Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№17 (283) 28 апреля 2001 г. Экономика

ПРИВЕТ ОТ ЖАНА

28.04.2001
Ярослав РОМАНЧУК

№ 17 [283] от 28.04.01 - Европейский банк реконструкции и развития - один из самых последовательных институтов по продвижению частного рынка и демократических стандартов. Его оценки жестки, но гораздо ближе к реальности, чем многих, в значительной степени политизированных международных организаций. Четыре года банк находил поводы и отговорки не принимать "Стратегию для Беларуси", хотя обычно это делается каждые два года. ЕБРР решил дать Беларуси денег? Или это последнее предупреждение о невозможности сотрудничать со страной с таким политическим и экономическим режимом?

На закрытии ежегодной встречи совета управляющих ЕБРР в Лондоне его президент Жан Лемьер сказал, что демократия очень важна для банка: "Это самый главный урок, который я извлекаю из последних 10 лет". Ему вторит Б.Рингхольм, председатель совета управляющих: "Недостаток демократии, коррупция, монополия и отсутствие законности идут рука об руку с бедностью и экономическими трудностями".

"Недостаток демократии" - это не позиция банка в отношении отдельно взятой страны. Это одно из фундаментальных положений данного института переходной экономики, которое записано в уставе. Экономисты пришли к выводу, что обсуждения политических вопросов, независимости судебной власти, развития законодательства в целом нельзя избежать при проведении системных реформ.

ЦЕНА СТРЕМЛЕНИЯ К "ЧИСТОЙ" ЭКОНОМИКЕ

"Чистой" экономики, какой ее можно встретить в учебниках, не бывает: кроме графиков и агрегатных цифр, есть еще люди. Некоторые из них имеют полномочия распоряжаться и распределять огромные деньги, причем чужие. Таким образом, политическая составляющая в современном мире имеет четкую цену. Ее игнорирование приводит к еще большим потерям, чем отказ от обслуживания долга, невыполнения целевых индикаторов по инфляции или дефициту бюджета. Потери страны - это упущенная выгода от неполученных инвестиций, вывоз капитала, негативный имидж (его исправление требует больших денег), отсутствие реструктуризации реального сектора и неприобретение ценного опыта управления на уровне предприятий и экономики в целом. Поэтому к смете референдума 1996г., мероприятий по выборам в ПП НС в 2000г. можно смело прибавить еще несколько миллиардов долларов.

Об этом мягко напоминают нам банкиры из ЕБРР, когда говорят о президентских выборах 2001г. Нет, принятие стратегии ни в коем случае нельзя воспринимать как угрозу. Это еще один шанс стране, явно нуждающейся в экономической и интеллектуальной помощи, и попытка в очередной раз начать конструктивный, взаимовыгодный диалог. Стратегия констатирует, что в создавшейся политической и экономической ситуации "ЕС и другие двусторонние доноры неохотно предлагают дополнительное финансирование, и оказание технической поддержки является сложным".

Исходя из почти десятилетнего опыта работы на белорусском рынке, банк делает заключение: "Широкомасштабный контроль государства над экономикой и его влияние на корпоративное управление частных субъектов увеличивают риск успешного осуществления текущих проектов. Банк намерен продолжать диалог с властями для минимизации негативного воздействия чрезмерного государственного вмешательства. В дополнение банк должен вести переговоры на ранней стадии по ограничению использования прав "золотой акции", а также ограничений по ценам и прибыли… Важно принять согласованную программу реформ коммерческого и государственного секторов с целью улучшить управление и операционную эффективность… Недостаток валюты создает проблемы. При выполнении обязательств по текущим проектам существует риск оплаты долгов в будущем".

Стране нужен иностранный капитал, а правительство все никак не может избавиться от страшилок для внешних ресурсов в виде декрета N40, "золотой акции", от санкции президента на продажу инвесторам акций при приватизации какого-либо предприятия на сумму более $40 тыс. В 1989-2000гг. объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в РБ составил около $850 млн., или $83 на душу населения. В среднем по переходным экономикам этот показатель составляет $507 на душу населения и $172 - для стран СНГ. В 2000г. приток ПИИ составил всего $90 млн. (в 1999г. - $225 млн.).

НАСИЛИЕ С ВОСТОКА И ОПТИМИЗМ С ЗАПАДА

Банк чутко отреагировал на робкие изменения, которые произошли в экономической политике страны за последний год. Как только белорусские власти решились на либерализацию курсовой политики, на отказ от тотального регулирования цен, на борьбу с инфляцией и продекларировали желание проводить приватизацию, тут же откликнулись МВФ, Всемирный банк и ЕБРР. Но на этот раз, несколько раз обжегшись на реформах в России, на Украине и даже в более богатых странах, международные эксперты не спешат давать деньги. Кстати, как показали последние события с ратификацией договора о единой валюте, Россия его также разделяет. При этом банк считает, что последние изменения в монетарной сфере, по крайней мере, частично мотивированы требованиями унификации белорусской экономической системы с российской: "Дальнейшее развитие двусторонних отношений с Россией будет ключевым фактором, который определит характер переходного периода". Европейцы прекрасно понимают, что белорусские власти начали непоследовательную шоковую терапию не по внутреннему убеждению, а по внешнему восточному принуждению. Насильно мил не будешь, пусть ты даже трижды славянин. Россияне это тоже понимают, поэтому предпочли бы иметь людей, которые убеждены в правильности направления совместной интеграции в Европу. А ЕБРР, МВФ и ВБ находятся в достаточно выгодном положении: психологически отнюдь не они будут козлами отпущения за "нечеловеческие" реформы.

