Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№19 (285) 14 мая 2001 г. Политика

ПИРРОВ ДЕКРЕТ

14.05.2001
Виктор МАРТИНОВИЧ

Воюя против оппозиции, Лукашенко вредит себе

7 мая президент подписал более чем странный декрет N11 о "совершенствовании" порядка проведения собраний, митингов и уличных шествий. Очевидно, что новые ужесточающие меры нанесут больший вред репутации самого президента, нежели уличным акциям оппозиции. Появление документа за несколько месяцев до выборов можно расценивать не иначе как следствие игры ближайшего президентского окружения против самого Лукашенко.

Интрига заключается в том, что "гайки" в процедуре проведения митингов и шествий в нашей стране и до появления декрета были закручены до такой степени, что дальнейшее их закручивание просто не имеет смысла. Законодательная база, регламентирующая организацию уличных мероприятий оппозиции, настолько вместительна, что при желании в каком-нибудь декрете либо законе без всяких проблем можно найти пункт, позволяющий обвинить конкретное физическое лицо-организатора в чем угодно. Простое перечисление драконовских декретов, законов и постановлений, так или иначе касающихся порядка организации акций протеста, займет огромное место. Вот некоторые из них: "О собраниях, митингах, уличных шествиях, пикетировании"; "О политических партиях"; "Об общественных объединениях" (законы); "О некоторых мерах по предупреждению чрезвычайных происшествий при проведении массовых мероприятий" (декрет). И всякий раз, когда подобный законодательный акт появлялся из-под пера президента либо в графике законопроектной деятельности Национального собрания, в обществе возникал громкий резонанс. Совершенно нежелательный для исполнительной власти.

К наиболее "драконовским" положениям президентского документа можно отнести сужение круга организаторов митингов и шествий. "Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие свыше 1.000 человек, выступают только политические партии, профессиональные союзы и другие организации, которые определяют лицо (лиц), ответственное (ответственных) за организацию и проведение данного мероприятия из числа членов руководящего органа политической партии, профессионального союза или другой организации". Таким образом, совершенно очевидно нарушается пункт Конституции, предоставляющий право гражданам участвовать в митингах и шествиях. Сделано это, надо полагать, для того, чтобы взять под еще больший контроль существование белорусских партий, ибо декрет заявляет, что "политические партии, профсоюзы и организации, ответственные лица которых не обеспечили порядка организации или проведения собраний (...) могут быть ликвидированы в установленном порядке за однократное нарушение законодательства о собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании".

Зачем режиму еще больше ужесточать национальное законодательство в отношении партий, если уже существующего достаточно, чтобы убрать с политического поля любую неугодную организацию? Если уж на то пошло, для того, чтобы закрыть все партии, достаточно провести одну перерегистрацию. А после этого партий может просто не возникнуть. Эпопея с регистрацией "Молодого фронта" демонстрирует, что власть, когда хочет, может не зарегистрировать кого угодно.

Еще одним пунктом, реально ужесточающим порядок проведения шествий и митингов, является регламентация мотивов возможного прекращения акции: "Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирования, участники которых действуют методами, создающими угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью участников указанных мероприятий или других лиц, либо скрывают свои лица под масками, должны быть прекращены". Переводим на русский язык: если представителям органов правопорядка покажется, что участники шествия действуют слишком радикально или среди них есть молодежь, скрывающаяся от собственных деканатов под платками и полумасками, они могут попытаться прекратить шествие. Как это делается, прекрасно известно: на пути движения демонстрантов выставляется несколько цепей ОМОНа, а по обочине ездит "Волга" с мегафонами и призывает собравшихся расходиться. Если собравшихся мало, они расходятся (либо их "расходят" дубинками), если много - они продолжают мероприятие. Здесь, подчеркнем, важно то, что все эти способы уже неоднократно использовалось органами правопорядка при подавлении уличных выступлений. Достаточно вспомнить "горячую весну" 1996г. Только тогда за жесткие действия милиции отвечало милицейское руководство. Теперь, благодаря появлению декрета, "крайним" за все, что будет делать ОМОН с демонстрантами, оказался сам Лукашенко. Зачем же так себя подставлять? Ведь если милиция переусердствует в "прекращении шествия" и все телеканалы опять покажут избитых журналистов и сотни задержанных, никто не выйдет к камере и не возьмет вину на себя, как это уже однажды сделал один высокий милицейский начальник. Все без исключения будут понимать, что виноват в этом сам подписант декрета N11.

Депутаты ПП НС пока отказываются высказываться относительно перспектив прохождения очередного шедевра Лукашенко через их орган, ссылаясь на недостаточное знакомство с текстом. Однако, можно предположить, что особых проблем с этим не возникнет.
Добавить комментарий
Проверочный код