Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№21 (287) 28 мая 2001 г. Тема недели

СКУПКА ЭЛЕКТОРАТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

28.05.2001
Ярослав РОМАНЧУК

№ 21 [287] от 28.05.01 - Декрет президента N12 от 17 мая "О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью" символичен во многом. Несмотря на всю антипредпринимательскую риторику, Лукашенко понимает значение этих 168 тыс. человек, их семей, друзей и родственников накануне президентских выборов. Перетягивание электората на свою сторону началось.

Приходит понимание, что ограничены возможности госпредприятий создавать рабочие места и снижать социальную напряженность. Вот уволит до конца года железная дорога 14 тыс. рабочих, сократят на несколько сотен и даже тысяч штат крупные заводы ради "достижения прогнозных показателей" и выплаты 100-доларовой зарплаты, что тогда делать с этими людьми? Пособие даже в $20 не спасет при намечаемом 10-кратном росте цен на жилищно-коммунальные услуги. И даже в такой, близкой к критической ситуации власть не может пойти на реальное снижение налогового бремени, на предоставление права выбора предпринимателю. Декрет лишь несколько поменял должности чиновников, которые получат право определять размер налогов. Он не блокирует широко распространенную систему "откатов", не вводит новых механизмов правовой и имущественной защиты предпринимателя.

АВТОРИТЕТНО НАВЯЗАННОЕ "БЛАГО"

Единый налог касается только "индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан и лиц без гражданства при реализации физическим лицам работ (услуг), а также при розничной реализации ими через пункты продажи (кроме магазинов) товаров". Палаточникам, "челнокам", мелкой рознице на стадионах и рынках опять не оставляют права выбора. Единый налог вводится не как один из вариантов расчетов с государством, а как единственно возможное благо (с точки зрения законодателей). Если государство так уверено, что предложенная в декрете система лучше, почему не предлагает предпринимателю самому выбрать? Люди, работающие на рынках, не вооружены "макроэкономическим инструментарием" и вряд ли отличат кривую IS от кривой LM, но вот деньги в своем кармане жизнь их давно научила считать. И на этот раз добродетельные дяди все просчитали за них. Зная их природу, повадки и мотивацию, нельзя поверить в то, что предложенная система в итоге окажется выгодней для предпринимателя.

ПРОТИВ ИМПОРТА, НО С ЕВРО

Вы много видели торговых палаток или киосков, в которых продается исключительно белорусская продукция? Это довольно редкое явление не только потому, что предприниматели предпочитают импортное. Просто наша промышленность и сельское хозяйство не могут удовлетворить запросы людей. Авторы декрета это понимают. По этому поводу п. 3.5. документа устанавливает, что "в целях защиты отечественных производителей декретом предусмотрено при реализации не произведенных в Республике Беларусь товаров (кроме подакцизных) применение к установленной ставке налога повышающего коэффициента 1,3. При этом применение коэффициента будет осуществляться независимо от удельного веса этих товаров в торговом ассортименте". Для подавляющего числа предпринимателей этот коэффициент трансформируется либо в рост налогов, либо в увеличение взяток.

Заметьте, что все ставки указаны в иностранной валюте. Если власть так уверена в стабильности валютной политики и предсказывает курс рубля в 2005г., почему ради укрепления национальной валюты не ввести ставки налога в рублях, ведь это же не внешнеторговые операции, а чисто внутренний налог? Причем здесь евро? Отказ от привязки к минимальной зарплате рационален, но взамен предлагается решение, которое формирует разрушительные для экономической системы инфляционные ожидания. Может, и жилищно-коммунальные платежи привяжем к доллару?

ДЕЛЕНИЕ НА "СВОИХ" И "ЧУЖИХ"

Согласно пункту 3.2., облисполкомы и Минский горисполком будут устанавливать ставки в зависимости от "населенного пункта, в котором осуществляется деятельность плательщиков единого налога.., места осуществления деятельности этих лиц в пределах населенного пункта (центр, окраина, транспортные развязки и др.), удаленности данного места от остановок пассажирского транспорта, режима (сменности) работы плательщиков единого налога, типа пункта продажи, иных особенностей и условий осуществления деятельности".