БАЗОВЫЙ И РАСШИРЕННЫЙ СЦЕНАРИИ

Будущие программы банка будут зависеть от "совершения правительством конкретных шагов для дальнейшего улучшения экономической и политической среды. Принимая во внимание непоследовательность правительства в проведении политических и экономических реформ, стратегия предлагает пошаговый ответ на прогресс в реформах в Беларуси". ЕБРР предлагает два сценария: базовый и расширенный. По первому сценарию банк сосредоточится на "выполнении существующих проектов, а новые будут рассматриваться исключительно в свете развития частного сектора. Особое внимание будет уделено развитию малого и среднего бизнеса (МСБ) и микрокредитования… Банк не будет осуществлять новые проекты с государственными субъектами". Таким образом, даже в самом плохом сценарии ЕБРР из Беларуси не уходит, потому что имеет здесь достаточные финансовые интересы. По базовому сценарию приоритетными являются поддержка малого и среднего бизнеса через кредитные линии и программы подготовки менеджеров (TAM), выборочные инвестиции в более крупные частные проекты, развитие программ облегчения торговли (через "Приорбанк" и "Белвнешэкономбанк"), частные проекты в области инфраструктуры. По расширенному сценарию банк будет предоставлять финансирование долговых обязательств, участвовать в капитале промышленных предприятий, расширять участие новых банков по линии микрокредитования, поощрять приватизацию банков и оказывать техническое содействие, стимулировать коммерциализацию и приватизацию жилищно-коммунального сектора.

ЕБРР отмечает ряд слабых мест в белорусской экономической системе. Прежде всего это законодательство, которое в большой мере "идет из позднего советского или раннего постсоветского периода и включает в себя непоследовательные правила игры для отношений развивающегося рынка". Не питает иллюзий банк и в отношении бурного экономического роста Беларуси. "Главная движущая сила такого роста - концентрация государством ресурсов в приоритетных секторах и наличие больших дополнительных резервов в различных формах субсидий из России". Понятно, что ЕБРР не в восторге и от инфляционного перераспределения ресурсов, высказывая озабоченность по поводу проблем с твердой валютой. "Иностранные резервы страны на начало 2001г. составляли объем двухнедельного импорта… Хотя отношение внешнего долга к ВВП составляет 10,5%, а отношение долга к экспортной выручке 11,7%, что ставит Беларусь в число стран с наименьшей задолженностью, без проведения последовательной стабилизации и выполнения программы реформ риск торгового и платежного дисбаланса остается значительным".

ДЕНЕГ БУДЕТ БОЛЬШЕ, ЕСЛИ...

Выбор сценария для Беларуси, а, следовательно, и объем финансирования ЕБРР будет зависеть от следующих экономических факторов: "децентрализация системы принятия решений; сохранение единого обменного курса и торговых режимов; постепенное прекращение государственной интервенции в экономическую деятельность (особенно важно отменить декрет N40, облегчить процедуру регистрации бизнеса, уменьшить требования по лицензированию и сертификации, сократить контроль за ценами и зарплатами); возобновление процесса приватизации (больших и малых предприятий); принятие мер по улучшению управления и реструктуризации государственных предприятий".

Есть и политическая составляющая вопроса. ЕБРР расширит финансирование, если будут предприняты: "шаги по улучшению политической отчетности и развитию плюрализма, особенно в плане проведения регулярных, свободных и справедливых демократических выборов на всех уровнях, институционализации реального разделения властей… и поддержание открытого политического поля для создания и участия всех заинтересованных групп, включая политические партии, профсоюзы и другие группы гражданского общества; будут защищаться основные права и свободы, особенно свобода слова, прессы, собрания, совести, религии и формирования организаций, а также свобода владения собственностью и защита прав меньшинств; будет усилен и поддержан процесс реализации принципа верховенства закона, особенно в плане создания независимой судебной системы."

Таким образом, ЕБРР высказался четко и ясно. Деньги для помощи есть, желание содействовать белорусскому народу присутствует. Увидят ли белорусские власти в очередной раз протянутую руку помощи - вопрос из разряда гадания на кофейной гуще. Печально, но за 10 лет в Беларуси нет институциональной основы, полноты информации, чтобы с уверенностью сказать: "Да, белорусы деньги возьмут".

А пока что - чарка и шкварка. Но не хорошее вино с трюфелями.

ЧТО СДЕЛАЛ ЕБРР ДЛЯ БЕЛАРУСИ

С 1997г. реализованы три проекта с частным сектором: покупка акций "Приорбанка", финансирование проекта стекольного завода в Елизово (в 1999г. проект был закрыт по просьбе иностранного инвестора) и модернизация предприятия "Милавица". Запущена программа по облегчению торговли для "Приорбанка" и "Белвнешэкономбанка". На декабрь 2000г. общие обязательства банка составили 175 млн. евро по 9 проектам. ЕБРР мобилизовал дополнительные 52,9 млн. евро инвестиций при общем объеме ПИИ в 915 млн. евро. На сегодняшний день портфель банка состоит из 9 проектов на сумму 95,3 млн. евро. 74% составляют инвестиции в инфраструктуру (транспорт: проект "Брест - Минск - российская граница"; телекоммуникации: "Белтелеком"; энергетика: электростанция в Орше). В сфере технической помощи банк мобилизовал 11,6 млн. евро на 81 проект. По кредитной линии для МСБ аккредитованы 5 банков, профинансированы 32 проекта.
Добавить комментарий
Проверочный код