Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№19 (285) 14 мая 2001 г. Общество

СТРАНА, ГДЕ ТАНЦЕВАТЬ - преступление

14.05.2001
Виктор МАРТИНОВИЧ

№ 19 [285] от 14.05.01 - Концертный зал как микромодель белорусского общества

- Почему нельзя танцевать?

- Потому, что это - концертный зал, а не танцплощадка.

- А вставать почему не дают?

- Потому, что сидящие сзади ничего не увидят.

- Но мне ничего не было видно из-за спин милиционеров, потому и встал!..

- Это - концертный зал, а не танцплощадка.


(Из беседы выброшенного с концерта "АукцЫона" подростка с офицером милиции).

8 мая в концертном зале "Минск" играла одна из самых удало-озорных групп русского рока - "АукцЫон". Несмотря на вакханалию, происходившую на сцене, весь зал сидел, как пионеры на торжественной линейке. Потому что тех, кто пытался танцевать или даже привстать с места, тотчас же выволакивал из зала ОМОН. Власть может радоваться: она наконец выдрессировала и запугала самый непокорный слой общества - молодежь. Поколение "пофиг", взросление которого пришлось на перестройку, превратилось в покорных рабов. Какое будущее у этой страны?

ГРУППА

Чтобы понять всю степень сюра, случившегося 8 мая в концертном зале "Минск", надо знать, что такое группа "АукцЫон". Являясь одной из самых старых российских рок-групп, команда Леонида Федорова всегда отличалась каким-то внутренним "карнавалом". Талантливые (как, в общем-то, и во всем русском роке) тексты, порой печальные, порой сума-сбродно веселые, непередаваемый по чистоте и красоте вокал Леонида и, главное, чарующая, гипнотизирующая, богатая по звучанию музыка (а группа по обилию акустических и духовых инструментов более напоминает симфонический оркестр) делали "АукцЫон" чем-то совершенно особенным. Некоторые песни "А" били настолько в точку, настолько сильно передавали настроение эпохи, что цитаты из них входили в языковой обиход поколения, выросшего на них. Частенько приходится слышать фразы из песен группы, причем цитирующие, как правило, не отдают себе отчет в том, кого цитируют. "Остановите самолет, я слезу", "Я - старый пионер, много знаю", "Накатила суть", "Хочется - хочется черную, смелую женщину" - все эти перлы рождены "АукцЫоном".

Впрочем, музыку словами не передашь. А вот то, что обычно творится на сцене и в зале во время выступлений "АукцЫона", описать можно. В тот момент, когда группа только-только созревала, ее родоначальники мыслили ее как нечто фееричное, какую-то дикую смесь традиционного рока, театрального перфоманса, чтения стихов со сцены и буффонады. Первые годы, вкупе с сессионными театралами, музыканты "А" организовывали выступления, где, подобно поп-механике Сергея Курехина, все участники играли некие постановочные роли, параллельно распевая песни. Это была попытка сделать рок-оперу в тесных условиях советской культурной реальности. Во время одного из концертов в Питере музыканты поочередно обматывались микрофонными шнурами, прыгали в зал на руки поклонников и давали себя вытащить обратно на сцену за шнуры, вызывая дикий восторг у всех присутствующих. Потом в команде появился Гаркуша, и "АукцЫон" вообще стал самой разудалой и пристебнутой группой в России да и, пожалуй, "одной из..." в мире. Только неистощимому Фрэнку Заппе хватило бы темперамента появиться на сцене в шутовском кителе, перчатках, обтягивающих штониках и с тремя рядами медалей на груди. Нет, не таков любой западный музыкант. Но таков Гаркуша. Он дурачился, дурачится и будет дурачиться на сцене так, что самый отвязанный неформал может только позавидовать. Гаркуша может носиться по сцене с микрофоном, не в такт дудеть в какую-нибудь пластмассовую детскую свистульку, совершенно очевидно мешая Федорову петь. Гаркуша может приседать, отжиматься, просто орать, бить в бубен, словом - задавать манеру поведения для всего зала. Федоров, лидер группы, в это время сидит в тени Гаркуши и потихонечку подтягивает что-нибудь мелодичное, и зал его просто не замечает.