Сегодня индивидуальный предприниматель платит в среднем около $30 налогов при среднемесячном обороте $2-3 тыс. В Минске аренда торгового места обходится примерно в $100. Еще $50 надо отдать за складские помещения. Естественно, самые хорошие торговые места стоят дороже, но материальный индекс их привлекательности известен только распределителям и арендаторам. Право устанавливать разные ставки превратится в инструмент нерыночной борьбы и дискриминации "чужих". При этом распорядители вряд ли с легкостью откажутся от своей персональной доли "народного налога". Для "своих" будут установлены минимальные ставки и предусмотрен бонус для чиновника. Для "чужих" пределы тоже известны. Для особо ретивых - дополнительные неформальные поборы, введение которых давно законодательно закреплено: декрет не предусматривает защиту предпринимателя от контрольных органов.

При таком раскладе получается, что налоговая нагрузка на индивидуального предпринимателя, не имеющего блата, родственных и эротических связей с руководителями исполкомов, рынков и прочих органов власти, увеличится. Декрет приведет лишь к перераспределению налогового бремени внутри предпринимателей. После ряда забастовок, демонстрации сплоченности данной социальной группы раскол в ее рядах - это то, что нужно власти.

БИКИНИ ЛИБЕРАЛИЗМА НА ЖИРНОМ ТЕЛЕ БЮРОКРАТИЗМА

Маленькие привлекательные "полоски" либерализма вкрались и в декрет N12. Для предпринимателей отменяются отрывные талоны, кассовые суммирующие аппараты, упрощается учет экономической деятельности. Обязательными остаются лишь отчет по выручке и порядок предоставления отчетности в налоговые органы. Отчет о размере полученной выручки предоставляется раз в год. Спасибо за сэкономленное время и сокращение издержек на заполнение многочисленных форм, но вопрос об адекватности припарок мертвому по-прежнему остается риторическим.

Декрет предусматривает отмену таможенного оформления товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в России (кроме подакцизных товаров). 1 июля Россия переходит на принцип взимания НДС по месту назначения. Если отменяется таможенное оформление данных товаров, то как будет осуществляться возврат НДС? Таможенники просто обязаны быть на границе, чтобы засвидетельствовать факт ввоза-вывоза товаров с уплаченным в бюджет каждой из стран НДС. Разве согласованы все ставки импортных таможенных пошлин? Разве унифицированы нетарифные ограничения?

Декрет предусматривает понижение ставки единого налога до 25% для тех, кто впервые зарегистрирован в качестве предпринимателя (в первые три месяца со дня получения им свидетельства о государственной регистрации), 20% для пенсионеров по возрасту или инвалидности. Если пенсионер вдруг решил стать предпринимателем, он может рассчитывать на дисконт до 45%. Но если ему трудно работать самому и он решил взять помощника по трудовому или гражданско-правовому договору, то по "каждому привлекаемому физическому лицу дополнительно по соответствующему виду выполняемых работ (услуг) уплачивается налог в размере 60% от установленной ставки единого налога". Так что размер возможных накруток к единому налогу может заметно превысить предложенные льготы.

Отрадно, что расширен перечень случаев возврата единого налога, когда предприниматель временно не работает. В случае болезни, "утраты налогоплательщиком права пользования пунктом продажи, основными фондами, в т.ч. помещениями (зданиями), используемыми для осуществления деятельности…", "вследствие принятия государственными органами решений, препятствующих ее осуществлению, за исключением тех случаев, когда такие решения вызваны неправомерной деятельностью самих индивидуальных предпринимателей...", если он просто написал заявление на отдых, но не более 30 дней в году, то единый налог не платится. Конечно, все эти случаи надо подтвердить документально.

Наконец-то сделан робкий шаг, направленный на легализацию доходов. "При декларировании в качестве источников денежных средств в размерах, превышающих доход, который соответствует уплаченному единому налогу (речь идет об имущественных сделках - Я.Р.), с суммы такого превышения доплачивается единый налог в размере 10%". Государство хочет взять десятину с тех доходов, которые были получены раньше. Можно спорить о сумме, но ход мысли определенно правильный. Местные органы власти будут кровно заинтересованы в ускорении этого процесса, поскольку "суммы единого налога полностью зачисляются в бюджеты областей и г.Минска". Лови свободу, пока горячо, выборы закончатся - все может вернуться на круги своя.

