Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№13 (279) 02 апреля 2001 г. Общество

ФОРМАТ НЕ ДОГМА

02.04.2001
Алексей ДЕМЬЯНОВ

24 марта радио "Би-Эй" отметило свой восьмой день рождения. Вся история развития белорусского FM-рынка напрямую связана с деятельностью "Би-Эй". Уже мало кто помнит времена, когда рынок делили только две станции - "Би-Эй" и “Рокс”. О текущих проблемах и перспективах развития FM-индустрии корр. "БГ" беседовал с генеральным директором радио "Би-Эй" Евгением Шерешевским.

Успешная работа на протяжении восьми лет уже может быть предметом особой гордости. Это при том, что считается хорошим тоном говорить об отсутствии рекламного рынка, точнее, ссылаться на особенности национального бизнеса.

В свое время именно "Би-Эй" послужило начальной ступенькой в карьере многих известных сегодня белорусских DJ. В Беларуси нигде на DJ пока не учат. Во многом склонность к этой профессии является врожденной. DJ может стать кто угодно по базовому образованию: от педагогов до кадровых военных. Подготовка DJ - дело достаточно хлопотное. Приходится нанимать педагогов по сценической речи и актерскому мастерству. Фактически приходится учить человека заново говорить на родном языке. Постоянный руководитель "Би-Эй" знает об этом не понаслышке: с 1979г. он работал в структуре Белорусского радио. По словам Шерешевского: “Когда я начал заниматься радио "Би-Эй", у меня был стаж 15 лет работы в музыкальной редакции Белорусского радио. Это моя специальность, моя профессия. Это дело моей жизни...”

Поэтому после “раскола” в 1998г., когда оказалось, что все FM-радиостанции работают в одном формате и ориентированы на одну и ту же аудиторию, "Би-Эй" резко изменило формат, отказавшись от распространенного формата international, в котором тогда работали все радиостанции, и внедрив новый формат national. Однако и этот формат оказался не последним в истории "Би-Эй". В ближайшее время он вновь радикально изменится.

Сегодня, через два года после изменения формата, оказалось, что в формате national (все песни на родном языке) работают уже две станции. С 23 февраля в Минске начало вещание московское “Русское радио”. Возможно, две станции в одном формате – непозволительная роскошь для Минска, точнее, для его скромного рекламного рынка. Хотя в том же формате international по-прежнему работают все остальные станции.

Как ни удивительно, но гендиректор радио "Би-Эй" не считает "Русское радио" конкурентом и полагает, что “Русское радио” не считает конкурентом и нас, потому что для московского офиса Минск - это не заработок”. Целью же появления российской радиостанции стало дальнейшее завоевание рынка, продвижение и расширение аудитории, чтобы поддерживать имидж самой крупной сетевой радиостанции.

Спокойствие в Шерешевского вселяет то обстоятельство, что “никогда ни в одной стране СНГ не может быть успешным проект, не имеющий местных корней”.

Тем не менее "Би-Эй" не намерено сидеть сложа руки. Радио будет менять свой формат, но, по заверениям Шерешевского, это никак не связано с появлением "Русского радио", просто ему “стало неинтересно работать в этом формате, так же как и надоело работать в предыдущем international, потому что в нем работают все остальные. Я хочу всегда идти на шаг впереди в творческих проектах”.

Впрочем, и сейчас "Би-Эй" транслирует в эфире русскоязычную музыку не 24 часа в сутки. Ему отведено 16 часов, остальное время – ночью – звучит та музыка, которая нравится ночным слушателям. По твердому убеждению Шерешевского, формат не является догмой. И в ближайшее время "Би-Эй" вновь изменит свое лицо.

Радио - в стороне от политической жизни. Информация для выпусков новостей подбирается из сообщений информационных агентств и на улицах города. По убеждению гендиректора, “Би-Эй" вне политики настолько, насколько это возможно. Мы рассказываем о политических фактах на уровне событий, что произошло, без комментариев”. И ни при каких обстоятельствах в эфире на появится политическая реклама.

Но без рекламы коммерческая радиостанция не проживет. Для рекламодателей важен рейтинг радиостанции. Большинство станций заказывают опросы аудитории у одной и той же лаборатории социологических исследований. Результат этих “исследований” превосходит все ожидания. Как с возмущением заявил Шерешевский: “Нонсенс, но сегодня все три радиостанции - "Би-Эй", “Альфа” и Unistar - получаются на первом месте. Приходишь на Unistar - они уже первые, "Альфа" - уже давно первая, спустя три месяца как вышли, да и "Стиль" тоже как-то на первом месте получается”. Труднее всего в этой ситуации рекламодателю - не выбросить бы деньги на ветер. Не упрощают задачу для него и рекламные агентства. Рекламное агентство ведет заказчика не на лучшее радио, а на то, где можно получить большую скидку. Эти особенности национального бизнеса Шерешевский сформулировал так: “Заказчиков просто раздевают”.

С рекламными агентствами иногда просто невозможно работать. К примеру, по бартерному договору "Би-Эй" рассчиталось с агентством эфирным временем. Получив эфирное время, агентство начало предлагать компаниям, уже рекламирующимся на "Би-Эй", размещение за полцены!

К тому же оборот рынка рекламы в Беларуси более чем скромен. По оценке Шерешевского, “каждый считает копейки, если лидирующие станции набирают $30-40 тыс. в месяц - это уже хорошо”. Однако, несмотря ни на что, даже в таких условиях можно говорить о рентабельности медиа-бизнеса.

В самое ближайшее время "Би-Эй" намерено запустить вторую FM-станцию - “Мелодии века”, а еще через какое-то время на частоте 68,84 УКВ сделать третью. Возможно, это станет первым белорусским частным медиа-холдингом в сфере электронных СМИ. Узнав об этом, мы поинтересовались у Шерешевского, неужели лавры Гусинского не дают ему покоя. “Не-е-ет, что вы, там же деньги, а здесь... энтузиазм!”
Добавить комментарий
Проверочный код