Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№17 (283) 28 апреля 2001 г. Экономика

ПРИВЕТ ОТ ЖАНА

28.04.2001
Ярослав РОМАНЧУК

№ 17 [283] от 28.04.01 - Европейский банк реконструкции и развития - один из самых последовательных институтов по продвижению частного рынка и демократических стандартов. Его оценки жестки, но гораздо ближе к реальности, чем многих, в значительной степени политизированных международных организаций. Четыре года банк находил поводы и отговорки не принимать "Стратегию для Беларуси", хотя обычно это делается каждые два года. ЕБРР решил дать Беларуси денег? Или это последнее предупреждение о невозможности сотрудничать со страной с таким политическим и экономическим режимом?

На закрытии ежегодной встречи совета управляющих ЕБРР в Лондоне его президент Жан Лемьер сказал, что демократия очень важна для банка: "Это самый главный урок, который я извлекаю из последних 10 лет". Ему вторит Б.Рингхольм, председатель совета управляющих: "Недостаток демократии, коррупция, монополия и отсутствие законности идут рука об руку с бедностью и экономическими трудностями".

"Недостаток демократии" - это не позиция банка в отношении отдельно взятой страны. Это одно из фундаментальных положений данного института переходной экономики, которое записано в уставе. Экономисты пришли к выводу, что обсуждения политических вопросов, независимости судебной власти, развития законодательства в целом нельзя избежать при проведении системных реформ.

ЦЕНА СТРЕМЛЕНИЯ К "ЧИСТОЙ" ЭКОНОМИКЕ

"Чистой" экономики, какой ее можно встретить в учебниках, не бывает: кроме графиков и агрегатных цифр, есть еще люди. Некоторые из них имеют полномочия распоряжаться и распределять огромные деньги, причем чужие. Таким образом, политическая составляющая в современном мире имеет четкую цену. Ее игнорирование приводит к еще большим потерям, чем отказ от обслуживания долга, невыполнения целевых индикаторов по инфляции или дефициту бюджета. Потери страны - это упущенная выгода от неполученных инвестиций, вывоз капитала, негативный имидж (его исправление требует больших денег), отсутствие реструктуризации реального сектора и неприобретение ценного опыта управления на уровне предприятий и экономики в целом. Поэтому к смете референдума 1996г., мероприятий по выборам в ПП НС в 2000г. можно смело прибавить еще несколько миллиардов долларов.

Об этом мягко напоминают нам банкиры из ЕБРР, когда говорят о президентских выборах 2001г. Нет, принятие стратегии ни в коем случае нельзя воспринимать как угрозу. Это еще один шанс стране, явно нуждающейся в экономической и интеллектуальной помощи, и попытка в очередной раз начать конструктивный, взаимовыгодный диалог. Стратегия констатирует, что в создавшейся политической и экономической ситуации "ЕС и другие двусторонние доноры неохотно предлагают дополнительное финансирование, и оказание технической поддержки является сложным".

Исходя из почти десятилетнего опыта работы на белорусском рынке, банк делает заключение: "Широкомасштабный контроль государства над экономикой и его влияние на корпоративное управление частных субъектов увеличивают риск успешного осуществления текущих проектов. Банк намерен продолжать диалог с властями для минимизации негативного воздействия чрезмерного государственного вмешательства. В дополнение банк должен вести переговоры на ранней стадии по ограничению использования прав "золотой акции", а также ограничений по ценам и прибыли… Важно принять согласованную программу реформ коммерческого и государственного секторов с целью улучшить управление и операционную эффективность… Недостаток валюты создает проблемы. При выполнении обязательств по текущим проектам существует риск оплаты долгов в будущем".

Стране нужен иностранный капитал, а правительство все никак не может избавиться от страшилок для внешних ресурсов в виде декрета N40, "золотой акции", от санкции президента на продажу инвесторам акций при приватизации какого-либо предприятия на сумму более $40 тыс. В 1989-2000гг. объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в РБ составил около $850 млн., или $83 на душу населения. В среднем по переходным экономикам этот показатель составляет $507 на душу населения и $172 - для стран СНГ. В 2000г. приток ПИИ составил всего $90 млн. (в 1999г. - $225 млн.).

НАСИЛИЕ С ВОСТОКА И ОПТИМИЗМ С ЗАПАДА

Банк чутко отреагировал на робкие изменения, которые произошли в экономической политике страны за последний год. Как только белорусские власти решились на либерализацию курсовой политики, на отказ от тотального регулирования цен, на борьбу с инфляцией и продекларировали желание проводить приватизацию, тут же откликнулись МВФ, Всемирный банк и ЕБРР. Но на этот раз, несколько раз обжегшись на реформах в России, на Украине и даже в более богатых странах, международные эксперты не спешат давать деньги. Кстати, как показали последние события с ратификацией договора о единой валюте, Россия его также разделяет. При этом банк считает, что последние изменения в монетарной сфере, по крайней мере, частично мотивированы требованиями унификации белорусской экономической системы с российской: "Дальнейшее развитие двусторонних отношений с Россией будет ключевым фактором, который определит характер переходного периода". Европейцы прекрасно понимают, что белорусские власти начали непоследовательную шоковую терапию не по внутреннему убеждению, а по внешнему восточному принуждению. Насильно мил не будешь, пусть ты даже трижды славянин. Россияне это тоже понимают, поэтому предпочли бы иметь людей, которые убеждены в правильности направления совместной интеграции в Европу. А ЕБРР, МВФ и ВБ находятся в достаточно выгодном положении: психологически отнюдь не они будут козлами отпущения за "нечеловеческие" реформы.

