Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№19 (285) 14 мая 2001 г. Экономика

ЖИТЬ СТАНЕТ ВЕСЕЛЕЕ, ТОВАРИЩИ

14.05.2001
Ярослав РОМАНЧУК

Очередной //dream team\\-план исполнительной власти

Лавры кремлевских мечтателей 1917-91гг. явно не дают покоя Лукашенко. Тотальная коллективизация, насаждение тяжелой промышленности при мощной идеологической накачке, инвестиции в ВПК завоевали стабильное число сторонников социализма во всем мире. Несмотря на очевидный экономический, экологический и социальный крах плановой экономики, правительство Беларуси в начале XXI века предлагает стране все тот же несъедобный продукт: монополизм государства, регулирование цен, регламентация производства и торговли. Не обойдется и без толстого слоя "справедливого" перераспределения в пользу административно выделенных приоритетов. Пропахшие нафталином схемы и предложения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг. - свидетельство интеллектуальной импотенции государственных институтов власти, паралича от страха и стремление угодить вышестоящему начальнику, наступив на горло профессиональной гордости. Конечный продукт будет называться "социально ориентированной экономикой рыночного типа".

Время не стирает их глупости

В конце этой недели Лукашенко выступит на втором "народном хурале". Его предвыборная программа принципиально не отличается от той, с которой он выходил на свою первую президентскую гонку: обещать всем все и как можно быстрее. Программа пестрит словосочетаниями "социальная защита", "государственное регулирование", "эффективное стимулирование", "усиление поддержки"... Словесный туман застлал более чем 50-страничный документ. Симптоматично полное отсутствие в программе двух фундаментальных ценностей и институтов современной экономики: частной собственности и рынка. Придворные спичрайтеры традиционно боятся использовать эти "аллергены" для пошатнувшихся белорусских утопистов. Зато по-новому засверкал термин "государственное предпринимательство", которое на протяжении последующих пяти лет будет составлять главный элемент экономики.

Будет обеспечена поддержка "эффективных инвестиционных проектов по обновлению и расширению производства". А вот "негосударственное предпринимательство" будет формировать "альтернативную экономику". Альтернативную чему? Господствующему госсектору и планируемым вертикально интегрированным монополиям? Почему власть сама вбивает клин между "правильным", т.е. госсектором, и частным? Альтернативной называется музыка, которую слушают единицы. То же самое относится к театру и кино. Это элитные, "завернутые" произведения для весьма ограниченной публики.

Лукашенко решительно настроен очередные 5 лет держать ручной частный бизнес в резервации, чтобы показывать иностранным инвесторам и говорить о преимуществах белорусской модели. 10 апреля 2001г. он подписал Концепцию программы социально-экономического развития Республики Беларусь. Этот документ в очередной раз подтверждает известный в нашей стране тезис: поддержки достоин только тот, кто работает в государственной структуре. К сожалению для белорусских потребителей и производителей, среди "неизменных ценностей", на которые не влияет время, стирающее города и цивилизации, находятся взгляды Лукашенко и его послушной до потери сознания от страха команды.

По большому счету, страна выиграла бы, если бы Программы развития экономики Беларуси 2001-2005гг. не было вообще. Но власть сама себя загнала в рамки прогнозирования и планирования чуть ли не до 2015г. Даже закон приняли "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь". Странный получается закон: чиновники и эксперты прогнозируют, ошибаются, на основании их рекомендаций капитал страны уходит в бездонную пустоту карманов отдельных субсидархов - и никого еще не посадили, не наказали рублем за неточный прогноз. Вред от неправильно выбранной в 1995г. стратегии исчисляется миллиардами долларов. И ничего, кроме премий и заданий писать очередные программы, графоманы из власти не получают. Странная получается ситуация: украл курицу с колхозного двора - три года за решеткой, повел страну, словно Сусанин, в болото экономического разврата - премия.

Овуляция экономических кадров

Программа является логическим продолжением предыдущих "Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000гг.". У нас "восстановлена система управления экономикой..., улучшена система социальной защиты населения, определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ (по мере созревания объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения)". За последние 5 лет "реальные денежные доходы населения повысились на 71%". И спад производства преодолен, и положительная динамика достигнута, и ежегодные приросты, привесы, удои радуют прогнозистов и их боссов. Теперь понятно почему правительство Беларуси так лелеет насквозь убыточное сельское хозяйство. Существует незримая интимная связь между макроэкономистами и агрономами. И те, и другие ждут созревания. Работники села могут почти безошибочно определить, готов ли к уборке урожай. Качество же экономистов, составляющих прогнозы и разрабатывающих законы, определяется по тому, насколько тонко и точно они определяют "созревание объективных предпосылок". Это вам не General Motors управлять. Здесь нужна вся глубина знаний марксовского "Капитала", усиленная математическим инструментарием и сдобренная социалистической идеологией.


