Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№11 (277) 19 марта 2001 г. Экономика

ПОКОЛЕНИЕ "НЕТ"

19.03.2001
Ярослав РОМАНЧУК

№ 11 [277] от 19.03.01 - Экономические комиссии палаты-II развернули бурную деятельность по разработке законопроектов. Можно подумать, что экономическая мысль переместилась в данный орган с весьма сомнительной легитимностью. Вопрос, впрочем, не в легитимности, а в профессионализме и потенциале палатников принимать необходимые для страны экономические решения. Мало одной суеты вокруг ничего принципиально не меняющих законопроектов и поправок. Нужны мозги, власть и политическая воля. По всем трем позициям - дефицит.

Еженедельно проходят заседания различных рабочих групп, на которых представители Минфина, ГНК, Минэкономики, Нацбанка и прочих органов аргументируют целесообразность принятия тех или иных положений, а заодно проводят "курс молодого экономиста" для палатников. Так, на прошлой неделе проведены занятия по подоходному налогу и по Налоговому кодексу. В дискуссии особую активность развил сенатор Эдуард Нарышкин, защищавший поправки в закон "О подоходном налоге с физических лиц", представленные комиссией по экономике, бюджету и финансам Совета республики. По сути дела, можно говорить о первых робких попытках в рамках данных структур организовать интеллектуальное сопротивление лавине концептуально устаревших, экономически вредных документов, поступающих из недр исполнительной власти.

КАК СЧИТАТЬ НАТУРУ

То, что многие наши чиновники называют свободной ценой, таковой не является (оксиморон типа "свободная рыночная цена, устанавливаемая местными органами власти"). Пункт 2 статьи 2 гласит: "Доходы в натуральной форме для целей налогообложения учитываются по регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным ценам (подчеркнуто автором) на дату исчисления дохода физического лица у данного юридического лица или предпринимателя". Если чиновнику не дать четкую инструкцию, он всегда будет иметь возможность произвольно истолковать любое положение. Первый заместитель председателя Федерации профсоюзов белорусской Франц Витко считает, что "расчет стоимости по свободным ценам на дату исчисления совокупного годового дохода при высокой инфляции может значительно завысить сумму взимания налога". Его предложение сводится к тому, чтобы использовать "цену реализации продукции на дату получения" дохода в натуральной форме. Позиция и профсоюзов, и Союза предпринимателей и арендаторов по вопросу регулируемых цен неоднозначная. Выступая за свободные цены в принципе, но в отдельных случаях обосновывая целесообразность их фиксации, они стоят на одних теоретических позициях с представителями Минфина и Минэкономики, а значит, споры могут идти лишь по мелочам. Известно, что в малой открытой экономике цены должны быть мировыми. Почему же, понимая это, всем экономическим комиссиям обеих палат Национального собрания не внести изменения в закон о ценообразовании и не потребовать от власти полностью перейти на свободные цены? А потому, что это вызовет бурю негодования у правительства: поправками можно изобразить маленькое "тяв" и в случае смены власти напомнить о своем активном сопротивлении тотальному администрированию и противоестественному клонированию рынка и социализма.

ДЕТИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Бурную дискуссию вызвало предложение о повышении льготирования уровня дохода на содержание детей и иждивенцев - с двух минималок до пяти в месяц. По мнению Нарышкина, это "будет способствовать улучшению демографической структуры общества, которая давно уже оставляет желать лучшего". Сегодня эта сумма составляет 28.500 рублей (около $20). Минфин грудью встал на защиту доходной части бюджета. Он твердо отстаивает только $9 льгот для детей и иждивенцев. Вполне логично предложение одного из авторов законопроекта: "Если вы предлагаете льготы, предложите и источник получения средств". Но ведь и правительство, и Лукашенко ратуют за социально ориентированную экономику. О каких суммах идет речь? Детей до 18 лет и иждивенцев около 3 млн. Допустим, что среднемесячный доход составляет $70, а размер подоходного налога в годовом исчислении - $126 при ставке 15%. По сценарию власти льгота на одного ребенка в рублевом эквиваленте не должна превысить $16 в год. По версии председателя комиссии по экономике, бюджету и финансам СР Татьяны Быковой, льготы должны составить не менее $36 на ребенка и иждивенца в год. Таким образом, максимально возможная цена поправки составляет около $60 млн. Это предельная сумма, потому как большинство населения платит подоходный налог по ставке 9%. На содержание финансовых и налоговых органов приходится в год около $44 млн. в рублевом эквиваленте, на милицию - $95 млн., не говоря уже о вечно "голодном" сельском хозяйстве, которое поглощает около $300 млн. Финансовая помощь бюджетам других уровней превышает $600 млн. в год. Доходы по подоходному налогу на 2001г. запланированы в объеме около $50 млн. В 2000г. 277 тыс. налогоплательщиков заплатили по декларациям 800 млн. рублей, т.е. около $1 млн. Львиная доля этого налога в целом по стране платится при выдаче зарплаты. Поэтому цену "детской" поправки можно смело сокращать вдвое и не хвататься за голову в истерике, мол, нет ресурсов.

