Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№19 (285) 14 мая 2001 г. Тема недели

МЕРТВЫЙ ЭКРАН

14.05.2001
Михаил ПОДОЛЯК

Отключение российских телеканалов серьезно ударило по имиджу Лукашенко Официальный Минск умеет организовывать эффектные мероприятия. Практически после каждого помпезного празднества возникают скандалы либо внутрибелорусского, либо внешнеполитического звучания. Впрочем, скандал - это тоже информационный повод.

Но на этот раз окружение А.Г. слишком уж увлеклось предвыборной игрой, а потому и не заметило, как был нанесен сокрушительный удар по традиционному пролукашенковскому электорату - ветеранскому поколению. Вечный конфликт цели, которую надо достичь любой ценой, и выбора адекватных средств для ее достижения сыграл с Лукашенко злую шутку. С другой стороны, прав был незабвенный Виктор Черномырдин, который заметил как-то о важнейшем «мотивационном принципе» всех инициативных русскоговорящих ребят: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда». Или еще хуже…

Неприятности для Лукашенко начались 8 мая, когда он выступал с очередной публичной предвыборной речью. В преддверии Дня Победы во Дворце республики в присутствии людей старой советской закалки, которые по-прежнему искренне разделяют убеждения «славянского президента». Им, как, впрочем, и самому лидеру, кажется, что вполне по силам не просто восстановить СССР, не только повернуть время вспять, но и насильно вернуть «тутэйших» в соцлагеря.

Выступление кандидата-президента Лукашенко получилось очень проникновенным. Особенно в той части, которая состояла из личностных эмоциональных оценок якобы деструктивных, антиславянских, антиправославных действий местной демократической оппозиции.

Правда, несколько позже оказалось, что главным информационным событием 8 мая стало вовсе не очередное разгромное выступление А.Г., а отключение всех российских телеканалов, вещающих на белорусской территории через т.н. общественные антенны. Начиная с 21.00 8 мая и вплоть до 10.30 9 мая местный житель на волнах российских ОРТ, РТР и НТВ мог созерцать трансляцию программ белорусского телевидения. В т.ч. и вышеозначенную речь Лукашенко. Могли белорусы созерцать по всем каналам и ветеранский парад в Минске 9 мая опять же с участием Лукашенко.

ПРИОРИТЕТЫ

В течение последующих дней официальный Минск выступил сразу с несколькими взаимоисключающими комментариями по поводу трансляции программ БТ на частотах российских телеканалов. Последняя версия, которой затем стали придерживаться все местные официозные ньюсмейкеры, была озвучена самим президентом. Лукашенко, в частности, заявил, что отключение российских телеканалов произошло сугубо по техническим причинам. Правда, чуть позже он же добавил, что «проблему отключения необходимо разделить на две составные части». По версии А.Г.,

8 мая отключение российских ТВ-каналов планировалось изначально. Это была «домашняя заготовка», чтобы население могло, не переключаясь и не отвлекаясь на просмотр фильмов и футбола, по всем каналам послушать важную речь президента. А вот 9 мая, по словам опять же А.Г., действительно произошел серьезный технический сбой.

Как всегда, Лукашенко сказал слишком много, чтобы сделать определенные выводы.

Первый. А.Г. еще раз публично признал, что он уже начал свою избирательную кампанию даже без определения самой даты выборов. Т.е. можно с полным правом говорить о том, что Лукашенко уже даже и не пытается больше все это маскировать и прикрывать демократическим декором.

Второй. Ближайшее окружение Лукашенко доказало, что до и во время избирательной кампании оно будет использовать наиболее примитивные технологии, направленные на обработку общественного мнения. Сподвижникам президента кажется, что Лукашенко сумеет «взять» местное общественное мнение не качеством своих информационных продуктов, а их количеством, с массированным использованием примитивных и грязных технологий.

Третье. Трансляция выступления Лукашенко по российским телеканалам в РБ без согласования с руководством этих каналов явно указывает на то, что даже сам официальный Минск понимает бесперспективность использования «первого национального телеканала» в сколько-нибудь серьезной информационной работе.

