Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№1 (267) 08 января 2001 г. Тема недели

БОРЬБА ЗА ТО, ЧЕГО НЕТ

08.01.2001
Алексей ДЕМЬЯНОВ

Скандалы, связанные с переделом собственности в сфере СМИ, для Беларуси в диковинку. На память приходит только отключение в 1996г. от эфира белорусскоязычной радиостанции “Радио 101,2” в связи с тем, что ее вещание якобы мешало осуществлению спецсвязи.

"Радио 101,2" не выносили предупреждений, не арестовывали банковский счет, а просто отключили. Однако “помехи” не помешали спустя несколько месяцев открыть на той же частоте новую радиостанцию для “правильной” молодежи, учредителями которой стали БПСМ и Госкомитет по делам молодежи.

Бесспорно, власти закрыли "Радио 101,2" по политическим мотивам накануне приснопамятного ноябрьского референдума 1996г. С телекомпанией же, в эфире которой транслировались бесконечные развлекательные программы, разбавленные полуофициальными выпусками новостей, произошло нечто иное. Сегодня она продолжает существовать как полноправное юридическое лицо - ЗАО “8 канал”, но не имеет возможности выходить в эфир и передавать свой сигнал в кабельную сеть города. Если с “Радио 101,2” было найдено техническое обоснование отстранения от эфира, то в случае с “8 каналом” официальный мотив отказа не ясен. Лицензия, выданная телекомпании, дает ей право вещать, но требует ежегодного перезаключения договора на аренду передатчика с Минсвязи. На 2001г. договор не был продлен, и на восьмом частотном канале 1 января вышел в эфир канал “СТВ”. При двух важных обстоятельствах: минский областной узел радиовещания и телевидения официально уведомил "8 канал" об отсутствии на 1.12.2000г. задолженности за распространение сигнала, а для новой телекомпании еще существует свободная частота в метровом диапазоне, пригодная для вещания.

Ясно другое: подобные решения принимаются не на уровне Минсвязи или Мингорисполкома, а гораздо выше. И это при том, что в свете приближающихся президентских выборов внешнее давление на белорусские власти усилится, и произошедшее дает противникам Лукашенко новый аргумент, доказывающий дискриминацию независимых СМИ: от эфира отстранили единственный независимый минский городской канал. Канал, в программе которого, повторим, какие-либо политические акценты просто отсутствовали.

ЧИСТО ИЗ-ЗА ДЕНЕГ

То, что произошло с телекомпанией "8 канал", более всего напоминает классическую операцию по вытеснению с рынка конкурентов. В этой связи любопытно появление в составе учредителей "СТВ" СП "Космос-ТВ", специализирующегося на ретрансляции закрытых телеканалов в абонентской сети (в Минске у нее более 10 тыс. абонентов). Выбор городских властей удивляет. "Космос-ТВ", которое заполучило в ЗАО "Столичное телевидение" долю в уставном фонде в 29%, не производит собственные телепродукты, а дальнейшее его развитие явно стеснено по крайней мере двумя обстоятельствами. Технология аналогового вещания давно уже проигрывает цифровому как по качеству, так и по спектру предоставления дополнительных возможностей. Кроме того, на увеличении числа абонентов сказывается высокая стоимость услуг канала, несмотря на то, что размер платы в долларах по курсу Нацбанка остался прежним.

В такой ситуации СП приняло решение "уйти в кабель", запустив в ноябре прошлого года первую очередь кабельной сети "Космос ТВ", охватывающую 6 тыс. квартир в минском микрорайоне по ул. Воронянского и Чкалова (к 2004г. компания рассчитывает полностью охватить Минск своей сетью). Между тем, судя по имеющейся информации, СП за все время своего существования практически не выплачивала дивидендов одному из своих учредителей - госпредприятию "Республиканский радиотелевизионный передающий центр", размер инвестиций которого в уставной фонд СП, по официальным данным, составил $400 тыс.

Еще один участник "Космос ТВ" - американская оффшорная фирма "Интернешнл телселл. Инк" специализируется в основном на перепродаже телечастот. Так вот, по всей видимости, СП, которое никогда ранее не пользовалось благосклонностью городских властей (по сути, это конкурент городскому кабельному телевидению "Минские телевизионные информационные сети", которое работает уже более 10 лет), на этот раз заручилось поддержкой Мингорисполкома по следующей схеме: "американские" инвестиции в "СТВ" ($200 тыс. по курсу НБ РБ) в обмен на возможность создания в городе собственных кабельных сетей и освобождение отчислений на развитие городских телекоммуникаций. Так или иначе, но "Космос ТВ" устраняет конкурента, получив при этом технически подготовленную для вещания систему, часть которой, кстати, до сих пор принадлежит "8 каналу". Вполне перспективное дело: Минску до "телевидения для богатых" (а именно такова концепция "Космос ТВ", даже с учетом ее более дешевого кабельного телепакета) созревать еще долго.