В ФАВОРЕ - ОГОРОДНИКИ, ДАЧНИКИ И "ЛЕСНЫЕ БРАТЬЯ"

В Беларуси предпринимается попытка построить Гонконг в отдельно взятом секторе экономики. Если и после этого село не заработает, его может спасти только много вагонов тротила. "От уплаты единого налога освобождаются индивидуальные предприниматели и иные физические лица, реализующие продукцию животноводства (кроме пушного звероводства), пчеловодства и растениеводства, за исключением цветов и семян цветов, при условии предоставления справки, выданной местным исполнительным и распорядительным органом, подтверждающей, что продаваемая этими гражданами продукция произведена на земельном участке, предоставленном (...) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества... а также лекарственные растения, ягоды, орехи, другую дикорастущую продукцию". Если у тебя есть дача или участок земли, на котором ты выращиваешь овощи или фрукты, или есть небольшое подсобное хозяйство, ты можешь при помощи нехитрых операций: а) вообще не платить налоги, б) легализовать свои прошлые доходы, в) действительно заработать много денег, если вовремя расширить подсобное хозяйство до нескольких тысяч гектаров пашни, луга или леса. Декрет дает мощный импульс развитию фермерства под видом личного подсобного хозяйства. Хоть горшком назови - только налоги не требуй. Поскольку понятие "личное подсобное хозяйство" достаточно размыто, данная форма прикрытия может служить ширмой для быстрого растаскивания колхозов и совхозов. Классная схема получается: коллективные хозяйства получают дотации и кредиты, несут формальную ответственность за них, а работающие в них селяне и селянки успешно проводят приватизацию земли и с/х имущества в отдельно выстроенном налоговом рае.

НЕ ТАКОЙ УЖ ОН ЕДИНЫЙ

Эти опасения подтверждает прежде всего порядок определения единого налога и его ставки. При ближайшем рассмотрении видно, что не такой уж и единый этот единый налог. Разумеется, надо учитывать белорусскую нормотворческую специфику, но когда по одной товарной позиции ставка отличается от 3 до 6 раз, то это похоже, скорее, на политическую фракцию "Единство", сколоченную для достижения определенных политических целей. Да, вместо подоходного налога с физических лиц, НДС, экологического налога и местных налогов и сбор вводится один. Но до статуса "единого" ему не хватает одинаковых ставок хотя бы по одним товарным позициям, единообразия вне зависимости от того, где он находится. Более того, согласно декрету, совсем не обязательно, что предприниматели, работающие рядом друг с другом и торгующие одним и тем же ассортиментом, будут платить одинаковый налог. Чиновник опять подменяет рынок. При действительно единой ставке, к примеру, $30 в месяц вне зависимости от того, чем, когда и где ты торгуешь, потребитель определит рентабельность того или иного бизнеса. В конечном итоге она во всех видах бизнеса будет одинакова, потому что люди поймут значение концепции упущенной выгоды. Зачем торговать спиртным, если норма прибыли, скажем, 10%, а на хлебе и тортах можно заработать 20%? Там, где спрос будет выше при одинаковом предложении, и цены будут выше. И то недолго, если оставить вход на данный сегмент рынка свободным. Эта гениальная простота заложена в природе человека. Чиновнику ни одной странцы мира не удалось сконструировать ничего лучше. Само наличие "Перечня видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог…" противоречит идеологии единого налога и блокирует преимущества, которые можно было бы получить в результате его введения.

Сами по себе ставки т.н. единого смоделированы так, чтобы иметь возможность заставить предпринимателей платить больше, чем по старой системе. По семи товарным группам вводится вилка 25-75 евро (некоторые продовольственные товары, драгоценные камни, общепит через мелкорозничную сеть, ремонт автомобилей, транспортные услуги), по пяти - 15-45 евро (воспроизводство звуко- и видеозаписей, деятельность, связанная с обеспечением физического комфорта (вот уж где возможен полет фантазии!), парикмахерские услуги, торговля хлебом, молоком, овощами), по четырем - 10-30 евро (упаковка, производство изделий из гипса, бетона и т.д., торговля печатными изданиями). Наибольшая разница в ставках единого налога введена по "прочим видам реализуемых гражданами услуг, определяемых областными и Минским городским Советами депутатов" - 25-150 евро. Самой прибыльной чиновники считают розничную торговлю алкогольными напитками (80-240 евро), пивом и табачными изделиями (50-150), автомобилями (60-180).
Добавить комментарий
Проверочный код