Приоритетов вдвое больше

Беларусь развивается в точном соответствии с законами Паркинсона. На первую пятилетку было три приоритета. Все были успешно завалены. На вторую, чтобы труднее было завалить (или же оправдать провал по всем), стало шесть: "активизация инновационной и инвестиционной деятельности, наращивание экспорта товаров и услуг, развитие транспортных коммуникаций и соответствующей инфраструктуры услуг, развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования, формирование эффективной системы здравоохранения".

Итак, шесть добродетелей белорусской экономики на следующие 5 лет звучат так: 1) наука и инвестиции, 2) экспорт, 3) транспорт и инфраструктура, 4) село, 5) жилье, 6) здоровье. "Главными средствами для достижения данных целей и реализации приоритетов являются финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличения валютных резервов, активизация структурной перестройки..., ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, развития сферы услуг, реструктуризация убыточных предприятий..., решение проблем монопрофильных городов...".

Набор общих фраз, путаница целей и средств при неадекватной оценке рисков и состояния экономики. Как, например, можно считать "обеспечение экономической безопасности" средством для достижения цели "развитие агропромышленного комплекса"?

Понять нельзя выбросить

Какова возможная реакция чиновника на такую программу? Сначала попытаться прочитать и осмыслить. После первых страниц глаза округляются, мозги заворачиваются, и документ успешно оседает на пыльной полке, где хранятся подобные концепции и постановления. Понять, что реально собирается делать правительство очередные пять лет, из данной программы невозможно. Как можно интерпретировать следующий перл: "Основным направлением ценообразования является проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании свободных и регулируемых цен..."? Отсутствуют четкие индикаторы, по которым можно судить, будет ли в Беларуси больше рынка или еще больше бюрократического хаоса. Лукашенко и его команда исходят из того, что ВВП в Беларуси будет расти в среднем на 5,7% в год на протяжении 5 лет. Такая же динамика прогнозируется по продукции промышленности, сельского хозяйства, инвестиций, торговли, производительности труда и реальным доходам на душу населения. Просто картинка с выставки - Мусоргский был бы рад. Немного портит пейзаж инфляция, которая даже в 2005г. запланирована на уровне 22% в год (в 2001г. - 63-73%). Так что дешевых доступных кредитов, реальных инструментов сбережения, точного планирования на микроуровне при такой инфляции не будет. В мире правилом дурного тона считается иметь инфляцию выше 5% в год. Кому нужны реформы, которые за пять лет не могут решить один из важнейших вопросов экономики? Все скрывается за ВВП, экономическим ростом, который вроде бы сам должен откуда-то взяться, и неких долях процентов. Каков будет размер госсектора в 2005г.? Не ясно. Сколько человек будет получать деньги от государства? Не сказано. Чем принципиально будет отличаться Беларусь 2005г. от сегодняшней? Разве только количеством иномарок у чиновников и числом пенсионеров.

"Динамо" (Минск) - победитель Лиги чемпионов в 2005г.!

При десятках благих намерений, из которых, собственно, и состоит программа, в ней нет ответа на один сакраментальный черномырдинский вопрос: "А где возьмешь?" За чей счет будет достигнут сей феноменальный экономический рост и социальное благоденствие? Беларусь вступает в NAFTA? Нет. Может, в ЕС? Даже в третьей транше кандидатов нас нет. В ВТО возьмут? Совсем не обязательно. МВФ, Всемирный банк и ЕБРР оросят долларовым дождем? Как бы не так. Что, с Парижским и Лондонским клубом переговоры вот-вот закончатся открытием многомиллиардных кредитных линий? В эти элитарные заведения в наших институциональных "драных джинсах" на порог не пускают. Тогда наверняка есть бизнес-планы с General Motors, Johnson & Johnson, Alcatel и Microsoft по инвестированию в белорусские промышленные предприятия десятков миллиардов долларов? Хоть бы пару тысяч по гуманитарной линии выделили.