В этой истории есть еще один пикантный момент. Затеянный городскими властями передел эфира - проект весьма затратный, а ко всему прочему нынешний потенциал "СТВ" явно не дотягивает до уровня "8 канала", не говоря уже о вполне высокотехнологичном Ren-TV. В ситуации, когда инициаторы появления "СТВ" в эфире до недавних пор прикрывались навязываемый Лукашенко идеей создания БТ-2, горисполкому ничего не остается, как уже сегодня готовится к "разводнению" своей 71%-ной доли в "СТВ" за счет, например, того же "Космос ТВ". И подыскивать иностранного инвестора для перепродажи своего "проамериканского" детища другому иностранному инвестору, тому же Ren-TV.

ЧИСТО ЧАСТОТА

Между тем, нынешняя борьба, вдруг возникшая за частоту в метровом диапазоне, имеет прямое отношение к многолетним мучительным потугам властей по созданию второго национального телеканала. По всей видимости, инициаторы акции по отлучению "8 канала" от эфира рассчитывали на перехват инициативы у своих конкурентов. Борьба между конкурентами (с одной стороны, группы бывшего замглавы президентской администрации Ивана Пашкевича, с другой - группы нынешнего замглавы администрации Владимира Заметалина и председателя НГРТК Виктора Чикина) обострилась после назначения последнего руководителем белорусского телевидения и ухода Пашкевича из администрации. Наблюдатели посчитали, что Заметалин выиграл кулуарную борьбу (в чем, собственно, недавно публично признался сам Пашкевич), пролоббировав новое назначение Чикина в начале августа прошлого года.

В свое же время бывший главный городской идеолог активно пробивал появление в телевизионном эфире новостей о жизни Минска, производимых телекомпанией, учрежденной самими же минскими властями. Выбор был невелик: в эфире работал только "8 канал". В марте прошлого года программа "СТВ 24 часа" под руководством Новикова (по отзывам специалистов, мягко говоря, не всегда соответствовавшая стандартам качества телепродукции) появилась в эфире. После назначения Чикина на пост руководителя НГТРК "СТВ" начинает выходить в эфире БТ-1 со своими новостями уже пять раз в неделю.

Регулярное появление в эфире "СТВ 24 часа" с его выпусками, "похожими на новости", тем не менее зарекомендовали Чикина как способного чиновника-администратора, который в цейтнотной ситуации может выполнить любое указание сверху. Новиков же предстал как обязательный, но начинающий телепроизводитель. А появилась столь перспективная телесвязка не так давно. Напомним, что более года назад Мингорисполком предпринял безуспешную попытку выпуска собственных телевизионных новостей. Проект еще в 1999г. поручили реализовать структурному подразделению МТИС компании "Столица", выделив ей на развитие порядка $100 тыс. Затея с треском провалилась. И уже в 2000г. учрежденному Мингорисполкомом "Агентству печати "Минск-новости" было поручено возобновить работу по созданию столичной телекомпании, впоследствии - ЗАО "СТВ". Ответственным назначили все тот же тандем - Чикин-Новиков.

Судя по всему, нынешние события - это новый виток перипетий вокруг несуществующего БТ-2, с той лишь разницей, что прежний куратор грандиозного проекта Заметалин, от которого Лукашенко потребовал реализовать его в течение I квартала 2001г., благоразумно поделился "полномочиями" с председателем Мингорисполкома Минска Павловым. Ведь в окружении Лукашенко прекрасно понимают: чтобы не попасть под раздачу, надо создать хоть что-нибудь. Вот Новиков, решивший свою проблему на новогоднем приеме у президента, это прекрасно понял, поэтому уже и не скрывает: его прежние амбиции по превращению "СТВ" в БТ-2 с последующим перемещением в кресло его руководителя - уже нереальны. Слишком дорого. К тому же, как выяснилось, у Новикова обнаружились влиятельные недоброжелатели, хорошо знакомые с его бурным карьерным прошлым.

А вообще-то телепотуги белорусских властей забавляют. Летом 2000г. Лукашенко заявил, что БТ-2 будет создано непременно на "8 канале". Потом два идеолога, Пашкевич и Заметалин, не поделили между собой место "посадки" БТ-2: то ли "8 канал", то ли российский канал "АСТ-Прометей". Затем заметно укрепившаяся тройка Заметалин-Чикин-Новиков предложила альтернативный вариант с "отжиманием" от эфира вполне рейтингового "8 канала". В итоге "8 канал" поделился с государством не только своим основным продюсером (напомним, что нынешний генпродюсер Национального телеканала Егор Хрусталев начинал реформировать "8 канал"), но и частотой.

Развитие событий обещает быть не менее захватывающим.
Добавить комментарий
Проверочный код