Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№17 (283) 28 апреля 2001 г. Тема недели

С ЗАПАДОМ НАДО ПОКУЛЬТУРНЕЕ

28.04.2001
Ярослав РОМАНЧУК

К президентским выборам в Беларуси готовятся не только оппозиция и Лукашенко. Заметна интенсификация международного сообщества, которое по праву можно считать третьим основным игроком политической сцены. Причем сюда относится и Россия, которая по известным причинам имеет особый статус. Заседания ПАСЕ и ПА ОБСЕ в этом году подтвердили нелегитимность белорусской ПП НС с одной стороны и опасения международных структур относительно перспектив проведения свободных и демократических президентских выборов - с другой.

УРОКИ РОССИИ И УКРАИНЫ В ПАСЕ

На второй части сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы 23-27 апреля в Страсбурге белорусский вопрос в повестке дня не стоял. Главными были вопросы о правах человека и свободе выражения и информации, борьбе против экономической и транснациональной организованной преступности, о ситуации в Косово, а также о 15-й годовщине Чернобыля. Умелые действия российской делегации, по сути дела, сняли с повестки дня ПАСЕ чеченский вопрос. Сэр Джад и Дмитрий Рогозин, председатель Комитета по международным вопросам Госдумы, на заседании политического комитета высказали практически общую позицию: прогресс в решении чеченского вопроса налицо. Составлены списки уголовных дел, открытых в т.ч. на военнослужащих, за нарушения закона в Чечне. Правила и приличия европейской политической игры соблюдены. Процесс идет, когда закончится - никто не знает и не пытается определить конечные сроки, но Россию уже не бьют, а лишь по-дружески журят.

Бушевали страсти и по поводу Украины. Не то чтобы европейские парламентарии хотели исключить Украину из своих рядов. Даже члены украинской делегации разделились во мнениях: казнить или миловать? Попугать стоит, а то неприлично вроде бы не реагировать, говорили они. Спустить на "доследование" в комитеты и комиссии - стандартная процедура мониторинга политических процессов в отдельно взятой стране. За это время страсти улягутся. Киев посетит не одна миссия. Политикам объяснят, что грубость для международного имиджа неприемлема. Украина, конечно, останется полноценным членом всех организаций.

КТО БЛОКИРУЕТ ПОМОЩЬ БЕЛАРУСИ ПО ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ ЛИНИИ

В отличие от Беларуси, наши коллеги из России и Украины считаются уже своими среди парламентариев Европы. Они входят в комиссии и комитеты, выступают докладчиками по разным вопросам, повышают кредит доверия и разговаривают на одном, английском, языке. Лоббистские возможности этих стран видны по содержанию предлагаемых докладов и резолюций. Возьмем ту же чернобыльскую проблему. В отчете Комитета по экономическим делам и развитию очень часто упоминается Украина и Россия. Беларусь же - лишь фрагментарно. Европа помогает финансировать строительство двух новых реакторов в Хмельницком и Ровно (Украина) - т.н. проект K2/R4 ($1,5 млрд. от ЕБРР и ЕС). В п. 7 проекта резолюции говорится: "Ассамблея обращает внимание на необходимость продолжения помощи Украине и России и особенно сильно пострадавшей Беларуси - как только позволят политические обстоятельства - в преодолении социальных экологических последствий, а также последствий для здоровья населения чернобыльской катастрофы. Это относится прежде всего к территории вблизи АЭС. Оказывая финансовую помощь, международное сообщество должно обеспечить ответственное и эффективное использование средств". В самом докладе лорда Понсонби сказано, что "около 52.000 кв. км сельскохозяйственных угодий было загрязнено, в большинстве своем в Беларуси, которая почти не получает помощи".

И что по этому поводу могут сделать белорусы? Ничего. Ведь статус нашей страны заморожен еще в 1997г. Почему заморозили? Потому что не играли по европейским правилам при организации выборов и проведении референдумов. Что получили? Статус гостей для обеих белорусских делегаций (ВС 13-го созыва и официальной), отсутствие эффективных лоббистских возможностей для помощи стране и ее дискредитация, а также усугубление социальных, гуманитарных и экономических последствий Чернобыля и его экономического эквивалента под вывеской "рыночный социализм". Кто на протяжении 4 лет считает демократические принципы и правила игры 43 стран-членов Совета Европы "внешним диктатом"? Белорусские власти. Которые раз за разом демонстрируют миру неумение держать слово и обвиняют Запад (а в последнее время и Восток) в неправильных ценностях и политическом устройстве. Зачем же официальный Минск стучится в международные организации, фундаментальные ценности которых он не разделяет?

Комментарии Владимира Коноплева, что палатники предложили поправки в резолюцию по Чернобылю, рассчитаны на не сведущих в политике людей. Гости ПАСЕ, коими были палатники, по определению не имеют возможности предлагать правки в документы форума. Это четко прописано в процедуре. Вице-спикер ПП НС считает, что отношение к палатникам во время апрельской сессии ПАСЕ резко улучшилось, но это мнение не подкреплено практическими решениями. Разве разморожены чернобыльские программы для Беларуси? Или наша страна стала членом Банка развития Совета Европы, который ежегодно выделяет на социальные проекты 1,7 млрд. евро? Беларусь, которая пострадала от Чернобыля больше других, получает меньше всех помощи. Как ни крути, без политических решений по европейским правилам Беларусь не получит ресурсы даже на самые нужные гуманитарные проекты.