ТВ-ОТСТОЙ

По сути, собственным работодателем (администрацией президента) белорусское телевидение (НГТРК) официально признано информационно и технологически недееспособным субъектом, через которое не имеет смысла размещать наиболее ударные пропагандист-ские спичи Лукашенко. Скорее всего, БТ в избирательной кампании А.Г. планируется отвести роль сугубо вспомогательного пропагандистского ретранслятора для накачки маргинальных политических групп грязными PR-проектами. Многочисленные «новые проекты» политической дирекции нынешнего БТ - в т.ч. приснопамятные «Тайные пружины политики» Азаренка, «Резонанс» Зимовского, «Итак» Дудинова, спец-ежемесячник Рудометова etc. - рассчитаны на поддержание боевого духа у 10-12% твердолобых сторонников Лукашенко. Остальных потенциальных избирателей политпрограммы белорусского телевидения, мягко говоря, не интересуют. Следовательно, и сам Лукашенко, и его окружение начинают понимать, что ангажировать общественное мнение, опираясь только на ресурсы местных же электронных и печатных СМИ, не так уж и просто.

Особенные трудности возникнут у официального Минска в связи с тем, что за семь лет из БТ, несмотря на многочисленные реорганизации и привлечение «специалистов» со стороны (Кисель, Чикин), так и не удалось сделать смотрибельный и конкурентоспособный телеканал. Ведь известно, что газеты в выборной кампании используются очень избирательно. Через печатаные СМИ организовывается, как правило, кампания «точечного влияния», рассчитанная на успех в определенной социальной аудитории. Именно поэтому газеты более четко позиционируются на рынке избирательных технологий и оказывают, несомненно, более действенное влияние на узкую профессиональную или социальную группу. Однако несомненный недостаток печатных СМИ состоит в том же, в чем заключается их несомненный плюс - это ограниченное по численности охвата избирателей влияние. Но влияние крайне эффективное.

Электронные СМИ - наиболее демократичный и относительно дешевый способ установления коммуникации кандидата и самой широкой голосующей аудитории. В абсолютном исчислении предвыборная PR-кампания на телевидении стоит немалых финансовых ресурсов. Однако эта сумма затрат с лихвой компенсируется не только широтой охвата избирателей, но и пролонгированностью влияния. Кроме того, ТВ предполагает доступное оформление избирательных посланий.

Несмотря на архаичность и консервативность нынешнего окружения Лукашенко, некоторые азбучные истины, касающиеся того, как надобно вести избирательную кампанию, там все-таки постигли. Так, технологам А.Г. показалось, что постоянное информационное доминирование - тем более, одновременное присутствие во всем, если так можно выразиться, телепространстве РБ - должно как-то сказаться на имидже того или иного кандидата. На его узнаваемости и запоминаемости. Другой вопрос: как на имидже Лукашенко сказалось нынешнее отключение российских телеканалов?

ИГРУШКУ ЗАБРАЛИ?

Как раз на этот вопрос ответить проще всего. Факт отключения ОРТ, РТР и НТВ в т.н. телевизионный прайм-тайм - наиболее смотрибельное время - явно пришелся не по вкусу местному жителю. Как и в любой другой стране мира, среднестатистический обыватель большую часть своей повседневной жизни аполитичен. По вечерам, сидя перед телевизором, он вряд ли думает о том, какую избирательную технологию будет использовать, скажем, кандидат А., чтобы дискредитировать кандидата В. в глазах тьмутараканьских ассенизаторов. Среднестатистический обыватель думает о несколько более приземленных вещах - о прокорме семьи, о горячительном питье по праздникам и не только, а также о тех небольших удовольствиях, которые предоставляет ему ТВ. Между прочим, в кризисной Беларуси, где уровень жизни падает, телевизор остается своего рода окном в мир. Среднестатистический белорус не может позволить себе дорогостоящие путешествия и роскошную повседневную жизнь. Поэтому психологически, эмоционально отключение российских каналов резко негативно сказалось на имидже Лукашенко.

По большому счету, его команда сыграла против собственного патрона. Ведь едва ли не в первую очередь отключение росТВ сказалось на местных домохозяйках и любителях футбола, а не на людях, увлекающихся политикой. Так, первые лишились возможности просмотра многочисленных художественных телекартин, а вторые - ответного матча футбольной Лиги чемпионов. Конечно, по одному эпизоду вряд можно говорить о том, что местное общественное мнение уже напрочь отвергает Лукашенко. Однако капля камень точит. Еще парочка подобных Pr-акций со стороны администрации Лукашенко, и электорат взбунтуется. А в том, что нелепые акции еще последуют, сомневаться не приходится. Не зря ведь в президентской команде сегодня доминирующую роль играют реликтовые специалисты по идеологии совет-ского типа.

