Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№1 (267) 08 января 2001 г. Политика

НОВОСЯД ГОТОВИТ РЕВОЛЮЦИЮ

08.01.2001
Виктор МАРТИНОВИЧ

Депутат ПП НС Владимир Новосяд начал работать над поистине революционным законопроектом. Речь идет о поправках в регламент Палаты представителей, которые могут превратить этот орган во вполне дееспособную ветвь власти. Сейчас Новосяд собирает предложения от комиссий и депутатов. После их систематизации законопроект о внесении изменений в главный документ, регламентирующий работу ПП НС, поступит на рассмотрение весенней сессии.



То, что Палата представителей - орган бесправный, можно понять, внимательно ознакомившись с Конституцией. Впрочем, если бы ограничения полномочий депутатов, прописанные в Основном законе, были единственным сдерживающим фактором, портрет палаты был бы совершенно другим. По большому счету, положения, содержащиеся в Конституции, очень абстрактны. Помимо усложненной процедуры импичмента, никакой конкретики в плане сужения полномочий народных избранников в ней нет. Основное количество норм, превращающих депутата нижней палаты в абсолютно бесправного чиновника, содержится в регламенте. Регламент этот принимался специально под депутатов ПП НС 1-го созыва. Основным оправданием его жесткости было то, что парламент был непрофессиональным и подавляющая масса депутатов совмещала работу в Овальном зале с другими должностями. Однако ПП НС-2 является органом профессиональным. Так во всяком случае заявлено. А потому депутаты хотят больше полномочий для себя.

По действующей редакции регламента роль депутата нижней палаты сводится к фактически беспрекословному принятию законопроектов, внесенных президентом и Советом министров (что, в сущности, одно и то же). Депутаты фактически лишены права законодательной инициативы. То есть в принципе депутат или депутатская группа может выступить с собственным законопроектом, однако он поступит на рассмотрение сессии лишь в том случае, если не требует внесения изменений в расходную часть республиканского бюджета. "Это нонсенс, - считает Владимир Новосяд. - Ведь любой законопроект так или иначе касается республиканского бюджета". И если для исполнения нового законопроекта необходимы изменения в бюджет, то до его вынесения на рассмотрение депутатов нужно провести сложную процедуру согласования. По словам Новосяда, эта процедура в отдельных случаях может длиться до трех месяцев. Шанс, что ни одна из многочисленных структур, сквозь которые должен пройти законопроект, не выскажет нареканий, очень невелик. А потому законодательная инициатива, которой якобы обладают депутаты, мифична. Однако это далеко не единственная сужающая полномочия депутата ПП НС норма.

Представители нижней палаты не имеют права формировать делегации для визитов за рубеж, вносить изменения в законопроекты, вынесенные на их рассмотрение центром законопроектной деятельности администрации президента. Более того, они не властны самостоятельно решать, чем им заниматься. Повестку дня сессии формирует и утверждает верхняя палата, сплошь состоящая из "вертикальщиков". Словом, депутат не может ничего.

Впервые о необходимости менять регламент заговорили в ходе первых двух недель работы ПП НС 2-го созыва. Депутат Анатолий Красуцкий, объясняя свое желание сохранить пост председателя постоянной комиссии по госстроительству, заявил о том, что изменения в регламент - в числе его первоочередных задач. Красуцкий выборы проиграл и был направлен на должность заместителя председателя международной комиссии. Но идея осталась жива. Желание изменить регламент Новосяд объясняет своей работой в комиссии, которая имеет к этому самое непосредственное отношение (госстроительство и регламент). В связи с тем, что из пяти членов комиссии только два (он и председатель) работают на постоянной основе, работу по совершенствованию главного документа ПП НС поручили ему. По словам Новосяда, он намерен лично добиваться расширения прав депутата в плане законодательной инициативы и упрощения процедуры согласования законопроектов. Ожидается, что каждая комиссия до 10 января вышлет свои предложения по совершенствованию регламента. Затем будет составлена таблица поправок, и документ станет дожидаться второй сессии.

Процедура принятия изменений в регламент сложнее, чем внесение дополнений в обычные законопроекты. Прежде всего депутатам придется определиться с тем, какой характер будут носить предложенные дополнения, - постоянный или временный. По словам Новосяда, наиболее вероятно, что депутаты примут его лишь на ограниченный срок. Дело в том, что среди народных избранников еще жива вера в то, что президент исполнит свое обещание и расширит существующие полномочия депутатов ПП НС путем внесения изменений в Конституцию. Регламент тогда придется менять еще раз, что будет сложнее, если принять его в постоянной редакции.

Вероятность того, что изменения в регламент все же будут приняты, достаточно велика. Настроения среди депутатов, избранных в ПП НС на второй срок, весьма неоднозначны. За исключением тех людей, которые имеют в палате статус "личный друг президента", все заинтересованы в том, чтобы законодательный орган приобрел хотя бы формальные признаки нормальной ветви власти, являющейся противовесом исполнительной "вертикали". То, что для работы над совершенствованием законопроекта выбран межсессионный период, добавляет ему живучести. У противников расширения полномочий и защитников позиции президента значительно меньше возможностей для консолидации и проведения кулуарных консультаций. Вполне возможно, что следующая сессия ПП НС пройдет уже по другому регламенту. Суть игры в совершенствование законов не изменится. Изменятся ее правила.
Добавить комментарий
Проверочный код