Более того, некоторые "непродвинутые" и невнимательные поклонники "АукцЫона" до сих считают, что песни группы поет Гаркуша, а Федоров - просто гитарист (!). Говорят, Гаркуша в "АукцЫоне" появился в силу природной скромности Федорова, чтобы оттянуть на себя внимание прессы и поклонниц. Вот и перед минским концертом, пока Гаркуша раздавал интервью, Федоров тихонько настраивал инструменты, ковырялся в пультах и что-то напевал себе под нос. Оба даже представить себе не могли, что через два часа, когда начнется концерт и они, каждый по своему, будут пытаться заставить публику потанцевать и подурачиться, публика будет сидеть, как зомбированные школьники из "Стены" Pink Floyd`а.

МИЛИЦИЯ

Теперь, зная особенности разудалого творчества группы "АукцЫон", представьте ситуацию. На сцене появляются музыканты этого коллектива, выходит Федоров, зал хочет поприветствовать своих кумиров, некоторые пытаются встать, но не тут-то было. Моментально за спиной у тех, кто поднялся, возникают милиционеры и грубыми пинками садят всех обратно в кресла. После этого проходы между рядами заполняются сотрудниками органов правопорядка, которые становятся тесной цепочкой, занимая position number one, хорошо известную всем посетителям митингов оппозиции (ноги на ширине плеч, руки за спиной сцепленные в замок). Цепь милиции, грохоча сапогами, выстраивается вдоль сцены, по нескольку бойцов ОМОНа становится у выходов лицом к залу (надо думать, чтобы эффективно пресекать попытки потанцевать). Не хватает лишь солдат Белполка с пластиковыми щитами, в шлемах, бронежилетах и с дубинками.

Нет, это не дикая парафраза из "1984" Оруэлла, это то, что реально происходило в концертном зале "Минск" 8 мая 2001г. Молодежь, ошарашенная произошедшим, на время притихает, но со сцены в это время начинает литься зажигательная музыка Федорова. Несколько подростков, уже без всякой надежды, пытаются пройти к сцене, чтобы потанцевать хотя бы на пятачке между первым рядом и оцеплением, но стоящие в проходах милиционеры, грубо хватая их за одежду, возвращают "смутьянов" обратно. Более того, несколько человек, отлучившихся в перерыве между выступлением "Нейродюбеля" и началом выступления "АукцЫона" в кафе, занимают свои места в первых рядах только после унизительной процедуры объяснения с людьми в форме.

После длительного пассажа на каком-то странном духовом инструменте, звучание которого напоминает то ли плач ребенка, то ли мяуканье кота, начинается первая песня. И тут обнаруживается еще одна неприятная для слушателей деталь. Отличный уровень физической подготовки бойцов белорусских органов правопорядка самым непосредственным образом сказался на ширине их плеч. Плечи, в свою очередь, помещенные непосредственно перед лицами пришедших на выступление, почему-то заслоняют происходящее на сцене, в силу чего последние не видят ровным счетом ничего. То есть получается концерт, на котором нельзя танцевать, нельзя вставать с мест и невозможно увидеть кумиров. Зал терпит песню, две, три, потом, по одному, любители музыки начинают подходить к милиции и вежливо просить "не заслонять вид".

Ответы сотрудников органов правопорядка мы приводить здесь не будем. Дошло до того, что после очередной песни "АукцЫона" наряду с обычными выкриками типа "спой "Дорогу"!" откуда-то сзади доносится рев нескольких глоток: "Уберите милицию!".

