятные исключения есть. Причем, как рассказывают сами озеленители, среди заказчиков, понимающих толк в благоустройстве территории, преобладают профессиональные строители. Да и многие дачники отказываются от грядок с салатом под самыми окнами. Эта категория заказчиков не располагает значительными средствами для украшения своего участка, но старается найти пару сотен для создания альпийской горки, небольшого газончика и беседки.

Между тем "зеленый" бизнес совсем не так прост, как может показаться со стороны. Засеять площадку травой, пожалуй, может каждый, но это совсем не означает, что в результате получится настоящий газон. Но многие заказчики сталкиваются с непрофессиональными "озеленителями", которые могут даже выполнить интересный дизайн-проект благоустройства участка, но не учесть климатические пристрастия заложенных в проекте растений. Результат такого подхода неутешителен: красивый и уютный дворик не способен перенести даже первых осенних холодов.

Трудности испытывают отечественные предприятия и с посадочным материалом. Например, собственных производителей газонных трав в Беларуси нет вовсе, а цены на импортные травяные смеси начинаются с $5 за килограмм семян. Отсутствие частной собственности на землю не позволяет частным предприятиям по ландшафтному дизайну создавать собственные питомники, где можно было бы выращивать необходимые для работы растения. Но даже аренда земли сопряжена со значительным риском для частного владельца. Многие из них были бы готовы вкладывать ресурсы в развитие этого перспективного бизнеса, но механизмы защиты арендатора и его собственности настолько слабы, что предприниматели просто опасаются за целостность своего имущества.

Пока же частным предприятиям по благоустройству приходится использовать продукцию государственных и частных питомников, правда, те далеко не всегда способны удовлетворить имеющийся спрос. Например, если взрослые лиственные деревья (до 6-8 м) обычно закупаются в отечественных питомниках, то декоративные хвойные деревья и кустарники приходится привозить только из-за границы. Это также специфика "зеленого" бизнеса: на Западе ландшафтный дизайн процветает, там давно создано множество теплиц и питомников, оттуда можно привезти любое растение нужного размера и возраста. Правда, привезти в нашу страну даже дерево оказывается очень непростым делом. Введенные прошлой осенью таможенные сборы настолько повышают стоимость зарубежного посадочного материала, что его трудно или невозможно продать внутри страны. Именно поэтому клиенты, одобрившие эскизное решение будущего дворика, получают необычное предложение от нанятой фирмы: съездить, например, за туями или можжевельником за границу самостоятельно.

И все же есть смысл заниматься этим непростым ремеслом. Даже в сегодняшних условиях предприятия, занимающиеся озеленением и благоустройством, работают с неплохой рентабельностью, что позволяет им понемногу развивать производство, улучшать условия работы, расширять парк оборудования.

А для начала этого бизнеса требуется не так уж и много. Как признаются некоторые сегодняшние ландшафтные дизайнеры, успешно работающие на рынке, в середине 90-х приходилось начинать только с самым необходимым: тачками, лопатами, ножницами. Сегодня ситуация несколько изменилась. Сложнее получить предоплату, заказчики обращают внимание даже на спецодежду озеленителей. Окончательный расчет, например, за устройство газона теперь зачастую происходит только после первого укоса (а это месяц-полтора ожидания). Однако несмотря на то, что, как и любое производство, в ландшафтный бизнес тоже чем больше вложишь, тем быстрее отдача, начинать и сегодня можно с $1,5 тыс. в кармане. А учитывая дефицит на высококачественные услуги по озеленению, можно прогнозировать, что предприимчивый "зеленый" дизайнер без работы не останется.
Добавить комментарий
Проверочный код