Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№17 (283) 28 апреля 2001 г. События. Оценки

МВФ ГАРАНТИРУЕТ СТРЕСС

28.04.2001
Наталья ГРИБ

Уже месяц белорусское правительство выполняет условия программы мониторинга МВФ (ПМФ). Белорусские власти предпочитают не обсуждать эту тему в прессе. Видимо, не рискуют выносить на публику либеральную стратегию, которая положена в основу программы.

В программе, в частности, сказано, что измененный вариант бюджета, в котором заложена необходимая сумма для поддержки сельского хозяйства, положена на стол президенту еще на прошлой неделе. До 30 апреля список предприятий-монополистов должен сократиться на 20%, а импорт с 1 мая будет продаваться по свободным ценам. Это - гарантии белорусского правительства МВФ.

Будут ли выполнены очередные обещания, станет ясно уже в июле. Именно на этот месяц намечен визит миссии МВФ, которая проанализирует ход реформ за первое полугодие. Белорусские власти вновь пытаются убедить международное сообщество в проведении структурной перестройки экономики. Рассчитывая на получение кредитов от международных организаций и повышение уровня инвестиционной привлекательности страны.

Так или иначе, но мониторинговую программу в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне не приняли. Для того, чтобы сомнения отдельных руководителей фонда не препятствовали проведению структурных реформ в Беларуси, нашли соломоново решение. Директор-распорядитель МВФ Хорст Келер лично подписал программу. С белорусской стороны подписи поставили премьер-министр Владимир Ермошин и председатель Нацбанка Петр Прокопович.

Озвучить текст "Меморандума об экономической и финансовой политике с 1 апреля по 30 сентября 2001г.", по логике вещей, должно белорусское правительство. Но оно, как сказано выше, хранит молчание. На прошлой неделе представительство МВФ взяло эту функцию на себя. 26 апреля постоянный представитель МВФ в Беларуси и Литве Марк Хортон раздал печатный вариант "Меморандума" и провел брифинг для журналистов.

"Это очень сложная программа. Ряд мер вызовет определенное напряжение, стресс в обществе, - предупредил Хортон. - Но мы надеемся, что она будет выполнена". Шесть месяцев - короткий срок, чтобы реализация программы "не вызвала разочарования, утомления", и вместе с тем достаточный, чтобы "накопить положительные результаты".

Программу не назовешь "шоковой терапией", однако правительству придется уже в мае-июне пойти на определенные уступки. Фонд понимает необходимость сохранения контроля за ценами на продукцию естественных монополий (коммунальные платежи, энергетика) и все же настоятельно рекомендует правительству послать "сигналы реформ, которые проводились в соседних странах".

Либерализация цен будет свидетельствовать о намерении продолжать реформирование. "Иначе зачем вообще начинать этот процесс?" - задал риторический вопрос Хортон.

По мнению постоянного представителя МВФ, основная проблема Беларуси состоит не в дефиците бюджета ("он достаточно скромен"), а в недостатке источников финансирования. "Едва ли не единственным источником является Национальный банк, что подразумевает определенную эмиссию, которая может оказаться выше, чем хотелось бы, но является реалистичной в данных обстоятельствах", - говорит Хортон. Отказ от перехода на коммерческое финансирование сельского хозяйства будет означать еще один потерянный год во взаимоотношениях с фондом. Кстати, "если речь зайдет о кредите МВФ, такой уровень эмиссии мы не поддержим", - предупредил Хортон.

Представитель фонда признает, что программа началась не очень гладко: "Мы разочарованы негласным давлением, которое оказывалось на банки в течение последних недель с целью выделения ими кредитов сельскому хозяйству... Ряд заявлений, которые прозвучали в самом начале реализации программы, вносят отрицательный вклад в установление климата доверия. Мы ждем от белорусского руководства решительного и четкого выполнения положений программы".

Комментируя критические заявления Лукашенко в ходе селекторного совещания в адрес МВФ, его требования ограничить рост цен уровнем 0,5-1% в месяц и выделить банковские кредиты под госзаказ предприятиям АПК, Хортон отметил: "Эти заявления сделаны в политическом контексте, в преддверии выборов. Насколько мы понимаем, они пока носят декларативный характер".

Главное, на чем акцентировал внимание Хортон: выполнение первоочередных мер, предусмотренных в программе мониторинга, еще не означает автоматический переход к программе МВФ stand by. В середине мая Минск посетит миссия МВФ, которая проанализирует ход начального этапа реализации программы. На вторую половину июля запланирован второй, более длительный визит. Именно в это время стороны обсудят дальнейшие шаги, которые будут предприняты после завершения программы. "Это делается для того, чтобы осенью белорусская сторона не говорила, что МВФ ставит условия, о которых мы раньше не знали". Это заявление можно трактовать по-разному. Во избежание разночтений Хортон уточнил: "Если в июле мы увидим, что программа не выполняется, разговор о программе, предусматривающей выделение кредита stand by, может вовсе не состояться".

Между тем молчание белорусского правительства может означать согласие выполнять взятые на себя обязательства. В качестве индикатора определения серьезности намерений правительства предлагаем понаблюдать за ликвидацией перекрестного субсидирования, а именно - будут ли повышены в мае цены на коммунальные услуги и электроэнергию для населения и насколько. Этот вопрос находится на перекрестке политических, экономических и социальных интересов общества. Если правительство ничего здесь не добьется, то обсуждать возможность самостоятельных шагов правительства не имеет смысла.

Продолжение темы в материале Сергея ЖБАНОВА "MONEY, MONEY, МОНИТОРИНГ"
Добавить комментарий
Проверочный код