Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№11 (277) 19 марта 2001 г. Политика

КОММЕНТАРИЙ

19.03.2001
№ 11 [277] от 19.03.01 - * ПАВЕЛ ЛАТУШКО: ПОМОЩЬ ИЗВНЕ АНГАЖИРУЕТ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ * МЕЧЕСЛАВ ГРИБ: ВЛАСТИ ХОТЯТ, ЧТОБЫ НАБЛЮДАТЕЛИ НЕ ЗНАЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПАВЕЛ ЛАТУШКО: ПОМОЩЬ ИЗВНЕ АНГАЖИРУЕТ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

- Мы уже неоднократно высказывали свое мнение: организация внутреннего наблюдения - важный компонент прозрачности избирательного процесса и демократического характера выборов. Мы считаем, что в Беларуси созданы все необходимые и достаточные условия для самоорганизации внутренних наблюдателей. Процесс внутреннего наблюдения может быть действительно объективным , если в него вовлечены самые широкие слои общественности, а не только группа лиц, выражающая лишь часть общественного мнения. Также мы считаем, что внутреннее наблюдение может быть объективным лишь при отсутствии финансового содействия извне. Такое вмешательство подразумевает в определенной степени и ангажированность наблюдателей. Мы придерживаемся мнения, что и Конституция Беларуси, и Избирательный кодекс не предусматривают вариантов прямого либо косвенного иностранного финансирования подготовки и проведения выборов. Мы считаем необходимым подчеркнуть, что сам факт внешнего финансирования внутреннего наблюдения ведет к подрыву его основного принципа - независимости и ставит под сомнение объективность последующих выводов наблюдателей.



- Но речь ведь идет об обучении наблюдателей белорусскому же законодательству. Почему МИД трактует это как "финансирование подготовки и проведения выборов" вообще?..


- Я еще раз хочу подчеркнуть: на наш взгляд, в Беларуси существуют все необходимые условия для самоорганизации внутренних наблюдателей. И потому нет необходимости говорить о дополнительных источниках финансирования, чтобы организовать процесс их подготовки в преддверии президентских выборов. Если вести речь о финансировании наблюдателей, то возникает вопрос об объективности выводов. При этом мы не видим возможности финансирования подготовки этих наблюдателей из иностранных источников.



МЕЧЕСЛАВ ГРИБ: ВЛАСТИ ХОТЯТ, ЧТОБЫ НАБЛЮДАТЕЛИ НЕ ЗНАЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


- Господа из МИДа явно лукавят. Или выдают желаемое и требуемое за истину. Все семинары, которые проводятся с помощью КНГ ОБСЕ и других международных организаций, идут по отдельным грантам. Это нормальная международная практика, которая существует во всем мире. Во-вторых, на этих семинарах изучают белорусское законодательство о выборах. И больше ничего. Ни шага влево, ни шага вправо. Это законодательство мне не нравится, я его не считаю демократическим. Но у меня и у наблюдателей нет выбора. Мы должны знать его, соблюдать его, дабы члены избирательных комиссий, партия власти, кандидаты в депутаты и президенты не нарушали закон. Какое здесь может быть "кощунство"? Большинство членов избирательных комиссий вообще не знают этого законодательства. Если председатели комиссий в чем-то разбираются (они на этих постах в большинстве своем сидят с советских времен, по 10-20 лет), то рядовые члены вообще не знают Избирательного кодекса. И власти просто хотят, чтобы и наблюдатели не знали законодательства. Потому что, когда никто ничего не знает, легче проводить то, что ты хочешь. А ведь закон этот предоставляет право людям принимать участие в наблюдении за всеми избирательными процессами. Власть говорит одно, а на деле поступает совершенно по-другому. Что касается соответствия практики проведения семинаров мировому опыту, то подобные семинары проходили в Латвии, Литве, Польше, Эстонии, на Украине, в России. Никто никогда таких вопросов не ставил. Единственная цель здесь - спрятаться, не дать возможности людям рассказать о действующих законах. Делается это для того, чтобы по результатам выборов можно было получить результаты, которые хочет власть. Более того, наблюдатели никак не могут повлиять на результаты выборов. Они не допущены к подсчету голосов, не допущены к бюллетеням. Они только смотрят, как происходит процесс голосования. Но если наблюдатель нарушил свой статус наблюдателя, превысил закон, то его действия (так же как и члена избирательной комиссии, доверенного лица кандидата либо самого кандидата) могут быть обжалованы. Либо у прокурора, либо в суде. В ходе парламентских выборов мы получили 3.258 актов от наших наблюдателей о нарушениях. Ни один акт не был обжалован ни одной избирательной комиссией.



- А вам не кажется, что заявления МИДа и Посохова фактически ставят независимое внутреннее наблюдение за черту закона?


- От наших властей можно ожидать чего угодно. Я прошел большую школу о нарушениях прав человека - моих личных, моих коллег, друзей, соратников по партии, общественных движений. Сегодня это законно, завтра это могут отменить, сказать, что это уже незаконно. Но что бы они ни сделали, это не приведет к легитимизации результатов президентских выборов. Чем больше они будут идти в этом направлении, тем больше они будут отдаляться от возможной легитимизации президентских выборов.



- Почему наблюдателей так боятся?


- Наши власти больше всего на свете боятся правды. Они боятся, что наблюдатели зафиксируют нарушения и покажут их нашей общественности, всему свету. Правда для них губительна и смертельна. Участие в подготовке наблюдателей они трактуют как вмешательство во внутренние дела Республики Беларусь. Это ли не нонсенс?! Мы ведь не изучаем вопрос, как обойти белорусское законодательство, как его заменить американским или английским... Мы изучаем именно белорусское законодательство. Разве это плохо?
Добавить комментарий
Проверочный код