Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№19 (285) 14 мая 2001 г. Политика

В ОЖИДАНИИ ФАРС-МАЖОРА

14.05.2001
Ася ТРЕТЮК

Секретари избиркомов притомляются в самый неподходящий момент

Чем ближе президентские выборы, тем больше подводных камней "выплывает" из белорусского избирательного законодательства, которое входит в явное противоречие с Основным законом. Это, в свою очередь, дает повод исполнительной власти трактовать отдельные нормы Избирательного кодекса с высоты собственного полета. Больше всего копий ломается вокруг института общественных наблюдателей, чья деятельность уже сегодня стала объектом пристального внимания спецслужб.

Так заявил на недавней встрече с журналистами председатель КГБ Леонид Ерин, действия по организации обучения 14 тыс. потенциальных наблюдателей за президентскими выборами с использованием средств международных организаций он рассматривает как "признак вербовки белорусских граждан".

Заместитель председателя РОО "Белорусский Хельсинкский комитет", член межтерриториальной коллегии адвокатов Гильдии российских адвокатов Гарри ПОГОНЯЙЛО придерживается диаметрально противоположной точки зрения.

- Минувшая осень показала, как власть представляет себе честные, свободные выборы. Не этим ли объясняется ее столь нервная реакция к самому понятию "наблюдатель"?

- Во время избирательной кампании БХК направил на участки в качестве наблюдателей 1.500 человек. Поэтому со всей ответственностью могу заявить: результаты выборов в законодательный орган есть ничто иное, как грубая, наглая, циничная фальсификация. Вот почему власть противится любому контролю, называя наблюдателей врагами нации, шпионами. И против них сегодня брошены все силы. Власть поняла: подготовка общественных наблюдателей - главное препятствие на пути фальсификаций. Но если действующий президент публично заявляет, что выборы пройдут честно, то почему так боятся наблюдателей? Ведь предоставив возможность нашему обществу проконтролировать избирательную кампанию, власть засвидетельствует свое стремление соблюдать законы. Это позволит мировому сообществу признать выборы легитимными, а стало быть, таковым станет и избранный глава государства. И мы наконец сможем вырваться из конституционного кризиса.

- Недавно БХК подготовил предложения ПП НС по подготовке постановления о назначении выборов президента. О чем идет речь в этом документе?

- На основании результатов мониторинга и анализа действующего законодательства эксперты БХК подготовили рекомендации, которые позволят устранить законодательные коллизии, улучшить практику проведения выборов в соответствии с международными стандартами.

Начнем с вопроса о неправомочности состава Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов (ЦИК) и, в частности, незаконного назначения председателя комиссии Лидии Ермошиной. Ее назначение на эту должность было произведено с грубым нарушением требований 84-й статьи Конституции. Так, в указе президента от 6 декабря 1996г. N518 указано, что вопрос назначения члена Центризбиркома Ермошиной на должность председателя этой комиссии президент должен был согласовать с Советом Республики Национального собрания. Однако на тот момент верхняя палата еще не была сформирована, и в силу этого президент не смог выполнить требования Основного закона. А его действия по изданию указа N518 свидетельствуют не только о нарушении им Конституции, но и о превышении полномочий.

- Помнится, сразу же после первого тура парламентских выборов БХК таким же образом ставил вопрос о нелегитимности заместителя председателя ЦИК, который одновременно является заместителем председателя Верховного суда. Ситуация не изменилась?

- Действительно, согласно требованиям 61-й статьи закона о судоустройстве и статусе судей, "судья не может заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме научной или педагогической, не связанной с занятием штатных должностей...". А 6-я статья закона о ЦИК предписывает, что в ее состав не могут входить лица, которым законом это запрещено. Так, например, ранее состоявшие членами Центризбиркома Сукало и Тимофеевич после назначения их на должности судей сложили полномочия членов ЦИК. Согласно закону, "решения Центральной комиссии могут быть обжалованы в Верховном суде". Присутствие первого заместителя председателя Верховного суда в составе Центризбиркома не только нарушает основополагающий конституционный принцип разделения властей, но и принцип независимости суда, подрывает веру в законность и обоснованность его решений. На это мы также указали в наших предложениях, направленных в адрес законодательного органа.

Но вы же понимаете, что признать неправомочным нахождение в Центризбиркоме Ермошиной и Миклашевича значит признать состоявшиеся парламентские выборы незаконными. Поэтому ожидать, что этих товарищей переизберут, вряд ли приходится.

- Если тезисно, какие еще во-просы, касающиеся избирательных процедур, БХК поднимает в своих рекомендациях?

- Мы обратили внимание законодательного органа на формирование территориальных избирательных комиссий по выборам президента, независимость избирательных комиссий от исполнительной власти, обязанность членов участковых комиссий визировать копии протоколов о результатах голосования, которые выдаются наблюдателям за выборами... Эти вопросы представляют особую значимость. Достаточно вспомнить выборы в местные Советы. Их бойкот многими политическими партиями и общественными объединениями закончился тем, что в состав ныне действующих избирательных комиссий не вошли представители демократически настроенной общественности. В этой связи предполагается, что при принятии решения о назначении выборов президента необходимо в обязательном порядке решить вопрос об образовании территориальных избирательных комиссий, как того требуют статьи 34 и 35 Избирательного кодекса. В противном случае снова возникнет вопрос о легитимности вновь избранного главы государства. Такой же принципиальный подход должен быть к сложившейся практике введения в состав избирательных комиссий представителей органов власти, что нарушает принцип независимости этих комиссий.

Для повышения доверия к официальным результатам выборов, референдумов, а также чтобы исключить возможность фальсификаций мы предлагаем законодателю обязать избирательные комиссии визировать изготовленные наблюдателями копии протоколов. В Избирательном кодексе сказано: наблюдатели за выборами могут своими силами и средствами оформлять копии протоколов участковых комиссий по результатам голосования. Однако закон не обязывает членов комиссий визировать эти важные документы. Что они, как показала практика, и делают в тех случаях, когда идут на фальсификацию результатов.

15 октября прошлого года через своих представителей БХК удалось организовать почти тотальное наблюдение за парламентскими выборами. Были получены практически все копии протоколов участковых избиркомов о результатах голосования. Например, по Молодечненскому округу N80 окружная комиссия составила аж три протокола с разными цифрами. Эти документы мы направили в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело в отношении членов избиркома. В результате Молодечненский межрайпрокурор советник юстиции Вешторт признал фактические нарушения, но расценил их по-своему и под надуманным предлогом отказал в возбуждении уголовного дела. Например, завышение числа избирателей на 200 человек он интерпретировал как "отсутствие внимания ввиду большой утомленности" секретаря окружной избирательной комиссии.

- В результате мы имеем палату N2.

- Которую вторично назначил президент путем проведения фарса под названием "выборы". Вот такой же фарс власть хочет учинить на выборах президента с участием тех же лиц.
Добавить комментарий
Проверочный код