Отключение каналов - это удар по праву выбора белорусских граждан. Их почти на сутки лишили права самостоятельно распоряжаться своим досугом. Однако категории «свободного выбора» для Беларуси пока не приемлемы. Тем не менее и у местного жителя есть рейтинговая шкала жизненно важных для него вещей, лишение которых провоцирует на ответную агрессию.

В этом рейтинге фигурируют: водка под соленый огурчик, новогодний жбан постмодернистского салата «Оливье», околоподъездный треп, диванный футбол, «мыльные оперы», еще раз «мыльные оперы», «доминошный козел» и - военный парад. 8-9 мая белорусские власти нанесли удар по основным ценностям среднестатистического обывателя и тем самым оказались в проигрыше.

И теперь простой вопрос: сколько новых сторонников «навербовал» Лукашенко в результате трансляции по российским каналам своего выступления, лишив их обычного околотелевизионного времяпровождения?

В отключении российских телеканалов ради трансляции рядового выступления Лукашенко оказалась и куда более крупная ложка дегтя для официального Минска. Столь примитивная тактика перекрытия чужого электронного продукта указывает на то, что у А.Г. попросту нет денег для легальной покупки эфирного времени на российских телеканалах. Поэтому и появилась «стремная» идея несанкционированного, нарушающего все договорные обязательства вмешательства в работу российских телеканалов на белорусской территории. Чтобы было понятно: российские телеканалы ретранслируют свои программы на Беларусь, имея обстоятельные договоры с Минсвязи (на распространение сигнала) и с белорусскими рекламными посредниками (на перекрытие российских рекламных блоков белорусскими). Кроме того, каналы платят деньги за распространение сигнала в белорусский бюджет (по крайней мере, НТВ).

Надо ли говорить, что подобное поведение белорусской стороны вызвало резкое негодование у руководства российских телеканалов, которые имели и имеют собственные коммерческие планы относительно вещания своих каналов в Беларуси. Только то, что отключение произошло в праздничный день, не позволило разразиться публичному скандалу. Правда, в течение последующих дней между официальным Минском и руководством российских телеканалов происходили яростные телефонные перепалки.

Между прочим, столь неадекватное поведение белорусского правительства только добавит уверенности нынешнему кремлевскому руководству в том, что иметь дело с Лукашенко - себе дороже. Он слишком непредсказуем и непоследователен. Во время многочисленных околоинтеграционных мероприятий А.Г. неизменно говорит о важности российско-белорусской дружбы, но в то же время публично заявляет о некудышности системы российской власти. Или отключает российские телеканалы. И если Лукашенко вдруг захочет купить эфирное время в России, ему это обойдется намного дороже.

Не менее забавно было наблюдать за легкой перепалкой, которая возникла между Лукашенко и первым заместителем главы президентской администрации Заметалиным, который по простоте душевной фактически признался в том, что отключение каналов было предумышленным. По его мнению, «это была реализация суверенитета нашей республики - реальная, в течение некоторого времени». Но Лукашенко категорически отказался от утверждений своего помощника, заявив, что «на Заметалина это не похоже».

Такая вот скандальная история.

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Нынешний «телекризис» можно уместить в несколько принципиальных схем. Схема первая: разногласия внутри команды А.Г. указывают на то, что избирательной команды у Лукашенко нет. Нет у него и программы действий. А все, что делается, является инициативой отдельных чиновников. Поэтому и согласованности в комментариях нет. Схема вторая: официальный Минск попытался предупредить российские телеканалы, что у него, дескать, имеются рычаги воздействия в случае чего. Но это очень шаткий тезис. Как раз наоборот, у А.Г. нет ровным счетом никаких ресурсов для того, чтобы отключить влияние российских СМИ в Беларуси. Иначе это спровоцирует резкий рост социальной напряженности. Третья схема предполагает, что нынешний кризис - следствие применения ярких и легко узнаваемых PR-технологий Владимира Петровича Заметалина. А это очень даже симпатичные технологии, которые очень помогут демократическим кандидатам.
Добавить комментарий
Проверочный код