Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№21 (287) 28 мая 2001 г. Политика

СТРАСТИ ПО ПРОЕКТУ

28.05.2001
Отдел политики

Пожалуй, впервые за всю историю своего существования палата представителей занимается действительно важным вопросом: назначением даты президентских выборов и определением организационных мероприятий по их проведению. 23 мая по итогам заседания рабочей группы был утвержден официальный проект постановления ПП НС.

Первоначально камнем преткновения и основным поводом для споров среди членов рабочей группы была непосредственно дата проведения выборов. После появления общественной инициативы о запрете приватизации в предвыборный год и назначении даты выборов на один из летних месяцев часть народных избранников попыталась “педалировать” процесс назначения голосования. Основным доводом было то, что чем раньше выборы будут назначены, тем больше времени у кандидатов будет на популяризацию собственных позиций. Впрочем, время шло, а принятие основного решения переносилось под самыми разными предлогами.

Депутаты из “либерального” блока добивались одного, депутаты, отстаивающие интересы исполнительной власти, - совершенно другого.

Первый законопроект, который уместно называть официальным, предполагал лишь назначение даты выборов. Никаких мероприятий, обеспечивающих гражданский либо депутатский контроль за ходом голосования, документ не предусматривал. Следом за ним возникли еще два законопроекта - Ольги Абрамовой и Ивана Пашкевича. Пашкевич в целях популяризации собственной позиции разослал документ по редакциям всех независимых газет, снабдив его сопроводительным письмом, в котором содержалась достаточно резкая оценка “официального” проекта. Но даже самый поверхностный анализ документа выявлял ряд норм, принятие которых нынешним составом парламента просто не представлялось возможным. Среди них - требования отменить досрочное голосование и провести выборы в один день, выделить государственную охрану всем кандидатам, объявить мораторий на распространение негативной информации о кандидатах в президенты. В силу того, что все эти требования прямо либо косвенно противоречат существующему законодательству, проект постановления Пашкевича с самого начала был “непроходным”.

Вторым альтернативным законопроектом был вариант, предложенный Ольгой Абрамовой. По содержанию и сути он мало чем отличался от предложений Пашкевича, зато был принципиально иным по форме. В результате тщательного изучения избирательного законодательства Абрамовой удалось создать документ, который существенно демократизировал избирательный процесс и не противоречил бы ни Конституции, ни Избирательному кодексу.

Так, документ предусматривает легализацию средств внебюджетных фондов и сложение действующим президентом своих полномочий: “С целью обеспечения предусмотренного действующим законодательством равенства всех кандидатов в президенты РБ предложить действующему президенту в случае его выдвижения кандидатом в президенты: определить порядок осуществления полномочий президента на время его участия в качестве кандидата в выборах президента; в месячный срок легализовать средства внебюджетных фондов, созданных президентом РБ, находящиеся в распоряжении действующего президента РБ как должностного лица, отчитаться об их использовании”. Т.е. по законодательству ПП НС не может требовать в своем постановлении таких действий от президента. Поэтому проект не требует, а предлагает, как бы побуждая Лукашенко к ответным действиям. “Если даже он никак не отреагировал бы, это тоже была бы реакция”, - отмечает Абрамова.

Вполне уникальный метод предусматривает процедура формирования избирательных комиссий: “При формировании территориальных комиссий по выборам президента включать в их состав лиц, которых поддержало наибольшее количество избирателей, проживающих на соответствующей территории, либо наибольшее количество общественных организаций и политических партий, первичные структуры которых зарегистрированы на территории данной административно-территориальной единицы”. Такой принцип опять же не противоречит ничему - ни Избирательному кодексу, ни Конституции. Если бы депутаты включили этот пункт в проект постановления, он бы существенно расширил возможности независимых политических партий и движений получить места в территориальных окружкомах.

К слову, многие депутаты полагают, что формирование территориальных избирательных комиссий - один из наиболее злободневных вопросов, касающихся организации прозрачных выборов. От того, как они будут сформированы, войдут ли в них представители политических партий и общественных движений (и если войдут, то каких?) зависит поведение этих комиссий при подсчете голосов, построении взаимоотношений с наблюдателями. Поскольку в избирательном законодательстве процедура формирования комиссий прописана в самых общих чертах, вполне закономерен возврат к этой теме в проекте постановления ПП НС. Впрочем, ни в официальной версии постановления, ни в поправках Пашкевича конкретных указаний на этот счет нет. Он, например, ограничился тем, что потребовал “включить в состав окружных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса представителей политических партий, действующих в Республике Беларусь, по представлению этих политических партий для наблюдения за ходом выборов президента РБ” и “предотвратить вмешательство государственных органов в работу избирательных комиссий”. Обойти исполнение этих требований совершенно просто. Для этого представителям территориальных окружкомов достаточно заявить, что их численный состав ограничен и включить всех они не смогут. А что касается “вмешательства государственных органов”, то кто же признается в том, что оно имело место?

Единственным любопытным пунктом в проекте Пашкевича является предложение “принять поддержку ОБСЕ сети неправительственных организаций, осуществляющих независимое наблюдение за ходом выборов президента РБ”.

Сейчас можно констатировать, что до вынесения проекта постановления на рассмотрение Овального зала вопрос о редакциях документа является закрытым. 23 мая на заседании специальной рабочей группы было принято окончательное решение - предложить совету палаты представителей рассмотреть официальный проект постановления. Первоначальная редакция официального постановления подверглась лишь нескольким незначительным изменениям. Той же Абрамовой удалось убедить юристов из ЦИКа и ПП НС в том, что создание депутатской группы по контролю за исполнением постановления не является превышением полномочий парламента, так как депутаты будут контролировать не выборы, а ход реализации собственного решения. В результате пункт из ее законопроекта об образовании депутатской группы перекочевал в официальный документ.

23 мая было принято решение расширить количество депутатов, входящих в группу, с 21 до 110. Это значит, что следить за исполнением постановления сможет любой народный избранник, имеющий на то политическую волю и желание. Впрочем, если Овальный зал примет официальную редакцию постановления, то следить, в общем-то, будет не за чем.

Впрочем, группа “либералов” не теряет надежды внести изменения в документ уже непосредственно в ходе голосования. Поскольку, согласно действующему регламенту, правом законодательной инициативы в случаях, когда законопроект не касается расходной части бюджета, обладает любой депутат, можно ожидать, что при рассмотрении вопроса залом кто-либо из авторов альтернативных проектов встанет и заявит свой вариант на отдельное голосование.
Добавить комментарий
Проверочный код