Когда со сцены зазвучало умопомрачительное соло на духовых, слева от нас с кресла поднялся поклонник группы. Спустя секунду к нему подлетел милиционер, завязалась беседа. Милиционер был молод и вел себя очень человечно. "Сядьте пожалуйста, здесь нельзя танцевать, - просил он, делая какие-то странные кивки в сторону ОМОНа, - Ну сядьте, вас же заберут, уведут". Поклонник на секунду успокоился, занял свое место, но на середине песни вновь подскочил. Вновь появился милиционер, просивший уже быстрее и эмоциональнее. Еще доля секунды, и парня уже тащил через весь зал боец ОМОНа. Выведя за пределы здания, он закрыл за ним дверь и приказал не возвращаться.

ЗАЛ

Впрочем, даже странные действия белорусского ОМОНа не так поразили нас, как реакция зала на совершенно очевидное нарушение их прав. Милиция на концертах была всегда, а то, что происходило в ходе выступлений того же "Аквариума", скажем, на концерте в Тбилиси в начале 80-х, не идет ни в какое сравнение с несколькими десятками выведенных с концерта "АукцЫона" в Минске. Тем не менее читая того же Троицкого ("Рок в Союзе") и сравнивая поведение поклонников "там тогда" и "здесь сейчас", приходишь к выводу: советская молодежь, закомплексованная пионерлагерями, "зорьками", "зарницами", программой "Время" и ленинскими субботниками, вела себя более раскованно и свободно, чем белорусское поколение "пофиг". Наши ребята, которым сейчас до 25 лет, воспитаны на ценностях перестройки, многие из них получили образование за рубежом, имели возможность путешествовать, посмотреть Европу и Америку. Послушать The Rolling Stones и The Doors в конце концов. А та молодежь если и слушала что-то кроме Пахмутовой, то только на "костях", купленных из-под полы. Наша молодежь свободно читает Пелевина и смотрит Джармуша, а для той, советской, молодежи Люк Скайуокер с Дарт Вейдером и "Во пропасти во ржи" Сэллинджера были квинтэссенцией свободы. И тем не менее та молодежь могла себе позволить вынести двери в "Горбушке", когда милиция не пускала на концерт, а эта молодежь побоялась просто организованно встать, когда милиция запрещала вставать одиночкам.

Ненависть к рок-музыке - основной признак тоталитарного государства. Нет такого диктатора на земле, который позволял бы своему народу свободно слушать The Beatles. В Советском Союзе это называли "западной заразой", на Кубе это называют "империалистическим зомбированием". Несвободная нация не может слушать Imagine, Revolution или All we need is love. В Совке все было просто и честно: рок был начисто запрещен.

В Беларуси образца 2001г. ситуация до предела запутана. Вроде бы за то, что ты слушаешь Ника Кэйва, тебя арестовать не могут, но если ты при этом танцуешь, то - добро пожаловать в объятия ОМОНа. Слушая Ника Кэйва, либо Леонида Федорова, ты должен быть выдержан и спокоен, как гэбист на оппозиционном митинге. Танец есть преступление, ибо он выражает эмоцию и волю к свободе, сам по себе является проявлением свободы. А свободу в этой стране не любят во всех формах.

И еще одна, совсем уж печальная деталь. Еще полгода назад наша молодежь была совершенно другой. На концерте "Воплей Видоплясова" тоже было много милиции и тоже поначалу запрещали танцевать. Однако потом, в один прекрасный момент все поняли, что вместе они - сила. И все вместе поднялись. И прошли к сцене, и начали совершенно свободно танцевать, не обращая внимание на поникших как-то сразу представителей органов. У посетителей того концерта была воля к свободе, у посетителей этого - уже нет. Что тут добавить... Впереди президентские выборы.

P.S. Хотелось бы выразить огромную благодарность людям, организовавшим концерт "АукцЫона". Они, право же, не виноваты в действиях милиции.
Добавить комментарий
Проверочный код