Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№17 (283) 28 апреля 2001 г. Экономика

MONEY, MONEY, МОНИТОРИНГ!

28.04.2001
Сергей ЖБАНОВ

№ 17 [283] от 28.04.01 - За нами следят. Причем не тайно, а явно. С 1 апреля по 30 сентября сотрудниками МВФ будет осуществляться мониторинг конкретных мер экономической политики Беларуси. По обоюдному согласию между поднадзорным и соглядатаем было решено опубликовать меморандум об экономической и финансовой политике, составленный в соответствии с Программой мониторинга Фонда (ПМФ).

В сопроводительном письме к меморандуму, подписанному премьер-министром Владимиром Ермошиным и председателем правления Нацбанка Петром Прокоповичем, отмечается, что "выполнение количественных целевых показателей и осуществление структурных мер, согласованных в рамках ПМФ, позволят продемонстрировать МВФ, всему мировому сообществу приверженность руководства страны избранной линии реформ".

Наградой за хорошее экономическое поведение руководства Беларуси может стать последующая программа МВФ, сопровождаемая кредитным соглашением "стенд-бай". Проще говоря, денег стране дадут.

Решение опубликовать содержание меморандума в белорусских СМИ зафиксировано в его тексте. Его экспортное содержание существенно отличается от президентского послания, предназначенного для внутреннего употребления, хотя описываемый объект - экономическая политика - един.

Будучи убежденным в успешном выполнении прогнозных показателей прошедшего пятилетия, тяжело читать знакомые по "оппозиционным" газетам строки о том, что "продолжающаяся поддержка приоритетных секторов, в особенности сельского хозяйства и жилищного строительства, а также инфляционное финансирование дефицита бюджета привели к значительному росту денежно-кредитных показателей и высоким темпам инфляции". Тем более что только "последние два года экономика Беларуси продолжала функционировать при неблагоприятных внешних и внутренних условиях". Но, осознав "ограниченность возможности использования инфляционного финансирования", руководство страны видит экономические перспективы в поэтапной либерализации цен, соблюдении жестких бюджетных ограничений и повышении прозрачности операций органов госуправления.

Правительство признало порочность разнообразных форм внебюджетного финансирования, а потому намерение повысить зарплату трудящихся до эквивалента в $100 с одновременным предоставлением достаточных бюджетных средств для сельского хозяйства вынуждает не только пересмотреть основной финансовый документ страны в 2001г., но и добиться дополнительного прироста ВВП на 2%. Если это получится, то Нацбанк сможет снизить свое финансирование бюджета - со 160,5 млрд. рублей до 122,6 млрд. рублей.

Но, как отметил министр экономики Владимир Шимов, "пока же, по итогам работы в первом квартале, в этой части - большая "напряженка": вместо предполагаемых 3-4% рост ВВП за три месяца составил всего 1%. "Если по ВВП выполняться плановые задания не будут, то, безусловно, этого уровня не будет", - сказал министр, имея в виду 100-долларовый уровень средней зарплаты в бюджетной сфере.

Шимов также подтвердил, что осуществление запланированного повышения зарплаты будет проводится поэтапно (1 марта, 1 июля и

1 ноября), т.е. в соответствии со сроками, зафиксированными в меморандуме, который, кстати, предполагает не только повышение цен (тарифов), но и сокращение бюджетных субсидий на транспорт и жилищно-коммунальные услуги для населения.

Для обеспечения следующих этапов повышения зарплаты, отметил министр, создан специальный стабилизационный фонд, в который зачисляются средства, сэкономленные по бюджетным расходам. В него же поступят средства, полученные от

8-процентного сокращения инвестиционной программы. Таким образом, расходы на накопление и расширенное воспроизводство приносятся в жертву текущему потреблению в год президентских выборов.

Дефицит консолидированного бюджета в 2001г., согласно меморандуму, предусмотрен в пределах 1,4%. Более того, предусмотрены даже чрезвычайные меры на случай отсутствия внешнего финансирования из России.

Видимо, осознавая, что "золотой век" бартерного кредитования заканчивается, правительство, согласно меморандуму, готово "возбудить дела о банкротстве в целях поддержания финансовой дисциплины" и во избежание накопления просроченной задолженности. И работы здесь непочатый край, так как число убыточных предприятий увеличивается, составив на 1 марта 2001г. 41,8% от общего числа предприятий, а просроченная кредиторская задолженность достигла умопомрачительных размеров - 2.335,4 млрд. рублей.

