Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№15 (281) 16 апреля 2001 г. Общество

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ "ЛЕБЕДИНОГО ОЗЕРА"

16.04.2001
Вероника ЧЕРКАСОВА

Почему Александр Фурман стал заниматься балетом? Наверное, потому, что родители его двадцать лет выходили на профессиональную сцену в составе танцевальной группы народного хора. "Там я и вырос", - говорит Александр так, что сразу становится понятным: иного пути в жизни, как на сцену, он себе не представлял.

Его детство проходило совсем не так, как у сверстников: концерты, переезды, гастроли - в общем, веселая и слегка безалаберная жизнь кочевого табора. Однако родители, судя по всему, со временем изменили взгляды на воспитание детей, и если папа, узнав о решении сына идти учиться в хореографическое училище, занял нейтральную позицию, то мама была категорически против. Она слишком хорошо знала, какой адский труд стоит за внешней легкостью и весельем артистической жизни. Мама хотела, чтобы сын стал обычным, нормальным человеком. Например, инженером. Наверное, у мамы не было знакомых инженеров, и она не знала, что эта работа тоже может быть каторгой. Впрочем, как и любая другая, которой занимаешься всерьез.

Как бы там ни было, в 1981г. Александр Фурман закончил единственное в стране хореографическое училище. С этого времени он и работает в Белорусском государственном театре оперы и балета. За исключением двух лет, отданных службе в армии. Вообще-то, артист балета и армия - вещи столь же несовместные, как гений и злодейство. Редкая профессия обходится государству так дорого, как профессия танцовщика. Хотя бы потому, что обучают ей не пять, не шесть, а целых девять лет. А потом человека, из которого все эти годы высококлассные педагоги создавали тончайший инструмент, по зову Родины одевают в кирзу и посылают в полной боевой выкладке долбать предполагаемого противника. Как показал печальный опыт, для многих артистов танцевальная карьера заканчивалась именно в армии.

Век артиста балета недолог, и, возможно, именно это диктует свой темп жизни, более энергичный и стремительный, и полностью подчиняет жизнь профессии. Подъем - в 7.30, надо успеть отвести сына в школу до того, как в 10 утра начнется ежедневный класс, потом - репетиция, потом - урок в колледже, где он преподает уже почти два года. Три вечера в неделю - спектакль, а если его нет - снова репетиция... После того как Александр стал ведущим артистом балета, он танцует 7-8 спектаклей в месяц. Когда был солистом, танцевал по 12, а в кордебалете порой выходило по 15-17 спектаклей в месяц. С точки зрения артиста, такая жизнь - норма. Окружающие, как правило, придерживаются иного мнения. Фурману повезло: его жена Наталья - балетмейстер, закончила белорусскую консерваторию и поставила в театре спектакль "Макбет". Работать с женой и легко, и трудно одновременно. Легко, потому что она, как никто, поймет и поддержит. Трудно, поскольку все время присутствует весьма болезненный момент перехода из роли мужа и главы семьи в роль подчиненного воле балетмейстера артиста. Пришлось договариваться, что ссоры во время репетиций остаются в театре, а за его пределами снова будет обыкновенная семейная жизнь. Получалось не всегда, но постепенно они приспособились и нашли не только недостатки, но и достоинства в таком сотрудничестве. Их сыну уже шесть с половиной лет.

Фурман прошел все ступени балета, ни одной не перепрыгнув. Начал с последних линий кордебалета, танцевал в операх, стал солистом, а теперь - ведущим артистом белорусского балета, полтора года назад получил звание заслуженного артиста республики.

Сначала было тяжело. Но он сам приходил в зал и помногу занимался дополнительно. Фурман лучше других знал свои слабости и сам же искал, как избавиться от них. На каком-то этапе пришлось заняться... штангой. Балерина - она только с виду существо хрупкое и неземное. А поди потаскай на себе этого ангела весь вечер. Чтобы у зрителя создалось впечатление легкости и невесомости, надо иметь стальные мышцы и нервы. Ад-ский труд остается в репетиционной, а на сцену выносится лишь беззаботное порхание, воздушный полет.

"Если артист мучается, - говорит Александр, - вместе с ним мучается и зрительный зал. Вместо того, чтобы наслаждаться танцем, народ начинает переживать за балерину - а вдруг этот неуклюжий мужик ее уронит, покалечит, не дай бог, что-нибудь ей сломает".