Ладно, не нужны нам западные деньги. Неужто Россия настолько богата, что готова поддерживать белорусское государственное предпринимательство? Ей бы свои долговые дыры закрыть. Хорошо, а внутренние источники предприятий, отечественные банки, сбережения домашних хозяйств? Не в этой жизни. Финансовое положение реального и банковского сектора Беларуси на столько плачевное, что дай бог от посевной до уборочной протянуть да зиму пережить.

Об экономическом спурте, предусмотренном в программе, говорить просто смешно. Это как подготовить план победы футболистов минского "Динамо" в Лиге чемпионов в 2005г. Что нужно? Купить Фигу, Бартеза, Зидана, Кина, Карлоса и Эффенберга, нанять сэра Фергюсона в качестве тренера, построить новый стадион и тренировочную базу, организовать рекламные контракты и хорошую спарринг-лигу - и вперед, к чемпионским вершинам. Почему ни один уважающий себя футбольный эксперт Беларуси не выходит на люди с подобными грезами? Потому что отправят в третью лигу лечиться. А вот если экономисты предлагают подобное, но с нашими деньгами, заводами, банками, магазинами, то это претендует на некую научность и респектабельность.


Консервация нищеты

Авторы открывают себе и нам удивительные истины родом из Маркса. Оказывается, "заработная плана является важнейшим фактором экономического роста и повышения эффективности производства". Удивительно, как это из программы выпал кусок по поводу эксплуатации предпринимателями рабочих масс и буржуазного характера рыночного производства. Правительство предлагает поступить, как тот прапорщик: зарплаты - вверх, раз, два. И все. А где справедливая доля инвестора, предпринимателя? Где интересы потребителя, который кровно заинтересован в конкуренции? Если в центре экономической системы не будет прибыли, рабочих мест, следовательно, не будет зарплаты и социальной поддержки бедным. Программа гордо декларирует усиление "стимулирующей роли заработной платы", а про прибыль - ни слова. Власть обещает для бюджетников зарплату в $100 к 31 декабря 2001г., а затем ее рост в номинальном выражении в 8 раз до 2005г. "Если в 2000г. на среднемесячную зарплату можно было приобрести два набора товаров и услуг, входящих в бюджет прожиточного минимума, то в 2005г. - уже три". Бюджет прожиточного минимума на 1.01.2001г. составлял около $40. Получается, что через 5 лет средняя зарплата у белоруса будет $120 (хотя после поездки в Китай у Лукашенко взыграли аппетиты и, с подачи главы своего Нацбанка, он потребовал от авторов прогноза скорректировать конечную цель: $250 через 5 лет; см. материал на стр. 11).

Экономическая профанация ведет к консервации нищеты и дальнейшей деградации города и деревни. Если весь потенциал правительства заключается в том, чтобы обеспечить белорусу зарплату в $250 через 5 лет, то оно должно немедленно уйти в отставку в полном составе. Не имеет никакого значения, будет ли при этом доля зарплаты в ВВП 33,4% (2000г.) или 42% (2005г.).

Есть место лоббистам самогоноварения

Программа декларирует адресную социальную помощь, не уточняя, кто конкретно и сколько будет получать. Как можно говорить об адресности в стране, где действует около 300 льгот для различных категорий физических лиц и получателями помощи является около половины населения? Никто не знает, кого в Беларуси можно считать "бедным". Как можно увеличивать помощь предприятиям и людям, не имея ресурсов? Откуда государство возьмет деньги на повышение пенсий? Перспективам наших стариков при нынешней власти не позавидуешь. Средняя пенсия в 2005г. будет составлять 48% средней зарплаты, т.е. $58. Как на такую пенсию можно будет выжить месяц, если к тому времени цены на жилищно-коммунальные услуги, транспорт наверняка будут на несколько порядок выше? И не только потому, что так решит правительство Беларуси. Просто Россия к тому времени перейдет на поставки энергоресурсов по ценам, приближенным к мировым.

Вообще, про пенсионную реформу сказано вскользь, как будто и не самая острая это проблема. У нынешнего правительства просто нет концепции повышения размера пенсии с одной стороны и удержания молодежи в стране с другой.

То, что сказано о здравоохранении и образовании, также похоже на "прилизанный", политически корректный текст, лишенный всякого экономического смысла. Чего стоит, например, намерение разработать государственную программу по формированию здорового образа жизни населения. Можно предположить, что это будет своего рода гибрид - монстр горбачевской антиалкогольной кампании и американского сухого закона. Наверное, его будут усиленно лоббировать ассоциации производителей национального самогона.