БАЗОВЫЙ И РАСШИРЕННЫЙ СЦЕНАРИИ

Будущие программы банка будут зависеть от "совершения правительством конкретных шагов для дальнейшего улучшения экономической и политической среды. Принимая во внимание непоследовательность правительства в проведении политических и экономических реформ, стратегия предлагает пошаговый ответ на прогресс в реформах в Беларуси". ЕБРР предлагает два сценария: базовый и расширенный. По первому сценарию банк сосредоточится на "выполнении существующих проектов, а новые будут рассматриваться исключительно в свете развития частного сектора. Особое внимание будет уделено развитию малого и среднего бизнеса (МСБ) и микрокредитования… Банк не будет осуществлять новые проекты с государственными субъектами". Таким образом, даже в самом плохом сценарии ЕБРР из Беларуси не уходит, потому что имеет здесь достаточные финансовые интересы. По базовому сценарию приоритетными являются поддержка малого и среднего бизнеса через кредитные линии и программы подготовки менеджеров (TAM), выборочные инвестиции в более крупные частные проекты, развитие программ облегчения торговли (через "Приорбанк" и "Белвнешэкономбанк"), частные проекты в области инфраструктуры. По расширенному сценарию банк будет предоставлять финансирование долговых обязательств, участвовать в капитале промышленных предприятий, расширять участие новых банков по линии микрокредитования, поощрять приватизацию банков и оказывать техническое содействие, стимулировать коммерциализацию и приватизацию жилищно-коммунального сектора.

ЕБРР отмечает ряд слабых мест в белорусской экономической системе. Прежде всего это законодательство, которое в большой мере "идет из позднего советского или раннего постсоветского периода и включает в себя непоследовательные правила игры для отношений развивающегося рынка". Не питает иллюзий банк и в отношении бурного экономического роста Беларуси. "Главная движущая сила такого роста - концентрация государством ресурсов в приоритетных секторах и наличие больших дополнительных резервов в различных формах субсидий из России". Понятно, что ЕБРР не в восторге и от инфляционного перераспределения ресурсов, высказывая озабоченность по поводу проблем с твердой валютой. "Иностранные резервы страны на начало 2001г. составляли объем двухнедельного импорта… Хотя отношение внешнего долга к ВВП составляет 10,5%, а отношение долга к экспортной выручке 11,7%, что ставит Беларусь в число стран с наименьшей задолженностью, без проведения последовательной стабилизации и выполнения программы реформ риск торгового и платежного дисбаланса остается значительным".

ДЕНЕГ БУДЕТ БОЛЬШЕ, ЕСЛИ...

Выбор сценария для Беларуси, а, следовательно, и объем финансирования ЕБРР будет зависеть от следующих экономических факторов: "децентрализация системы принятия решений; сохранение единого обменного курса и торговых режимов; постепенное прекращение государственной интервенции в экономическую деятельность (особенно важно отменить декрет N40, облегчить процедуру регистрации бизнеса, уменьшить требования по лицензированию и сертификации, сократить контроль за ценами и зарплатами); возобновление процесса приватизации (больших и малых предприятий); принятие мер по улучшению управления и реструктуризации государственных предприятий".

Есть и политическая составляющая вопроса. ЕБРР расширит финансирование, если будут предприняты: "шаги по улучшению политической отчетности и развитию плюрализма, особенно в плане проведения регулярных, свободных и справедливых демократических выборов на всех уровнях, институционализации реального разделения властей… и поддержание открытого политического поля для создания и участия всех заинтересованных групп, включая политические партии, профсоюзы и другие группы гражданского общества; будут защищаться основные права и свободы, особенно свобода слова, прессы, собрания, совести, религии и формирования организаций, а также свобода владения собственностью и защита прав меньшинств; будет усилен и поддержан процесс реализации принципа верховенства закона, особенно в плане создания независимой судебной системы."

Таким образом, ЕБРР высказался четко и ясно. Деньги для помощи есть, желание содействовать белорусскому народу присутствует. Увидят ли белорусские власти в очередной раз протянутую руку помощи - вопрос из разряда гадания на кофейной гуще. Печально, но за 10 лет в Беларуси нет институциональной основы, полноты информации, чтобы с уверенностью сказать: "Да, белорусы деньги возьмут".

А пока что - чарка и шкварка. Но не хорошее вино с трюфелями.

ЧТО СДЕЛАЛ ЕБРР ДЛЯ БЕЛАРУСИ

С 1997г. реализованы три проекта с частным сектором: покупка акций "Приорбанка", финансирование проекта стекольного завода в Елизово (в 1999г. проект был закрыт по просьбе иностранного инвестора) и модернизация предприятия "Милавица". Запущена программа по облегчению торговли для "Приорбанка" и "Белвнешэкономбанка". На декабрь 2000г. общие обязательства банка составили 175 млн. евро по 9 проектам. ЕБРР мобилизовал дополнительные 52,9 млн. евро инвестиций при общем объеме ПИИ в 915 млн. евро. На сегодняшний день портфель банка состоит из 9 проектов на сумму 95,3 млн. евро. 74% составляют инвестиции в инфраструктуру (транспорт: проект "Брест - Минск - российская граница"; телекоммуникации: "Белтелеком"; энергетика: электростанция в Орше). В сфере технической помощи банк мобилизовал 11,6 млн. евро на 81 проект. По кредитной линии для МСБ аккредитованы 5 банков, профинансированы 32 проекта.
Добавить комментарий
Проверочный код