Денег действительно не хватает, но $36 в год вряд ли окажутся тем решающим фактором, который будут принимать во внимание молодые пары при планировании семьи. Эта льгота нужна самым бедным и малообеспеченным. Лоббировать интересы семьи у нас некому, поэтому, рассуждая в рамках существующей налоговой нагрузки, авторы законопроекта наотрез отказались принимать поправку о детях. Рассуждения властей понятны: планирование семьи - ваша обязанность. Ребенок - это дорогое удовольствие, на которое надо заработать. Поэтому мы льгот давать не будем.

КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС ЧЕРЕЗ НАЛОГОВУЮ ПРИЗМУ

Не менее интересная ситуация складывается с жильем. По мнению разработчиков законопроекта, не подлежат налогообложению "одноразовые безвозмездные субсидии, предоставляемые… на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий". Нарышкин возмутился и предложил не ограничиваться только очередниками. А что делать человеку, который решил построить квартиру своим детям? Получил ссуду - заплати налог, как с дохода? Явная дискриминация, не развивающая рынок жилья и создающая трудности на рынке труда. Мобильность рабочей силы с предложенными властью нормами не повышается. С одной стороны, строительство - это приоритет, с другой, если строит не государство, а частное лицо - к ноге его, в унизительную очередь длиною чуть ли не во всю жизнью. В полемике вокруг этой поправки звучал тезис о недопустимости стимулирования спекулятивного строительства жилья. Одни будут владеть десятком квартир и иметь с этого льготы (это по данной ущербной логике), а другие могут рассчитывать только на бюджетное финансирование. Во всем мире рынок жилья - такой же рынок, как и продажа пирожков и автомобилей, разумеется, со спецификой недвижимого товара. Вмешательство в данный сегмент рынка приводит либо к резкому буму строительства, который затем оборачивается крупным обвалом (когда льготируются факторы производства), либо к потере потребительских качеств старого жилья, либо к массовому строительству некачественных, недолговечных "коробок". В ментальности белорусского чиновника индивидуальные расходы на строительство, образование, охрану здоровья не считаются инвестициями. Робкие попытки Нарышкина и Быковой добиться цивилизованного отношения к частным инвестициям пресекаются упертой логикой: в бюджете нет денег. Льготы положены только под госпроекты. Наверное, слишком косметичны предлагаемые поправки и слаба аргументация. К открытому вызову навязываемым идеологическим рамкам и целевым установкам власти экономисты из СР и палатники явно не готовы.

СНЯТЬ ДЕНЬГИ С НАРОДНЫХ ПРИВАТИЗАТОРОВ

В начале 90-х белорусам раздавали акции госпредприятий по льготным ценам, запретив их свободное обращение. Народ через несколько лет готов был функционально сравнить их с обойной или другой бумагой. С 1 июля начинается свободная продажа этих акций. Конечно, номинальная цена тогда и сейчас - разные вещи. Порядка индексации пока не существует. Фондовый рынок, как пятое колесо в телеге рыночного социализма, жестко подавлен. Нарышкин предложил льготировать "доходы от продажи акций и облигаций эмитентов-резидентов Республики Беларусь (за исключением остальных видов ценных бумаг)". По мнению комиссии по экономике, бюджету и финансам, "введение данной нормы позволит устранять достаточно распространенную практику совершения операций купли-продажи ценных бумаг по цене намного ниже либо равной номинальной стоимости в случаях, когда реальная цена продажи и соответственно доход граждан может быть намного выше". И в белорусской антирыночной среде, оказывается, спекулируют. У государства нет и объективно не может быть инструментов и механизмов осуществления контроля за каждой сделкой по ценным бумагам. Озвученная Нарышкиным поправка вновь вызвала бурное неприятие. Палатники вслед за минфиновцами готовы отдать этот вопрос на откуп правительству.

В рассуждениях представителей исполнительной власти, палаты и СР не было желания отстаивать интересы белорусского фондового рынка, пусть даже пребывающего сегодня в зачаточном состоянии. И те, и другие допускают продажу акций гражданином точно так же, как продажу ненужной бабушкиной дачи в деревне: продал и забыл. Тут не то что льготы - налоги ввести нужно да повыше. Речи о том, чтобы на время формирования фондового рынка вообще снять налоги на операции с ценными бумагами (чтобы, в конце концов, определить, какие из них реально ценные), дабы привлечь внутренних и внешних инвесторов и предоставить возможность компаниям получать ресурсы, нет и в помине. Власти не решаются даже освободить от налогов продажу гражданами собственных акций. Споры между СР, палатой и правительством выглядят легкой перебранкой нежно любящих друг друга единомышленников.

В общем, весной следует ожидать горячих баталий. Апрельское обсуждение экономических законопроектов раскроет все карты и потенциал тех игроков, которые громко заявили о намерении сделать нашу жизнь лучше и богаче. Вот так, мелкими шажками, Беларусь, возможно, и вползет в рынок к 2020г. Директорат вправе рассчитывать на более энергичное лоббирование своих интересов, а не просто на перечисление пожеланий на рабочих совещаниях.
Добавить комментарий
Проверочный код