Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№13 (279) 02 апреля 2001 г. Политика

В ПРЕДЕЛАХ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОШИБКИ

02.04.2001
Виктор МАРТИНОВИЧ

На прошедшей неделе НИСЭПИ обнародовал результаты национального опроса, проведенного в феврале-марте 2001г. К сожалению, ни о чем утешительном итоги социологического "замера" не свидетельствуют.

Впервые с конца 1999г. процентная численность тех, кто был готов проголосовать за действующего главу государства на следующих президентских выборах, превысила 40%. Напомним, что весь 2000г. наблюдалось поступательное снижение рейтинга главы государства. С 43,8% в конце 1999г. он упал до 38,4% в апреле 2000г. и до 33,2% в ноябре 2000г. Казалось бы, при сохранении такой тенденции к моменту проведения выборов в сентябре 2001г. степень доверия к первому президенту снизилась бы до 20%, отразившись на увеличении процента граждан, готовых отдать свои голоса за других кандидатов. Это неизбежно привело бы к смене элит - А.Г. просто не попал бы во второй тур. Впрочем, уже тогда социологи и политологи из Москвы предупреждали всех заинтересованных в этом вопросе, что ликовать пока рано и Лукашенко может использовать прием, введенный в обращение еще Ельциным. Дело в том, что поддерживать стабильный рейтинг публичного политика на протяжении 4-5 лет невозможно. И если 5 лет безостановочно проводить мероприятия, направленные на укрепление народной любви, на шестой год эти мероприятия исчерпают сами себя, и популярность политика станет снижаться в самый неподходящий момент. Каждый технолог решает эту проблему по-своему. Кремлевские пиармены за год до вторых выборов президента России применили прием "управляемого падения рейтинга". Его смысл сводился к тому, что за год до проведения голосования рейтингу Ельцина дали упасть именно "ниже колена". Народ поостыл в своих чувствах к всенародно избранному и, отдохнув от проельцинской риторики, с новыми силами стал впитывать ее уже в год проведения выборов. Нечто подобное сделали идеологи и из администрации президента Беларуси.

Как видно, падение популярности Лукашенко в 2000г. было мероприятием плановым, реализацией тактики, испытанной Кремлем уже давно. Теперь, начиная с февраля 2001г., над имиджем Лукашенко начали работать безостановочно. Причем работа эта со временем будет только усиливаться. Тем более что в руках Лукашенко - наиболее массовые госСМИ, беспрестанно демонстрирующие исключительные достоинства своего патрона и унижающие всех остальных претендентов.

Таблица Итак, по итогам опроса НИСЭПИ в феврале-марте 2001г. на вопрос "Если бы завтра состоялись выборы президента Беларуси, за кого бы вы проголосовали?" фамилию Лукашенко назвали 41,4% респондентов. Все остальные претенденты, включенные в опросный лист, набрали несопоставимое количество голосов: Михаил Чигирь - 3,3%, Владимир Гончарик и Семен Домаш - по 1,5%. При этом готовность избирателей принять участие в выборах достаточно велика. По данным на март, она составляет 76,1%. А это существенно выше, чем количество избирателей, намеревавшихся принять участие в выборах в парламент (по прошлогодним опросам НИСЭПИ эта цифра составляла 60% и впоследствии полностью подтвердилась явкой избирателей на участки). На этой почве политологи института делают вывод, что "такой рост желания участвовать в очередных выборах можно объяснить не только тем, что президентские выборы в глазах электората важнее парламентских, но также тем, что многие наши сограждане недовольны результатами единоличного правления Александра Лукашенко и надеются на выборах его сменить".

Сейчас, в год президентских выборов, особенно интересно изучать ту часть социологических опросов, которая дает мониторинг настроений в обществе и исповедуемых избирателями ценностей. Отношение рядовых белорусов к интеграции, оптимальной для Беларуси экономической модели позволяет предположить, какой кандидат и с какой экономико-политической программой будет особенно популярен. Данные мартовского "замера" НИСЭПИ демонстрируют, что в сознании рядового белоруса наиболее приемлемой является экономика смешанного типа (42,3% респондентов). Но, что интересно, рыночной экономике отдают предпочтение больше граждан, чем плановой (соответственно 31,2 и 21,3%). Из всех вариантов взаимоотношений с Россией наиболее приемлемыми для массового сознания являются объединение в одно государство (38,3%) и Союз Независимых Государств (31,2%). Как видно, партии и кандидаты, использующие в своих программах и выступлениях установку на прекращение интеграции Беларуси и России, а prioriобречены на поражение. И, кстати, национал-демократические партии постепенно начинают это понимать. Не с этим ли связаны заявления лидеров оппозиции, сделанные 26 марта, в которых они дистанцируют себя и свои партии от тех, кто сжег российский флаг в ходе празднования Дня Воли? Белорусское общество, как показывает опрос, очень негативно относится к расширению НАТО на Восток. 32,6% респондентов полагают, что этот процесс представляет угрозу для Беларуси.

Таблица На прямой вопрос, "Какие положения программ кандидатов в президенты будут для вас самыми главными при голосовании?", ответы распределились следующим образом: кардинальное изменение нынешней политики Лукашенко (54%); продолжение нынешней политики Лукашенко (38,9%); проведение рыночных реформ (59,6%); продолжение нынешнего экономического курса (30,2%); укрепление порядка через совершенствование законодательства (77,4%); укрепление порядка через расширение силовых структур (17,2%). Безусловно, очень хорошо, что более половины белорусов готовы проголосовать за кандидата, который выступит за кардинальное изменение политики Лукашенко. Только вот, учитывая низкие рейтинги демократических претендентов, не оказался бы этим кандидатом сам Лукашенко. Ведь он может в своей манере заявить об очередном изменении собственного курса прямо накануне выборов. Единственным поводом к оптимизму из всех цифр, представленных в опросе, является то, что при постановке вопроса "Хотите ли вы, чтобы Лукашенко был президентом нашей страны еще один срок?" 32,3% белорусов все-таки говорят "нет".

Таблица Интересно узнать и отношение будущих избирателей к деталям организации выборного процесса. Большинство опрошенных (49,9%) положительно относятся к подготовке КНГ ОБСЕ 14 тыс. независимых наблюдателей для контроля за ходом голосования на выборах президента. Таким образом, активная агитационная кампания, в ходе которой наблюдатели, подготовленные ОБСЕ, были де-факто объявлены вне закона, пока своих плодов не принесла. 39,1% белорусских граждан полагают, что наибольшее влияние на результат президентских выборов окажут средства массовой информации. И еще 35,6% респондентов полагают, что влияние на итоги выборов окажет сам Лукашенко (впрочем, в ситуации, когда 80% медиа- рынка монополизировано государством, эти два ответа - об одном и том же).

Вообще, социологические опросы, проводимые за пять месяцев до выборов, хороши тем, что представляют собой слепок ситуации в том ее виде, в котором она предстанет в момент голосования, если никто не предпримет попыток изменить ее к лучшему.
Добавить комментарий
Проверочный код