Вызывает сомнение выполнение взятых обязательств по инфляции, которая к концу года, согласно меморандуму, должна достичь уровня приблизительно 50%. Зато намеченное увеличение чистых международных резервов на $18 млн. уже перевыполнено.

До 30 июня Нацбанк в рамках дальнейшей либерализации валютной политики обязался отменить ограничения на внебиржевые сделки с иностранной валютой между уполномоченными банками и юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица, а также валютные операции между банками - резидентами и нерезидентами, банками и юридическими лицами. Все льготы по обязательной продаже валютной выручки, кроме предусмотренных указом президента N 311, должны быть отменены также до этого срока. В соответствии со сроками, указанными в меморандуме, ограничения на покупку иностранной валюты физическими лицами свыше $300 уже отменены.

В период действия программы правительство намерено отменить оставшиеся 20% предельных индексов на цены товаров и услуг, а экспортные цены товаров и услуг будут либерализированы к концу сентября.

Раздел о приватизации и климате для предпринимательской деятельности, наверное, оказался самым непростым, поскольку властям пришлось признать, что "развитие частного сектора было затруднено излишним регулированием и вмешательством государства в экономику, которое имело тенденцию наказывать прибыльные частные предприятия и создавать отрицательные стимулы для инвестиций". Аналогичное покаяние было предпринято по поводу действующей системы ценового регулирования.

Для стимулирования нормального развития предпринимательства намечено рекомендовать парламенту "ускорить принятие нового закона "О лицензировании", отменить декрет президента N 40 (о конфискации имущества физических и юридических лиц по усмотрению президента) и подготовить нормативный акт "для изменения правила "золотой акции" в период действия программы.

В этих же целях правительство объявило о намерении "возобновить осуществление нашей программы приватизации". Пока особое внимание будет уделено средним и малым предприятиям: к концу 2001г. должна быть завершена приватизация предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в 6 областных центрах страны, а "за этим последует приватизация крупных предприятий". Более того, в период действия программы "правительство внесет в парламент закон о приватизации в новой редакции, обеспечивающий улучшение процедур приватизации".

Наряду с отменой обязательств по кредитованию конкретных секторов экономики банкам будет позволено "принимать решения о кредитовании на основе анализа кредитных рисков и прибыльности".

Заслуживает особого внимания зафиксированное намерение Нацбанка ликвидировать остающиеся слабые места в 2001г. В частности, Нацбанк "обеспечит полное выполнение пруденциальных нормативов и увеличение прозрачности за счет улучшения мониторинга и последовательного применения ко всем банкам без исключения". Будут внедрены международные стандарты отчетности, "с тем чтобы обеспечить адекватную оценку финансового положения банков и потребности в структурной реорганизации банков в будущем".

В 2001г. правительство предпримет шаги в направлении либерализации рынка труда для облегчения перехода к рыночной экономике. В период действия программы будут пересмотрены "показатели, которые в настоящее время влияют на процесс установления заработной платы на государственных предприятиях, с намерением создать более гибкую систему оплаты". Правительство совместно с Всемирным банком намерено продолжить работу по повышению эффективности социальных расходов в целях обеспечения более адресной финансовой поддержки.

Таблица

В общем, меморандум получился на загляденье. Тот самый случай, когда народ и правительство в своих стремлениях едины. Настораживает только текст президентского послания - ведь там какая-то другая программа развития на ближайшее время озвучивалась. Или что-то с памятью стало? Очевидную разницу между заявлениями президента в ходе ежегодного послания и приведенными фрагментами меморандума представители МВФ, видимо, расценивают как издержки популизма в еще не начавшейся предвыборной гонке и готовы продолжить сотрудничество. Представители МВФ, который все последние годы власти Беларуси обвиняли в политической предвзятости, демонстрируют самые добрые намерения к сотрудничеству, в отличие от европейцев. Европейский банк реконструкции и развития предпочел тактику кнута, а не пряника, собираясь оценивать ситуацию в Беларуси только после осенних президентских выборов. Банк предупреждает, что, если власти не начнут до конца года проводить в жизнь демократические реформы, Беларусь может утратить свое членство в ЕБРР. Ну что же: кого-то волнует предвкушение, а кого-то успех начала реформ.
Добавить комментарий
Проверочный код