Не менее экзотично звучит программа по развитию туризма. Вот создадут "туристический информационно-рекламный центр", проведут "реконструкцию основных гостиничных комплексов с доведением их до уровня международных стандартов" (неужели в провинциальных гостиницах появится туалетная бумага?) - и немцы, англичане и французы бросят пляжи Хорватии, Болгарии и Италии в пользу красот Полесья и Браславщины. О том, что гостиницу надо будет приватизировать, что леса и озера можно будет сдавать в аренду на 100 лет, - ни слова.

Радужные перспективы и у отечественной стройиндустрии. Как было 7 лет назад около 600 тыс. людей в очереди на получение жилья, так и осталось. Для строительства жилья предлагается использовать внебюджетные источники, ремонтировать старое и использовать "пустующие незаселенные жилые дома и помещения". Опять вопрос о собственности никто не поднимает. Если есть в стране пустующие государственные квартиры, то почему их не дать многодетным семьям или остро нуждающимся? А если они чьи-то, то по какому праву государство будет их национализировать и использовать? Согласно программе, к 2005г. "новое жилье получат более 200 тыс. белорусский семей". Добавим, что за это время примерно столько же молодых людей станут нуждающимися в своей квартире по принятым сегодня стандартам.

Инвестиции и реструктуризация

"Структурная политика будет направлена на повышение эффективности экономики за счет приоритетного развития секторов и отраслей, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировом рынках"
. Опять все вращается вокруг приоритетов. И опять остается без ответа фундаментальный вопрос: на каком основании чиновники, не имеющие объективной информации с рынка, не знающие десятков тысяч сложных производств, не несущие никакой личной имущественной ответственности за принимаемые решения, выделяют "национальных чемпионов" в современном быстро меняющемся мире? Такой подход полностью провалился в 1996-2000гг., когда и производственная база была новее, и российский ресурс присутствовал, и внутренние инвестиции еще можно было собрать. Теперь данный подход к промышленной политике принесет еще больше вреда, потому что платить по счетам банкротов будет частный бизнес и потребители. По программе Лукашенко на очередную пятилетку инвестиционные потоки будут перераспределены в пользу реального сектора. Для этого "с 2002г. будет образован целевой фонд финансовой поддержки инвестиционных проектов в сфере материального производства с концентрацией собранных средств в бюджете". Полномочия бюрократов увеличиваются. Их функции расширяются, а ответственность размывается. Это верный путь к структурному удушению экономики и окончательной потере ее конкурентоспособности.

Вытеснение частных инвесторов государством еще ни в одной стране к добру не приводили. Если проект хороший, прибыльный, то предприятие наверняка найдет способ убедить инвесторов вложить деньги. Если же бизнес-план сомнителен, то лишь "откат" чиновнику может помочь получить бюджетные деньги. Предлагаемая структурная политика направлена на воспроизводство и разрастание крайне опасных институтов рентной экономики.

Конечно, "процесс реформирования отношений собственности продолжится под контролем государства". Если продолжить тренд прошлого, это значит, что приватизированы будут лишь мелкие магазины и предприятия с числом рабочих до 100 человек. "Способы реформирования государственной собственности будут определяться размерами предприятий и экономической значимостью объекта разгосударствления и приватизации". Поскольку именно крупные промышленные и с/х предприятия создают наибольшие проблемы с возвратом кредитов и уплатой налогов, ожидать резкого ужесточения финансовой дисциплины не приходится. Руководители заводов найдут тысячу фактов, чтобы доказать, что они "экономически и социально значимые", что дотации им жизненно необходимы.

Транснационалы с белорусской пропиской

Еще более абсурдна позиция правительства в отношении внешних источников финансирования. "Предстоит создать эффективную систему поиска и приема иностранных инвестиций". Чем занималось правительство всю первую пятилетку? Почему иностранные инвесторы убегают из страны? Неужели кто-то серьезно считает, что создание министерства по иностранным инвестициям спасет ситуацию? И что такое "система приема иностранных инвестиций"? Бесплатные бани с национальной кухней и местной экзотикой? Правительство утверждает, что надо "завершить формирование нормативно-правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций, обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия..." Что значит "завершить", если с инфляцией правительство справиться не планирует (а декларирует введение единой валюты с Россией с совершенно иным уровнем ИПЦ), если "уровень централизации финансовых ресурсов государством планируется снизить с 47,8% в 2000г. до 45% в 2005г.", если уровень налоговой нагрузки снизится с 46% в 2000г. до 39-40% в 2005г.? Белорусские мечтатели из "высоких кабинетов" рассчитывают на создание комплекса транснациональных корпораций (ТНК) с Беларусью "в качестве страны базирования". Не много ни мало, Toyota, Intel или Unilever бросят свои обжитые небоскребы, чтобы с головой погрузиться в пучину инвестиционного рая страны, имеющей 135-й рейтинг в мире по привлекательности для инвестиций и 146-е место по экономической свободе. И что за коврижки приготовило белорусское правительство, чтобы заманить транснационалов на постоянное место жительства? Да, еще надо разработать критерии для определения понятия "ответственный" по отношению к инвесторам, потому что только в таких заинтересовано правительство.

