Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№21 (287) 28 мая 2001 г. Политика

ЗА КНГ ОТОМСТИТ ЕВРОСОЮЗ

28.05.2001
Владимир НИСТЮК

Отношения Лукашенко с ОБСЕ строятся сложно с первого дня правления Александра Григорьевича. ОБСЕ пытается предложить модель жизнедеятельности государства, построенную по европейским и мировым стандартам, причем делает это очень ненавязчиво.

Президент с самого начала инициировал конфликты со всеми рабочими органами организации. Высшим органом ОБСЕ является Совет глав государств, саммит которого прошел в ноябре прошлого года в Стамбуле. Такие саммиты проводятся на самом высоком уровне. Так вот, в рамках этого органа ОБСЕ отношения у А.Г. с лидерами ведущих государств самые напряженные если не сказать более жестко, - никакие. Совет министров, который назывался раньше Советом министров иностранных дел также является одним из органов ОБСЕ. В его рамках все министры иностранных дел Беларуси по очереди, начиная с Антоновича, участвовали в работе ОБСЕ. Участвуют они в ней и сейчас. Следствием их договоренности стал приезд в Беларусь группы ОБСЕ во главе с послом Виком.

Кроме того, существует еще одна структура - Парламентская ассамблея ОБСЕ. Всем хорошо известно, как осуществляются взаимоотношения официальной белорусской власти с ОБСЕ в рамках этой структуры. ПА ОБСЕ не признала в 1996г. роспуск Верховного Совета и оставила его делегацию в составе Парламентской ассамблеи ОБСЕ как легитимных представителей парламента республики Беларусь. Таким образом, у белорусского руководства сложились сложные отношения практически со всеми ключевыми структурами ОБСЕ.

Несмотря на то, что присутствующая в Беларуси группа ОБСЕ работает в рамках мандата, утвержденном на уровне глав министерств иностранных дел, она олицетворяет собой все три этих института. Правительство республики Беларусь согласовало с Постоянным комитетом ОБСЕ схему и модель сотрудничества с Консультативно-наблюдательной группой ОБСЕ. Если говорить о некоторых аспектах новейшей истории развития этих отношений, то их динамика на определенных этапах носила эволюционный характер. Некоторые успехи были достигнуты, например, в прошлом году, когда после сессии ПА ОБСЕ в Санкт-Петербурге была предпринята попытка на уровне консультационных экспертных групп подготовить начало переговоров между властью и оппозицией. Вспомним саммит в Стамбуле, на котором Лукашенко подписал документ, где дается достаточно высокая оценка деятельности группы ОБСЕ и высказывается готовность поддерживать ее и сотрудничать с ней. К разряду потеплений в отношениях можно отнести подписание Михаилом Пастуховым и Михаилом Сазоновым протокола, в котором предполагалось утвердить порядок доступа политической оппозиции к государственным средствам массовой информации. Это был первый и единственный за все семь лет правления Лукашенко совместный документ между структурами власти и оппозицией. Но как показала жизнь, эти незначительные попытки улучшения отношений сведены на нет годами постоянной конфронтации. Безусловно, главная причина того, что происходит сегодня - это подготовка президентских выборов.

Сегодня Лукашенко пытается застраховать себя, заранее готовя базу для фальсификации их итогов. И самой серьезной помехой для него является КНГ ОБСЕ. Она оказалась в положении гостя, который долгое время живет в доме, и его присутствие не позволяет членам семьи окончательно перессориться. И тут Лукашенко, на мой взгляд, выбирает для себя очень жесткий путь подготовки к выборам. Он еще в какой-то мере пытается заигрывать с Москвой, чтобы она не стала в один ряд с Европой и всем цивилизованным миром, отказавшись признавать итоги будущих президентских выборов. А с ОБСЕ он предельно категоричен в высказываниях и действиях, и ведет себя совершенно открыто. Делается это прежде всего для того, чтобы оставалась возможность маневра. Подобное поведение позволит ему потом заявить, что КНГ ОБСЕ ведет себя неподобающим с его точки зрения образом не потому, что президент Лукашенко плохо поступил, а потому, что он их обидел, не дал им тут распоясаться и вести себя так, как они считают нужным.

Что до аспектов построения взаимоотношений в ближайшем будущем, следует отметить, что сегодня, к великому сожалению, одним из слабых мест ОБСЕ как международной организации является отсутствие механизма эффективного влияния на так называемых “политических скандалистов”. Мы помним историю с Милошевичем, когда Запад, не найдя иных способов влияния на него, решил просто “отбомбиться” по городам и весям Югославии, убив в том числе и мирных жителей. Сегодня активно муссируются слухи о том, что возможен отъезд Вика из Беларуси, после которого последует отзыв всех послов стран ОБСЕ. На такой категоричный шаг страны ОБСЕ не пойдут. Такого в истории еще не было. Да, как-то было приостановлено членство Югославии во всех структурах ОБСЕ. Я не исключаю, что такой вариант будет осуществлен и с нами. Кроме того, ряд стран ОБСЕ являются членами Европейского союза, который в свою очередь, имеет серьезные возможности для влияния путем экономического давления. Это введение квот на белорусские товары и на некоторое белорусское сырье.

Я предполагаю, что в случае, если ситуация вокруг КНГ ОБСЕ будет нагнетаться, ОБСЕ отзовет Вика, а нашу страну вообще выставят за двери этой международной организации. Следует отметить, что последствия этого будут более, чем серьезными, поскольку ОБСЕ - одна из самых авторитетных международных организаций. Она объединяет 55 стран, находящихся на трех континентах. Вполне вероятно, что в случае выдворения Беларуси из ОБСЕ страны Европейского союза приступят к разработке конкретных экономических санкций против нашей страны.

Автор - Депутат Верховного Совета 13-го созыва,

член ПА ОБСЕ
Добавить комментарий
Проверочный код