Долгие годы подавляющая часть нашего населения считала балет искусством преимущественно женским. Как-то социологи решили выяснить отношение к нему широких народных масс. Как водится, вышли на улицы, стали останавливать людей с просьбой назвать известные им спектакли. Подавляющее большинство граждан в первую очередь припомнило "Лебединое озеро". Говорить о чистоте эксперимента в данном случае вряд ли представляется возможным, поскольку любовь к бессмертному произведению Петра Ильича в наш народ вбивали на протяжении долгих лет, и теперь при первых звуках увертюры люди кидаются от телевизоров к телефонам, чтобы выяснить, не сменилась ли власть. Тем не менее "Лебединое" - на самом деле самый известный в мире балет. По мнению Фурмана - вершина балетного искусства, совершенное произведение, в котором идеально сочетается музыка и танец. И на первом плане там - женщина. Мужчина в балетном дуэте обречен на вторую роль. Он - поддерживает, оттеняет, подчеркивает качества партнерши. "Обеспечивает безопасность балерины", - деликатно говорит Александр. Надо думать, что мужчинам это в конце концов надоело, и в современном балете абсолютная власть женщины отходит на второй план. Сегодня мужские вариации невероятно усложнились, неизмеримо выросла техника, роль мужчины стала развиваться отдельной линией. Впрочем, личность в балете всегда оставалась таковой и зависела от таланта, а не от царящего на дворе времени.

Как и положено, свою роль в его жизни сыграл случай. Еще танцуя в кордебалете, Александр особенно полюбил французский танец из балета "Щелкунчик". Основанный на мелкой технике, он требовал особой точности и изящества, и Фурман для того, чтобы отточить мастерство, репетировал его самостоятельно. В день спектакля у артиста, который должен был танцевать этот танец, случился сердечный приступ, и Елизарьев отдал роль Фурману, который блестяще ее исполнил. А потом в театре начались репетиции "Ромео и Джульетты". Девять артистов претендовали на роль Меркуцио. В итоге остался один, он. Лучший. Все первые 11 спектаклей танцевал Фурман. Это был тот самый случай, когда про артиста говорят, что он создан для той или иной роли. Почему-то кажется, что Меркуцио он мог бы блестяще сыграть не только в балете, но и на драматической сцене. Случайность постепенно переросла в закономерность, после этого подарка судьбы Фурман получил другие роли, стал танцевать все больше и лучше.

С гастролями Александр объехал всю Европу, шесть раз выступал только во Франции, проехал Юго-Восточную Азию, Турцию, Индию, Вьетнам, Китай, Гонконг, Сингапур, Японию... Везде принимали очень хорошо, как правило, под маркой "русского балета", и лишь в последнее время, когда появилась страна Беларусь, возникло и такое понятие, как "белорусский балет". Судя по всему, его оглушительный успех за рубежом не случаен и отчасти обязан традициям. Слава Большого и Мариинского театров началась с раздела Речи Посполитой, когда артисты театров Тизенгауза, Зорича, Радзивилла составили основу Московской и Санкт-Петербургской трупп. Бог его знает, может, мы, белорусы, каким-то образом оказались хотя бы в балете способнее других?

Зарубежные гастроли приносят не только чувство глубокого удовлетворения от осознания собственного профессионализма, но и неплохие деньги, поскольку зарплата в театре все равно недостаточна для того, чтобы почувствовать себя свободным от докучливого совдеповского быта. Но зарплату артистов можно назвать царской по сравнению с тем, что получают те, кто готовит будущее белорусской сцены. Наши уникальные педагоги уезжают на Запад и учат танцовщиков от Японии до Парижа. А ведь если сегодня не будет педагогов, то завтра не будет новых артистов.

Между тем у артиста балета - льготный стаж. Это означает, что для получения пенсии ему надо отработать всего 20 лет с момента поступления в театр.

"Если бы не два года, отданных армии, в августе 2001-го я мог бы уже уйти на заслуженный отдых". Смотришь на него и понимаешь, что Фурман и пенсия - понятия несовместимые еще по крайней мере лет десять. Впрочем, рано или поздно о ней думать придется.

"Все зависит от того, как сам себя настроишь, - продолжает он. - Это неизбежность. Состояние стареющего артиста можно сравнить с тем, что испытывает спортсмен, который, привыкнув постоянно побеждать на крупных международных соревнованиях, вдруг начинает чувствовать, как сзади поджимают помоложе и посильнее..."

- Что надо делать в таком случае?

- Главное – вовремя уйти. Чтобы у зрителя, когда ты покинешь сцену, осталось сожаление о том, что ты ушел сейчас, а не радость от того, что ты сделал это так поздно. Я готовил себя к этому уже давно. Кроме танцев, я занимаюсь преподавательской работой, а потому в любом случае не у дел не останусь. И поверьте, что преподаю я не для заработка, поскольку один час моей педагогической работы стоит 379 рублей. А ведь я веду курс, каждый день езжу в училище и провожу с детьми практические занятия. Иногда я сам себе задаю вопрос, зачем это делаю, но бросить детей и преподавательскую работу уже не могу.

- Вы считаете свою жизнь сложившейся?

- Безусловно. Сыграв роль, я перехожу в другое качество. Я становлюсь лучше...
Добавить комментарий
Проверочный код