Можно возмущаться по этому поводу, но таковы правила Европы. Оппозиция готова играть по ним, готова ли власть - вопрос по-прежнему открытый. Да, бельгийские социалисты интенсивно лоббируют интересы палаты в разных европейских органах, при этом не считая нужным встречаться с представителями противоположной стороны. Как показала первая встреча белорусской оппозиции со Стефаном Горисом, одним из наблюдателей во время выборов в ПП НС, бельгийцы также считают, что в избирательных комиссиях должны быть представлены все кандидаты, что наблюдатели обязаны иметь возможность следить за ходом выборов и подсчетом голосов. Очевидно, их друг Коноплев нарисовал легковерным иностранцам идиллическую картинку относительно справедливого, открытого характера избирательного процесса в Беларуси.

НОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОППОЗИЦИИ

Делегация белорусской оппозиции ставила задачу информировать парламентариев о развитии ситуации в Беларуси в контексте предстоящих президентских выборов. Встречи с генсеком СЕ - В.Швиммером, специальным докладчиком по Беларуси В.Берендтом, председателем политического комитета Т.Дэвисом, одним из руководителей аппарата СЕ Б.Халлером позволили обеим сторонам лучше понять друг друга. Оппозиция предложила обсудить белорусский вопрос на июньском заседании политического комитета ПАСЕ. Другое предложение - обратиться от имени высших должностных лиц ПАСЕ к Лукашенко с заявлением о необходимости соблюдения условий для проведения честных и справедливых президентских выборов. Речь идет о допуске представителей кандидатов в избирательные комиссии всех уровней, создании условий для полноценного внутреннего и внешнего наблюдения, допуске оппозиции к СМИ и климате доверия, т.е. отсутствии репрессий по отношению к политическим партиям и НГО. Последнее, новое условие - отмена декрета N 8, который вызывает у европейцев недоумение и возмущение. Ратификация палатой неконституционного соглашения с Россией о единой валюте и эмиссионном центре еще раз подтвердила представление европейских парламентариев о "независимой" природе палаты и правильность непризнания результатов осенних отчетно-выборных мероприятий.

Обращение ПАСЕ после письма председателя ОБСЕ вкупе с заявлением большинства фракций российской Думы может создать новый для Лукашенко политический фон. Два месяца будет достаточно, для того чтобы увидеть, насколько серьезно президент РБ относится к рекомендациям Запада и Востока, какова его готовность играть по общепринятым правилам. После целого ряда обращений мяч будет находиться на стороне Лукашенко, который должен будет сделать выбор, от которого во многом будет зависеть, кто станет вторым легитимным президентом Беларуси.

ВНЕШНИЙ КОНТЕКСТ И СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ

К сожалению, по-прежнему нельзя назвать высоким спрос на социально-политическую информацию из Беларуси. Экспертов по Беларуси уровня Ивана Коеджикова из СЕ - единицы. ЕС занят реформой сельского хозяйства, коровьим бешенством и ящуром.

Великобритания и Польша готовятся к парламентским выборам. Россия укрепляет федерацию, проводит реформу прокуратуры, судебной власти, армии и многое другое. США после президентских выборов не имеет до конца сформированных структур и законодательной базы для "демократизации белорусского общества". Украина на печальном примере Гонгадзе, мате Кучмы и слабости Ющенко смогла отвоевать несколько сотен часов внимания парламентариев и СМИ Европы. Все заняты Косово, новой Югославией и в меньшей мере - Чечней. Даже болгары и чехи сумели привлечь внимание к проблеме свободы слова на телевидении и радио. А Беларусь в Европе с ее политическими, социальными и гуманитарными болячками звучит очень мало для активизации серьезных ресурсов и политических сил. Из доклада комитета по культуре, науке и образованию "Свобода выражения и информации в СМИ в Европе" нельзя понять всю серьезность нарушения свободы слова и получения информации в Беларуси. При этом одно из положений резолюции: "Беларусь остается страной, в которой поступки властей в области СМИ вопиющим образом нарушают ценности и принципы, защищаемые Советом Европы", - является кратким и точным диагнозом, в котором недавно успел убедиться ведущий эксперт по СМИ в ОБСЕ Ф.Дуве. В самом докладе описывается случай с исчезновением Дмитрия Завадского и делается предположение на основании источников комитета по защите журналистов: "Г-н Завадский был похищен, потому что у него были видеоматериалы, которые показывали белорусских агентов служб безопасности, борющихся против российских сил в Чечне". Упоминается и случай с конфискацией имущества типографии "Мэджик".

Так что Европа устала от белорусского вопроса. По мнению одного из опытных аппаратчиков ПАСЕ, чем дальше от даты проведения референдума, тем сложнее объяснять международным организациям, что произошло в ноябре 1996г. Они это называют "новой политической реальностью", которую готовы признать после проведения президентских выборов. Неясно, по каким правилам их проводить и что будет делать Европа и Россия, если белорусская власть полностью проигнорирует рекомендации Запада и Востока. Для оппозиции и власти оставшиеся до выборов четыре месяца - проверка на зрелость и профессионализм. Как Европа, так и Россия постараются остаться над схваткой, хотя личные симпатии парламентариев явно на стороне белорусских демократов самой разной политической ориентации. Мир предоставляет Беларуси очередной шанс создать условия для свободного волеизъявления граждан. Оппозиция согласна на минимальный набор обязательных норм, чтобы процесс можно было назвать выборами. Власть в замешательстве. Без сценария и плана проведения необходимых реформ, подталкиваемая Путиным с одной стороны, МВФ, Всемирным банком и ЕБРР - с другой, "нарисованная" победа во время выборной имитации не решает проблему инфляции, долгов, роста реальных доходов, повышения конкурентоспособности национальной экономики и главное - доверия к власти. Белорусский узел затягивается. Напряжение в кулуарах Европы возрастает.
Добавить комментарий
Проверочный код