Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№17 (283) 28 апреля 2001 г. Тема недели

ПИСЬМО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РУМЫНИИ, ДЕЙСТВУЮЩЕГО

28.04.2001
Отдел политики

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБСЕ МИРЧИ ДЖОАНА ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А.ЛУКАШЕНКО

В должности действующего Председателя ОБСЕ я в течение этого года с особым интересом следил за развитием демократических институтов в вашей стране и в этом контексте - за сотрудничеством Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ с государственными институтами и общественными организациями. Я обращал особое внимание на рамочные условия для проведения президентских выборов, которые должны состояться в этом году.

В связи с этим я считаю своим долгом как действующего Председателя ОБСЕ обратить ваше внимание на три важные сферы, вызывающие нашу озабоченность:

1. Президентский декрет N8, который, очевидно, вступит в силу в этом месяце, окажет негативное влияние на рамочные условия для сотрудничества международных институтов и организаций с различными неправительственными организациями Беларуси. Юридические и физические лица - получатели помощи по международным проектам - должны будут их регистрировать. Данные проекты получат одобрение в том случае, если только власти посчитают их совместимыми с положениями нового декрета. Нетрудно предвидеть появление сложных и громоздких процедур, которые будут препятствовать развитию гражданского общества, как это предусмотрено в соответствии с Документом копенгагенского саммита, проведенного в июне 1990г., и Декларацией стамбульского саммита, который имел место в ноябре 1999г. В свете неформальных консультаций, проведенных на заседании Постоянного Совета ОБСЕ 22 марта 2001 г. я прошу вас пересмотреть издание вышеупомянутого декрета. Вследствие этого условия, которые сложились на протяжении последних лет, не будут изменены в ущерб гражданскому обществу и потенциальных кандидатов на президентских выборах.

2. Из отчетов, которые я получаю, я узнал, что улучшения Избирательного кодекса, предлагаемые институтами ОБСЕ, не представляется возможным накануне президентских выборов. Однако для того, чтобы исключить вмешательство правительства в работу независимых избирательных комиссий на разных уровнях в будущем, необходимо принять ряд шагов административного характера, которые находятся в компетенции правительственных и судебных институтов. Также важно определить суд для надлежащего рассмотрения жалоб и заявлений, подаваемых в отношении решений избирательных комиссий, а также в отношении подсчета голосов и его результатов. Особое беспокойство вызывает, конечно, состав Центральной избирательной комиссии, которая должна включать доверенных лиц кандидатов. По этим и ряду других относящихся к процессу выборов вопросам необходимо найти решения для проведения свободных и справедливых выборов, результаты которых могут быть признаны в стране и международных сообществом.

3. ОБСЕ поддерживает организацию гражданским обществом эффективной, не относящейся к кандидатам внутренней сети наблюдения. КНГ ОБСЕ делала подобное на проводимых ранее местных и парламентских выборах. КНГ ОБСЕ намерена продолжать данную работу по случаю президентских выборов. В моем понимании необходимо определенное прояснение для того, чтобы понять природу такого внутреннего наблюдения. Внутреннее наблюдение за выборами является частью деятельности гражданского общества, а не частью избирательного процесса, поскольку оно направлено исключительно на наблюдение за соблюдением органами государственной власти и избирательными комиссиями Избирательного кодекса и законодательства. Поэтому внутреннее наблюдение за выборами не может считаться тем видом деятельности, зарубежное финансирование которого запрещено, и которое, следовательно, является нарушением белорусского законодательства. Задача мониторинга внутренних выборов не может быть выполнена правительственными органами. В данных социально-экономических условиях Беларуси организация такой внутренней системы независимого наблюдения без финансовой помощи из-за рубежа будет невозможным. Поэтому я поручил главе КНГ ОБСЕ послу Х.-Г. Вику продолжить деятельность в данной сфере в таком же режиме, как и раньше.

Предстоящие президентские выборы будут иметь большое значение для будущего Беларуси и региона. Они являются возможностью продемонстрировать прогресс в строительстве демократических институтов для белорусских граждан и для мира. Однако не буква Избирательного кодекса имеет решающее значение. Главное - как проводятся выборы, каковы созданы рамочные условия для свободного волеизъявления без страха. В духе этого я прошу вас, господин президент, пересмотреть декрет N8 и в полном объеме принять во внимание озабоченность международного сообщества и сделать соответствующие выводы. Это соответствовало бы обязательствам страны, включенным в Декларацию стамбульского саммита ОБСЕ. Был бы очень признателен, если бы белорусские компетентные органы сделали официальное объяснение, которое позволило бы нам понять правильно значение данного законодательного акта.

Я предлагаю поручить вашему представителю и главе КНГ ОБСЕ в Минске обсудить вопросы, поднятые в данном письме, с целью определения удовлетворительных решений. Мой визит в Минск в качестве действующего председателя может закрепить позитивные результаты этих переговоров, а также явиться важным политическим сигналом нашего желания сотрудничать с Беларусью во имя продвижения стандартов ОБСЕ.

Перевод с англ. "БГ".
Добавить комментарий
Проверочный код