Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№13 (279) 02 апреля 2001 г. Экономика

УЗОРЫ НА КОЖЕ ИНТЕГРАТОРОВ

02.04.2001
Наталья ГРИБ

№ 13 [279] от 02.04.01 - Всего лишь четвертая часть от обещанной суммы (RUR 242,6 млн. вместо 870 млн.) выплачена Беларусью в бюджет Союзного государства (СГ) в 2000г. Чиновник, сообщивший эту сенсационную новость, просил никоим образом не упоминать его должность и фамилию.

На заседании союзного Совмина 27 марта премьер-министр Владимир Ермошин пояснил, что "мы были в сложном положении", поскольку "очень жест-кий период перехода на единый валютный курс" пришелся как раз на прошлый год. Недостающая сумма выплачена не будет. 2 апреля в Москве Высший госсовет (ВГС) должен утвердить бюджет на текущий год.

Представители Кремля вошли в положение эволюционно развивающихся белорусов и корректно промолчали. Тем более что в 1999г. союзный бюджет трещал по швам из-за неплатежей со стороны Москвы. И белорусы скандала тогда не устраивали.

Справка "БГ". Утвержденный парламентами России и Беларуси бюджет СГ на 2000г. был равен RUR 2.230 млн. Как признают чиновники Исполкома СГ, большинство программ все же удалось реализовать за счет перечисленных Россией RUR 1.450 млн. Всего с учетом поступлений от возврата кредита, выделенного ранее под программу "БелРосАвто", было собрано RUR 1.707 млн. (около $60 тыс.). Однако этого хватило на финансирование начатых ранее совместных программ "Развитие дизельного автомобилестроения" и "Организация серийного производства для выпуска химических волокон".

Впрочем, с "русским дизелем" союзники сели в лужу. Еще в 1996г. ЕС предъявил новый стандарт шумов и газовых выхлопов для автопоездов - Euro -II . МАЗ только в 1998г. продемонстрировал экспериментальный автопоезд с "неотработанным" двигателем. Пока наладили серийный выпуск, ЕС ужесточил нормы. Всего выпущено 811 автопоездов для работы на рынке стран ЕС по установленным нормам. А с 1 января 2002г. уже вводятся новые нормы - Euro-III. Фактически требуется уже новый двигатель.

Белорусы с россиянами и дальше будут плестись в хвосте, поскольку, по мнению специалистов МАЗа, "к нам применяют методы неценовой конкуренции". Вступление России и Беларуси в ВТО позволит апеллировать к международному экономическому сообществу и ограничить лоббирование западными концернами своих интересов. Впрочем, до этого еще очень далеко. Пока белорусский президент уверен, что мировое сообщество воспринимает СГ как конкурента, нашей стране не стоит и мечтать о быстром вступлении в ВТО.

ЧТО МЫ ОТМЕЧАЕМ

Что же мы отмечаем 2 апреля? Михаил Касьянов, председатель Совмина СГ и правительства России, на брифинге 27 марта назвал этот день знаменательным: "Десятилетие с того момента, как процесс интеграции начал осуществляться в разных формах, и пятилетие со дня единения двух народов" . Напомним, что

17 марта 1991г. был проведен общесоюзный референдум, на котором граждане БССР проголосовали за сохранение Советского Союза. Не мог же российский премьер всерьез говорить о встрече в Вискулях в конце 1991г. как о начале процесса интеграции. Скорее всего, он просто оговорился.

Пятилетний юбилей и вовсе надуман. Союзного государства, о котором так часто говорят представители белорусской "вертикали", не существует. Власти России и Беларуси навязывают народам своих стран довольно странное событие - юбилей Договора о создании сообщества России и Беларуси. Само сообщество (союз или союзное государство) появится еще не скоро. Юридически СГ будет оформлено только после избрания союзного парламента (предположительно весной 2002г.), который должен принять некий конституционный акт о создании международного регионального блока (конец 2002г. - первая половина 2003г.). Процедура ратификации акта парламентом не займет много времени. Другое дело - его содержание. Камни преткновения между Москвой и Минском - единый эмиссионный центр, налоговое законодательство и таможенный контроль.

Кто и какие преследует цели в процессе интеграции? В аэропорту "Минск-2" Касьянов сообщил журналистам, что "в России на инвестиции в белорусскую экономику смотрят с большой перспективой. Желание российского капитала может стать важным фактором роста инвестиций" . Прагматичный подход. Власти же Беларуси идут по привычке от обратного. "Цель интеграции - не нанести ущерба экономическим интересам российского государства", - декларирует Ермошин и выражает уверенность, что "российская сторона также придерживается этой позиции".

