Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№11 (277) 19 марта 2001 г. Тема недели

НЕВМЕНЯЕМОСТЬ-2001

19.03.2001
Ася ТРЕТЮК

Истинные намерения декрета N8 "О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи" очевидны: поставить деятельность "третьего сектора" под жесткий контроль. По иронии судьбы документ увидел свет в день празднования первой белорусской Конституции.

Отечественные правозащитники наконец-то объединились в стремлении отстоять гражданские права и свободы в республике, нарушенные данным декретом, который противоречит международным пактам и соглашениям, ратифицированным Беларусью. Существенно затрудняется деятельность общественных организаций, в т.ч. профсоюзов и политических партий, ограничено право на проведение массовых шествий и митингов, мирных собраний и забастовок, под угрозой защита права собственности, гражданско-правовые отношения субъектов хозяйствования. Иными словами, гражданскому обществу объявлена тотальная война. А это значит, что у Беларуси появляется шанс снова прославиться. Как после дипломатического скандала в Дроздах.

То, что иностранная безвозмездная помощь не может использоваться для изменения конституционного строя, захвата или свержения государственной власти, пропаганды войны и разжигания разного рода социальных конфликтов, - это еще "полбеды". Как знать, может, гаранту Конституции и в самом деле показалось незначительным, что эта норма заложена в Основной закон страны, нарушение которой влечет за собой строгую уголовную ответственность вплоть до лишения человека жизни. Но ведь куда большую опасность, нежели "свержение государственной власти", таят в себе такие, казалось бы, невинные "забавы", как "изготовление и распространение агитационных материалов, проведение семинаров и других форм агитационно-массовой работы среди населения". А что тогда, задается вопросом председатель Белорусского Хельсинк-ского комитета Татьяна Протько, разрешено общественным организациям и политическим партиям, чья уставная деятельность в основном построена на просветительской работе и развитии гражданского общества? Если этот наивный вопрос задать любому чиновнику, он ответит: конечно же, у нас все разрешено, но только не за деньги иностранных спонсоров. Словно ему и невдомек, что с приходом А.Г. к власти третий сектор лишен финансовой поддержки внутри страны.

Совать нос в чужой карман стало для белорусского, как и для любого тоталитарного режима, привычным делом, но чтобы потерять страх до такой степени: вначале лишить демократически настроенную часть гражданского общества средств для мало-мальского существования, а затем этими же руками подмять под полный контроль всю помощь, которая поступает извне. И с этой точки зрения вполне прав политолог Александр Потупа, назвавший декрет N8 "невменяемостью-2001". Поскольку последовавшую за приснопамятным декретом N40 "невменяемость-1999" страна уже пережила.

В подобных условиях бороться с третьим сектором, используя такое оружие массового поражения, как декрет N8, особенно накануне президентских выборов, как-то не солидно. Не говоря уже о том, что власть ввязывается в открытый конфликт с международным сообществом, представители которого намерены принять самое непосредственное участие в наблюдательном процессе за предстоящей избирательной кампанией.

И тут президентский декрет, пресекающий любую попытку поддержать оппозиционных кандидатов на президентских выборах, вплоть до прекращения деятельности иностранных представительств на территории Беларуси, может оказать Лукашенко не самую лучшую услугу.

По мере того, как А.Г. будет преуспевать в эпистолярном жанре, президентская кампания рискует стать кампанией века. Уже сегодня становится ясно, что Лукашенко готов на все, лишь бы продлить свое политическое долголетие, считает лидер ОГП Анатолий Лебедько. Попытка национализировать с помощью декрета единственный неподконтрольный ему сегмент гражданского общества - политические партии и третий сектор, замкнуть на себе их финансовую подпитку с Запада, говорят о неуверенности белорусского президента в своих силах, которых ему явно не хватает уже сегодня, чтобы победить на предстоящих выборах в честной конкурентной войне.
Добавить комментарий
Проверочный код