Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№21 (287) 28 мая 2001 г. Экономика

"BELARUS" РОССИЙСКОЙ СБОРКИ

28.05.2001
Наталья ГРИБ

В 2001 г. Минский тракторный завод планирует выбрать инвестора для создания сборочного производства тракторов в России. "Я торопиться не желаю. Но это задача нынешнего года, - сказал Михаил Леонов, генеральный директор МТЗ. - У нас есть несколько предложений. Мы отбираем наиболее приемлемое".

Пару месяцев назад МТЗ пригласил в Минск более 200 представителей райсельхозтехники из почти 60 регионов России. Парламентеров собрали в конференц-зале, объяснили политику и условия Минского тракторного, выдали пакет документов и попросили обдумать предложения. Сегодня есть уже первые "всходы". Однако реальных денег, судя по всему, никто пока не предложил. "Мы хотим видеть партнера, который имеет деньги, опыт работы и хотел бы заниматься бизнесом на длительную перспективу, а не того, кому просто почудилось, что он хочет заняться сборкой, - декларирует генеральный директор МТЗ. - Мы ищем партнера, способного на лицензионной основе вложить до $5 млн., на которые мы разовьем производство".

МТЗ планирует организовать два завода по сборке тракторов в европейской части России, где наиболее развито земледелие. "Мы ставим достаточно глобальную задачу. Наша продукция сертифицирована по стандартам ИСО-9001. Поэтому мы будем организовывать не примитивную сборку, а высококвалифицированное, хорошо оснащенное мобильное предприятие, на котором будут воспроизводить всю гамму тракторов "Беларусь", - поясняет Леонов.

Планы у Леонова грандиозные: получать $400 млн. дохода от продажи сельскохозяйственной техники в России и оставлять там же $200 млн. при покупке комплектующих и механизмов. При потенциале рынка в 100 тыс. тракторов в год Леонов рассчитывает занять ни много ни мало - одну четвертую часть рынка, остальное оставив пяти российским заводам и зарубежным предприятиям. Чувствуете размах? Государственная казна резко пополнится.

Увы, реализовать эти планы сегодня невозможно. В 2000г. МТЗ отгрузил в Россию 10 тыс. тракторов и не получил "ни одного рубля российских денег". В этом году отгрузил 3, 5 тыс. тракторов и тоже не получил ни рубля. Расчеты осуществляются через газовый зачет и энергозачет. Белорусские трактора уезжают в Россию исключительно по бартеру. А вот в России при покупке комплектующих уже приходится расплачиваться валютой ($144 млн. в 2000г.).

Что будет, когда Россия введет новые правила оформления экспорта электроэнергии, а потом потребует платить деньгами и за газ? Между тем это перспектива ближайшего полугодия. "Когда Россия перейдет на денежно-финансовые требования, будет шок. Надо, чтобы не произошел срыв и предприятия не остановились вовсе. Поэтому надо иметь такую денежно-кредитную систему, которая была бы способна прокредитовать предприятия в этот переходный момент. Система наша пока к этому не готова", - говорит Леонов.

Подумав, он добавляет, что МТЗ тоже сегодня не может рассчитываться за энергию деньгами. По-прежнему нет денежной массы. Совсем недавно завод закрыл газовый долг Беларуси на $45 млн. На счет МТЗ перечислили 1 млрд. руб., а налогов насчитали на 15 млрд. руб. Директор ругается с налоговым комитетом. "Оборотный капитал вымыт. И так берем постоянно кредиты. Так что, брать кредиты на выплату налогов?" - горячится Леонов.

Минский тракторный в России оказался сегодня в двойственном положении. С одной стороны, правительство РФ дотирует отечественных производителей, к которым, несмотря на все разговоры о братском союзе, белорусский гигант не относится, являясь нерезидентом. Приобрести наших замечательных "белорусов" в лизинг тоже не получается, поскольку российским предприятиям рекомендовано покупать высокотехнологичную технику таким образом только за пределами СНГ.

Вот потому и пришлось изобретать колесо. "Цель создания сборочного производства в России - интеграция в финансовую, экономическую систему, в рынок материально-технических и энергетических ресурсов. Мы намерены встроиться даже в бюджетные ассигнования",- поделился планами с "БГ" Леонов. А там, смотришь, и железнодорожные тарифы понизят.

Сегодня МТЗ проводит достаточно целенаправленную политику создания сборочных заводов за рубежом. Это влечет за собой уменьшение пошлин и прочих издержек, преодоление таможенных барьеров, которые устанавливают различные государства. За трактор в собранном виде на границе с Польшей надо заплатить 37%, а за ту же модель, но разобранную - 7%. Это является весомым аргументом в пользу создания в Польше сборочных производств. Кроме того, "имея в Польше и Болгарии трактор с сертификатом "Евро-2", мы сегодня беспошлинно перемещаемся на рынки Евросоюза",- делится корпоративными тонкостями маркетинга генеральный директор завода. В Египте и Пакистане построены сборочные производства с той же целью, что и в России, - загрузить местное население работой и внедриться в экономическую систему страны.

МТЗ начал создавать совместные предприятия с 1991г. Сегодня в странах дальнего зарубежья работает 12 предприятий и 10 - в странах СНГ. В планах - создать совместное производство в Украине и в Турции. Специалисты МТЗ провели переговоры в Багдаде, нашли инвестора и намерены начать сборку, как только в стране будет преодолен финансовый кризис. Цель - выйти на рынки Ближнего Востока с учетом местных правил торговли.

"Мы уже приблизились к созданию сборочного предприятия тракторов рисовой модификации для рынков Вьетнама, Бангладеш и иных стран этого региона. Но в силу сложных финансовых процессов в этом регионе не представляется возможным организовать там производство, так как это повлечет за собой неоправданные издержки и убытки", - комментирует Леонов.

Китайский рынок для белорусов за-крыт. Ввозные таможенные пошлины превышают там 50%, и вопрос их снижения может быть решен только на межправительственном уровне. Кроме того, за транспортировку трактора нужно заплатить $2 тыс., и это при том, что обеспечить сохранность машины в дороге на протяжении тысяч километров просто нереально. "Сегодня мы ставим на платформу вооруженную охрану, если везем свой трактор в Туркменистан. Сохранить товар до Китая будет крайне проблематично", - говорит руководитель предприятия.

29 мая 2001 г. МТЗ исполняется 55 лет. На его долю приходится около 60% объема выпуска тракторов в СНГ и 8% мирового рынка. За это время произведено всего 3,2 млн. тракторов. Из них 2,5 млн. поставлено на экспорт в 109 стран мира. На мировом рынке каждый 12-й трактор является белорусским. Генеральный директор МТЗ отлично понимает все трудности, с которыми приходится сталкиваться, когда продаешь трактор на рынках бедных и богатых стран. "Мне говорят: ты не умеешь продавать. Да, я не умею продавать на рынке, где нет покупателей... Но не так-то просто влезть со своим товаром и своей философией на западный рынок. Рынок нужно уважать, взращивать, лелеять и делать все возможное, чтобы он никогда не смог тебя отторгнуть", - так изложил свою философию Михаил Леонов.
Добавить комментарий
Проверочный код