...И опустилось плодородие на белорусскую землю

Следуя моде, правительство включило в программу развитие рынка ценных бумаг, что само по себе и неплохо. Но где взять те самые акции при монополизации данного сегмента рынка? Как можно развивать торговлю, фондовый рынок, если власть считает важнейшей задачей "сокращение посреднических организаций" и таинственное "развитие современных форм управления рыночной инфраструктурой"? Может, правительство предлагает котировать акции вертикальных монополий, которые, как гласит программа, будут созданы для "преодоления существующей разобщенности предприятий и товаропроизводителей в вопросах производства и сбыта продукции"? Правительство предлагает "сформировать продуктовые технологические цепи, интегрирующие производство исходного сельскохозяйственного сырья, его переработку, получение готового качественного продовольствия, фирменную торговлю и сбыт, а также включающие финансовые структуры, предприятия материально-технического обеспечения и сервиса". От коровы до тушенки - в одной фирме. Вам это не напоминает советский тип производства? Осталось найти и обучить тех суперменеджеров и финансистов, которые бы весь этот процесс просчитали и организовали. Мировая экономическая история таких аналогов не знает. Но разве это может остановить белорусских плановиков? У них есть четкое задание: в 2005г. должно быть выращено 7,3-7,5 млн. т зерна, 9-10 млн. т картофеля, произведено 5,9-6 млн. т. молока и 1,18-1,2 млн. т мяса. Логического, рационального и финансово обоснованного объяснения такому бурному всплеску с/х активности нет. Поэтому можно предположить, что белорусские ученые спрогнозировали глобальное потепление и чудесное плодородие скота и почв в отдельно взятой стране. "В 2001-2005гг. предполагается сохранить государственную поддержку агропромышленного комплекса", да на таком уровне, чтобы "годовой удой молока от коровы увеличился в 1,3-1,4 раза, среднесуточный привес крупного рогатого скота - в 1,2-1,3 раза".

Прошу отметить удивительную точность подсчетов. Налицо использование передовых формул кибернетического моделирования белорусской социалистической экономики. Только не думайте, что рынку дадут возможность самому накормить народ. "Проблему снабжения крупных городов и промышленных центров отечественными продуктами питания предстоит решать с помощью регулируемых государством оптовых продовольственных рынков". А чтобы иностранцы не думали импортировать к нам свои продукты питания, правительство планирует защищать внутренний рынок и усилить "поддержку развития импортозамещающих производств".

Соберет Лукашенко более двух тысяч человек на второй Всебелорусский съезд, чтобы слово молвить. Выйдет на трибуну - а сказать-то нечего. Семь лет мы в разных интерпретациях слушаем одну и ту же заезженную экономическую пластинку. Правительство и первый президент РБ приняли в качестве программы очередную профанацию науки и здравого смысла. Хоть 40 тыс. делегатов собери на стадионе "Динамо", от этого суть документа лучше не станет. "Уволить, нельзя оставить" - такой диагноз именно с такой постановкой знака препинания следует поставить как разработчикам, так и принявшим его правительству и Лукашенко.

Странная получается ситуация: украл курицу с колхозного двора - три года за решеткой, повел страну, словно Сусанин, в болото экономического разврата - премия.

Качество экономистов, составляющих прогнозы и разрабатывающих законы, определяется по тому, насколько тонко и точно они определяют "созревание объективных предпосылок".

Toyota, Intel или Unilever должны бросить свои обжитые небоскребы, чтобы с головой погрузиться в пучину инвестиционного рая страны, имеющей 135-й рейтинг в мире по привлекательности для инвестиций и 146-е место по экономической свободе.
Добавить комментарий
Проверочный код