Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№19 (285) 14 мая 2001 г. Экономика

Нам и триста по плечу!

14.05.2001
Сергей ЖБАНОВ

Беларусь готовится ознаменовать новую пятилетку очередным экономическим чудом

Отвечая на вопросы журналистов на своей пресс-конференции, заместитель председателя правления Нацбанка Николай Лузгин не стал отрицать, что ко всебелорусскому слету 18 мая разрабатываются основные показатели социально-экономического развития страны на 2001-2005гг. Как стало известно "БГ", в последний вариант этих показателей глава Нацбанка Петр Прокопович настоятельно проталкивает увеличение зарплаты к концу периода до $250 в эквиваленте. Срок большой, но и цифра для Беларуси немаленькая. Поэтому стремление к намеченной цели в указанные сроки - не столь безобидная пропагандистская химера, как может показаться на первый взгляд.

Чем ближе к выборам, тем разнообразнее и сногсшибательнее становится перечень пропагандистских трюков, призванных сконцентрировать электоральную любовь на отдельно облизываемом властями кандидате. Особы, приближенные к президенту, стремятся засвидетельствовать свой личный вклад в будущую победу. Танцуют все: Владимир Заметалин публично экспериментирует с лишением права на выбор любимого телевизионного канала, а Петр Прокопович кулуарно готовится удивить участников всебелорусского хуралтая программой достижения 250-долларовой зарплаты к 2005г. И если опыт идеологического фаворита был одобрен президентом лишь частично, то финансового - полностью. Потому как слаб человек и не может устоять перед соблазном перспектив резкого обогащения.

Возражения и сомнения независимых СМИ в нашей стране, как известно, стоят немного. Власти доходят умом до их сущности с лагом дозревания в 3-4 года. Ситуация повторилась бы, если б не боязнь сломать хрупкую тенденцию к укреплению национальной валюты и снижению инфляции, достигнутую огромной ценой для экономики.

По нашей информации, последний вариант предложенных правительством показателей социально-экономического развития РБ на 2001-2005гг. вызвал резкое неприятие премьера Владимира Ермошина именно из-за предложения Прокоповича, мгновенно поддержанного еще одним радетелем за народное счастье - председателем Комитета госконтроля Анатолием Тозиком.

Конечно, предложенный Министерством экономики вариант был далек от идеальной увязки с трудовыми и капитальными ресурсами и слабо учитывал обязательства Беларуси в рамках Союзного государства и перспективы сотрудничества с МВФ. Но, видимо, не эти обстоятельства стимулировали воображение главного банкира. Подвох скрывался в пристальном разглядывании динамических рядов производства потребительских товаров и реальных денежных доходов населения, графическое изображение которых в интервале 1995-2005гг. откровенно напоминало вздувшийся прыщ с воспаленной к 2001г. вершиной. Добросовестное стремление специалистов из министерства отразить в статистике исполнение капризов вождя в год выборов сыграло злую шутку с правительством. Зоркий Петр Петрович, уныло разглядывая нарисованную загогулину, не стал изводить себя мыслями об источниках наблюдаемого феномена и вполне справедливо возмутился нежеланием правительства выдерживать достигнутые в 2001г. темпы прироста народного благосостояния, обеспечивая ежегодное увеличение средней зарплаты на $50.

Произведя нехитрые манипуляции с прогнозируемой величиной зарплаты в 471 тыс. рублей и искомыми $250, банкир заверил правительство и президента, что со стороны Нацбанка будет сделано все от него зависящее, и курс к 2005г. (надо полагать, только на бирже) не превысит 1.900 рублей за один доллар США. Правительству остается пустяк - поддерживать ежегодные 7-8% прироста ВВП и выйти на 45% прироста за пятилетку.

Такой подход, исходя из требований ужесточения денежно-кредитной политики, можно было бы только приветствовать, если бы зарплата создавалась в Нацбанке. Увы, проблема состоит в том, что прибавочный продукт формируется в сфере производства товаров и услуг, позволяя в т.ч. увеличивать и зарплату. Белорусское производство, являясь по сути сборочным цехом, выживает исключительно за счет бартерного кредитования и льготирования россиянами цен на газ. Но Россия уже продемонстрировала Беларуси намерение с апреля текущего года ликвидировать неденежные формы расчетов, а об увеличении тарифов на газ к 2005г. в три раза записано черным по белому в российской стратегической программе развития. На что же надеются белорусские власти, планируя потребительский апокалипсис?

К тому же в Минэкономики прекрасно осведомлены, что за три месяца планы по ВВП сорваны, его прирост составил, вопреки прогнозам, только 1%. Да и то если считать, опираясь на устаревшие методики расчета индекса цен производителей. Есть оценки, произведенные на основе новой методики Минстата (по рекомендациям МВФ), согласно которым прироста нет, а есть отрицательные величины. Поэтому уже достигнутое повышение средней зарплаты обеспечивается не реальным приростом ВВП и производства, а, по признанию самого Ермошина, за счет бюджетных расходов, предназначенных на жилищно-коммунальное хозяйство, а там и до энергетики недалеко. Никаких иных источников роста средней зарплаты в условиях падения уровня инвестиций нет. Но глубина предвыборного авантюризма не знает пределов, и вместо передышки после выборов предлагается сохранять взятый темп измождения экономики.

Существует еще одна знаковая сторона процесса: очевидная несогласованность подобных действий с имеющимися договоренностями по синхронизации экономической политики с Россией, строящей субсидиарное государство в отличие от белорусского патернализма, который наш союзник уже не может себе позволить не в пример "богатой" Беларуси. Согласно стратегической программе развития, россияне планируют только к 2010г. увеличение частного потребления в несколько большей пропорции, чем ВВП. Опережающий период роста инвестиций над потреблением будет продолжаться 6-8 лет.

В белорусской программе опережающий прирост инвестиций над приростом реальных денежных доходов намечен только с 2003г. - страна собирается сначала лопать, а потом топать. И то при условии резкого вливания российских инвестиций на строительство газопровода с 2003г. - других дополнительных источников как не было, так и нет. Зато есть планы по резкому опережению союзников в деле роста средней зарплаты. Вместо пятилетки инноваций и инвестиций нам в очередной раз предлагают освятить пятилетку продовольствия, жилья и экспорта.

Подобные идеи не новы. Они посещали Прокоповича и накануне первого всебелорусского хуралтая в 1996г., оформленные впоследствии в виде программы Эйдина-Прокоповича. Прелесть сделанных тогда предложений страна вкусила в полной мере: началось все с борьбы за повышение коэффициента монетизации - мало, мол, денег в экономике. В итоге с 1996-го по 2000г. пресловутый коэффициент упал с 6,4 до 3,9%, т.е. активных денег стало в экономике еще меньше, зато имеется самая высокая инфляция в СНГ и средняя зарплата, со скрипом подтянутая до $59 к концу 2000г. вопреки программным приоритетам и благодаря жесткой денежно-кредитной политике.

И все же ситуация 1996г. даже сейчас представляется более предпочтительной: тогда власть искренне верила во всесилие канализированной эмиссии. А теперь во что? В потребительский гений белорусского народа, укрепленный единым российским рублем? Иначе невозможно научно объяснить более чем четырехкратное увеличение средней зарплаты при 45-50-процентном росте ВВП и производства за пять лет. Страна на пороге чуда N2.
Добавить комментарий
Проверочный код