В свое время белорусы сдвинули с мертвой точки Ярославский моторный завод, запустив программу "Русский дизель". ЯМЗ получил "живые" деньги, выплатил долги по зарплате, увеличил объем производства и сегодня гордо козыряет тем, что все операции купли-продажи осуществляет за "живые" деньги. В то время как белорусские производители продолжают перебиваться нерегулярными поставками комплектующих и бартерными расчетами. Это ли соблюдение интересов?

А известный всем пример с "Ростсельмашем"? Белорусский Минфин оформил кредит в российском Минфине для производства комбайнов в Ростове. Российский промышленный гигант проглотил выделенную сумму, а технику в Беларусь так и не поставил. Согласно же законодательству РФ, кредит не может быть выдан получателю, имеющему задолженность перед россий-ским бюджетом. Вот и дергается сейчас белорусский Минфин, доказывая, что он никому ничего не должен. А российский Минфин плевать хотел на чужие проблемы, он отстаивает интересы только российского государства. По его логике, первый транш давно обещанного кредита ($30 млн.) может быть выделен только после погашения белорусским Минфином старого долга.

Вот и решает сейчас белорусское правительство "технические вопросы" по кредиту. С 30 ноября до 1 апреля - безуспешно. Политика уступок, при которой каждая сторона свой опыт и желания облекает в обтекаемые формулировки, больше не проходит. Россия ведет конкретный деловой разговор и проверяет деньги, не отходя от кассы.

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС

На последнем заседании Совмина СГ бурные дебаты развернулись вокруг "ключевого", по выражению Касьянова, вопроса - о таможне. Белорусы в 2001г. ушли с восточной границы (декрет N3). "Российская таможенная служба присутствует и выполняет функции контроля в полном объеме. Поэтому сегодня возникают эпизодические очереди. В понедельник-вторник они доходят до 16 километров", - сетует председатель ГТК РБ Викентий Макаревич.

Белорусский МИД вместе с таможенной службой подготовился к атаке на российское правительство, разработав "перечень документов, которые необходимо откорректировать россий-скому правительству, министерствам и ведомствам, чтобы российские таможенники могли уйти с границы". За день до заседания правительство Беларуси унифицировало ставки таможенных пошлин с россий-скими: из 11.000 позиций сегодня отличаются 280. Российская сторона оказалась по меньшей мере не готова к такому наступлению и на всякий случай выставила свои контраргументы: серьезные различия в нетарифном регулировании и законодательные расхождения в предоставлении льгот. В России они предусмотрены законом, а в Беларуси в индивидуальном порядке предоставляются президентом. Касьянов попытался дипломатично покинуть поле боя, спустив проблему на уровень экспертов. Не получилось. Белорусские чиновники бурно отстаивали свою точку зрения. Последний аргумент в споре: поток товаров из третьих стран в последнее время одинаков, российская и белорусская казна получают примерно по $5 млн. в месяц. Это не принципиальная сумма для бюджета, зато товары значительно дорожают. Касьянов оказался не готов принять какое-либо конкретное решение, распорядившись утрясти проблему с товарами из третьих стран в течение месяца.

В Исполкоме СГ считают, что Россия готова учитывать интересы Беларуси. Однако вряд ли стоит белорусскому Совмину утешать себя пустыми надеждами. Как писала "БГ", российская таможенная служба вложила столько денег в оснащение таможенных пунктов в Смоленске и на российско-белорусской границе, что если российские таможенники и согласятся передвинуться, то только в Брест.

В той же степени несогласованности находится и вопрос об унификации налогового законодательства. Россия может сколь угодно долго обещать перейти на взимание налогов по принципу страны назначения, но не более того. Касьянов фактически поощряет формальный подход в совместимости налогообложения в двух странах. Экспертам вновь поручено изучить все возможные варианты унификации налоговых законодательств России и Беларуси.

Следующее заседание союзного правительства назначено на первую декаду июня. "Мы вновь рассмотрим вопросы, связанные с унификацией налогов и таможенного режима... Это ключевой вопрос. И рассмотрим, какой прогресс на пути к единой валюте уже достигнут в рамках того плана, который мы разработали" , - пообещал Касьянов.

Российская Госдума потребовала от правительства внятно объяснить белорусам, что единая валюта будет введена лишь в случае отказа Беларуси от самостоятельного эмиссионного центра, что равнозначно отказу от собственной валюты. Представитель Нацбанка в прошлую пятницу вновь пытался убедить корр. "БГ" в том, что желание российской стороны не несет в себе никакой угрозы, поскольку вопрос о едином эмиссионном центре должен быть решен на референдуме (возможно, в 2003г.).

Белорусы отвечают на вопросы анкеты на референдумах в зависимости от того, как сформулирован вопрос. Опыт двух предыдущих народных опросов показал: самое главное, чтобы на большинство вопросов можно было ответить "да". Просто нация каких-то хронических оптимистов.
Добавить комментарий
Проверочный код