Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (287) 28 мая 2001 г. Политика

ЗА КНГ ОТОМСТИТ ЕВРОСОЮЗ

28.05.2001
Владимир НИСТЮК

Отношения Лукашенко с ОБСЕ строятся сложно с первого дня правления Александра Григорьевича. ОБСЕ пытается предложить модель жизнедеятельности государства, построенную по европейским и мировым стандартам, причем делает это очень ненавязчиво.

Президент с самого начала инициировал конфликты со всеми рабочими органами организации. Высшим органом ОБСЕ является Совет глав государств, саммит которого прошел в ноябре прошлого года в Стамбуле. Такие саммиты проводятся на самом высоком уровне. Так вот, в рамках этого органа ОБСЕ отношения у А.Г. с лидерами ведущих государств самые напряженные если не сказать более жестко, - никакие. Совет министров, который назывался раньше Советом министров иностранных дел также является одним из органов ОБСЕ. В его рамках все министры иностранных дел Беларуси по очереди, начиная с Антоновича, участвовали в работе ОБСЕ. Участвуют они в ней и сейчас. Следствием их договоренности стал приезд в Беларусь группы ОБСЕ во главе с послом Виком.

Кроме того, существует еще одна структура - Парламентская ассамблея ОБСЕ. Всем хорошо известно, как осуществляются взаимоотношения официальной белорусской власти с ОБСЕ в рамках этой структуры. ПА ОБСЕ не признала в 1996г. роспуск Верховного Совета и оставила его делегацию в составе Парламентской ассамблеи ОБСЕ как легитимных представителей парламента республики Беларусь. Таким образом, у белорусского руководства сложились сложные отношения практически со всеми ключевыми структурами ОБСЕ.

Несмотря на то, что присутствующая в Беларуси группа ОБСЕ работает в рамках мандата, утвержденном на уровне глав министерств иностранных дел, она олицетворяет собой все три этих института. Правительство республики Беларусь согласовало с Постоянным комитетом ОБСЕ схему и модель сотрудничества с Консультативно-наблюдательной группой ОБСЕ. Если говорить о некоторых аспектах новейшей истории развития этих отношений, то их динамика на определенных этапах носила эволюционный характер. Некоторые успехи были достигнуты, например, в прошлом году, когда после сессии ПА ОБСЕ в Санкт-Петербурге была предпринята попытка на уровне консультационных экспертных групп подготовить начало переговоров между властью и оппозицией. Вспомним саммит в Стамбуле, на котором Лукашенко подписал документ, где дается достаточно высокая оценка деятельности группы ОБСЕ и высказывается готовность поддерживать ее и сотрудничать с ней. К разряду потеплений в отношениях можно отнести подписание Михаилом Пастуховым и Михаилом Сазоновым протокола, в котором предполагалось утвердить порядок доступа политической оппозиции к государственным средствам массовой информации. Это был первый и единственный за все семь лет правления Лукашенко совместный документ между структурами власти и оппозицией. Но как показала жизнь, эти незначительные попытки улучшения отношений сведены на нет годами постоянной конфронтации. Безусловно, главная причина того, что происходит сегодня - это подготовка президентских выборов.

Сегодня Лукашенко пытается застраховать себя, заранее готовя базу для фальсификации их итогов. И самой серьезной помехой для него является КНГ ОБСЕ. Она оказалась в положении гостя, который долгое время живет в доме, и его присутствие не позволяет членам семьи окончательно перессориться. И тут Лукашенко, на мой взгляд, выбирает для себя очень жесткий путь подготовки к выборам. Он еще в какой-то мере пытается заигрывать с Москвой, чтобы она не стала в один ряд с Европой и всем цивилизованным миром, отказавшись признавать итоги будущих президентских выборов. А с ОБСЕ он предельно категоричен в высказываниях и действиях, и ведет себя совершенно открыто. Делается это прежде всего для того, чтобы оставалась возможность маневра. Подобное поведение позволит ему потом заявить, что КНГ ОБСЕ ведет себя неподобающим с его точки зрения образом не потому, что президент Лукашенко плохо поступил, а потому, что он их обидел, не дал им тут распоясаться и вести себя так, как они считают нужным.

Что до аспектов построения взаимоотношений в ближайшем будущем, следует отметить, что сегодня, к великому сожалению, одним из слабых мест ОБСЕ как международной организации является отсутствие механизма эффективного влияния на так называемых “политических скандалистов”. Мы помним историю с Милошевичем, когда Запад, не найдя иных способов влияния на него, решил просто “отбомбиться” по городам и весям Югославии, убив в том числе и мирных жителей. Сегодня активно муссируются слухи о том, что возможен отъезд Вика из Беларуси, после которого последует отзыв всех послов стран ОБСЕ. На такой категоричный шаг страны ОБСЕ не пойдут. Такого в истории еще не было. Да, как-то было приостановлено членство Югославии во всех структурах ОБСЕ. Я не исключаю, что такой вариант будет осуществлен и с нами. Кроме того, ряд стран ОБСЕ являются членами Европейского союза, который в свою очередь, имеет серьезные возможности для влияния путем экономического давления. Это введение квот на белорусские товары и на некоторое белорусское сырье.

Я предполагаю, что в случае, если ситуация вокруг КНГ ОБСЕ будет нагнетаться, ОБСЕ отзовет Вика, а нашу страну вообще выставят за двери этой международной организации. Следует отметить, что последствия этого будут более, чем серьезными, поскольку ОБСЕ - одна из самых авторитетных международных организаций. Она объединяет 55 стран, находящихся на трех континентах. Вполне вероятно, что в случае выдворения Беларуси из ОБСЕ страны Европейского союза приступят к разработке конкретных экономических санкций против нашей страны.

Автор - Депутат Верховного Совета 13-го созыва,

член ПА ОБСЕ
Добавить комментарий
Проверочный код