Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Песни известных бардов в формате mp3
first-booking.ru
№11 (277) 19 марта 2001 г. Тема недели

ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ЗАХВАТА ВЛАСТИ

19.03.2001
Ася ТРЕТЮК

Согласно декрету N8, вся гуманитарная помощь, поступающая на территорию РБ, должна быть сразу же зарегистрирована в Департаменте по гуманитарной деятельности. Однако это далеко не единственная функция, которой наделено это ведомство. Отныне наряду с правоохранительными и контролирующими органами департаменту дано право осуществлять контроль за целевым использованием получателем иностранной безвозмездной помощи, а в случае нарушения декрета - карать вплоть до составления протоколов об административных правонарушениях и наложения штрафных санкций.

О новациях президентского декрета корр. "БГ" беседует с заместителем директора Департамента по гуманитарной деятельности при президенте РБ Ией МАЛКИНОЙ.



- Какова история появления декрета?


- Вопрос не по адресу. Департамент был только поставлен в известность о том, что будет готовиться такой декрет. Мы были приглашены для его разработки только в качестве одного из участников рабочей группы - всего в разработке документа участвовало около десяти министерств - но ни в коем случае не были инициаторами. Наше участие стало возможным не на первом этапе разработки декрета, а лишь после того, как его инициаторы поняли, что здесь все-таки вопрос касается еще и гуманитарной помощи.



- Декрет появился вовремя?


- Позиция департамента очень жесткая - он вне политики. И я не буду обсуждать политические нюансы, которые можно увидеть в декрете. Я считаю, что это первый нормативный документ, который устанавливает, что гуманитарная помощь, поступающая на территорию Беларуси, освобождается от налогов и таможенных платежей. До сего дня мы работали на основании декрета президента N6, где такого понятия, как гуманитарная или безвозмездная помощь, вообще не было. Декрет содержал пункт, согласно которому льготы по таможенным платежам и НДС предоставляются только президентом. На сегодняшний день этот порядок, как я уже сказала, официально узаконен. Для департамента это, безусловно, плюс.

Что касается декрета N8, то речь в нем идет уже обо всех видах налогов, которые будут применены к гуманитарным грузам, а это уже плюс и для организаций, и для физических лиц, которые реально получают эту помощь.

Что касается четвертого пункта декрета, определяющего, на какие цели может использоваться безвозмездная помощь, то здесь я вижу определенную заслугу департамента. При обсуждении проекта декрета я обратила внимание членов рабочей группы на то, что сегодня в республику приходит достаточно большое количество иностранной безвозмездной помощи для религиозных целей, которая в силу требований декрета могла остаться за бортом. Например, для восстановления костелов, начиная от кирпичей и заканчивая иконами, все это ввозится по линии гуманитарной помощи. Так в декрете появился пункт, согласно которому эта помощь может использоваться "для иных целей". Для каких именно, будет решать департамент по согласованию с президентом. И мы не будем чинить никаких препятствий для получения такой помощи.



- Не станут ли "иные цели" лазейкой: хочу - разрешу, хочу - откажу?


- Это, безусловно, лазейка. Но извратить и утрировать можно даже самую хорошую вещь. Департамент не собирается кардинально менять свою работу - какими принципами мы руководствовались до сего дня, такими они и останутся. Конечно, в связи с принятием декрета нам придется заниматься денежными средствами, но не думаю, что на гуманитарной помощи по линии благотворительных организаций это каким-то образом отразится.



- Вы заметили, что отныне департаменту предстоит, кроме гуманитарных грузов, определять судьбу безвозмездных валютных поступлений? Представим вполне прозаичную ситуацию: в стране забастовка, что разрешено действующим трудовым законодательством. А в это время рабочие за рубежом собирают пожертвования в поддержку бастующих и их семей. Можно ли быть уверенным, что эта помощь дойдет до адресата?


- Я отвечу той фразой, которая зачастую обижает тех просителей, которые приходят ко мне: "Что бы ни случилось, любое решение будет принято департаментом в соответствии с действующим законодательством". Стоит ли сейчас моделировать эту ситуацию? Я, например, никогда с забастовками не сталкивалась, никогда не занималась и денежными средствами, поступившими в виде гуманитарной помощи, и говорить, чем будет заниматься департамент, я сегодня не могу.



- Тогда другой вопрос. Как известно, отлучив общественные неправительственные организации от госдотаций, власть не оставила им иного, как осуществлять свою деятельность, в том числе за счет грантов. Стало быть, сейчас департамент будет решать, отдать тому же БХК деньги спонсора на правозащитную деятельность или не отдать?


- В декрете сказано, что департамент регистрирует эти денежные средства - просто записывает, что такого-то числа поступили такие-то деньги. А что касается льгот, то опять-таки они предоставляются не департаментом, а президентом. Мы только готовим для него информацию. Иными словами, мы выступаем как ведомство, аккумулирующее все заявки, а не как организация, принимающая то или иное решение, тем более по вопросу денежных средств. Нам еще предстоит продумать систему, как будет осуществляться порядок получения и использования иностранной безвозмездной помощи в денежном выражении, на это нам отведен месяц.



- Вы говорите, департамент вне политики. Но вам не кажется, что именно в политику вас и втягивают?


- Я прекрасно понимаю, куда вы клоните. Но могу однозначно сказать: позиция руководства департамента очень жесткая - мы будем пытаться в любой ситуации выйти сухими из воды, чтобы не замешать себя в политике. Хотя я понимаю, что нас будут пытаться использовать, но мы будем пытаться найти только правовые решения.



- Каким образом, если уже сегодня невооруженным глазом видны многочисленные нарушения действующего законодательства, коими чревато введение декрета, в том числе нарушения Конституции о праве на собственность, на свободу митингов и собраний юридических и физических лиц?


- Департамент, конечно, через декрет проходит красной линией. Но есть нюанс, оставшийся за рамками действия документа, - это пункт, согласно которому действие декрета не распространяется на технические и иные виды иностранной безвозмездной помощи, предоставляемой по проектам и программам, одобренным президентом, правительством, а также в соответствии с международными договорами Беларуси. Этот пункт служит для департамента основанием не рассматривать те проекты, которые вы приводили в качестве примера. Объектом нашего внимания является гуманитарная помощь, но она выражается не только в виде имущества, но и денежных средств. И здесь департаменту предстоит руководствоваться еще и другими положениями. В частности, указом президента, по которому получение и распределение гуманитарной помощи является лицензированным видом деятельности.



- Декрет направлен против оппозиции?


- Я не уполномочена давать комментарий по политической стороне декрета. Департамент не будет ужесточать существующую систему, мы постараемся как можно реальнее изменить порядок, чтобы не ущемить интересы тех, кто действительно нуждается в помощи и кто сегодня работает на гуманитарном поле. Все остальные международные организации, которые работают на основе грантов, не входят в сферу нашей компетенции. Это межправительственные, межгосударственные договоренности, в конце концов. Единственный человек, который может расставить все точки над "i" и принять окончательное решение, - президент.
Добавить комментарий
Проверочный код