Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№1 (267) 08 января 2001 г. Экономика

ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ белорусской экономики на стыке тысячелетий

08.01.2001
Леонид ЗАИКО

№ 1 [267] от 08.01.01 - Белорусская экономика напоминает чемодан с двойным дном и без ручки. Парадоксов в ней хоть отбавляй, но мы сами их творим, периодически наступая на одни и те же грабли, аккуратно разложенные на одном и том же месте.

5,5% РОСТА ВВП ПРИ 197% ИНФЛЯЦИИ

Так было и в ушедшем году. Стабилизировали денежную единицу, резко увеличили импорт и стали сдавать позиции на внешних рынках. Что пожелает в новом году руководство тракторного завода своим рабочим, когда треть произведенных ими тракторов за границей не нужна? Почему белорусы купили продовольствия в этом году больше, чем в прошлом, на 11%, а мыла - на 21% меньше? Ведь когда больше ешь, чаще моешь руки. Почему мы радуемся стабилизации рубля при 197% инфляции за 11 месяцев года? Вот и ответь на эти вопросы, если ты экономист, а не психиатр.

Ну а теперь к делу. Макроэкономическая ситуация в Беларуси образца 2000г. значительно отличалась от года предыдущего. Во-первых, есть более или менее стабильный обменный курс, правда, при валютных резервах недельного импорта, что крайне мало: обрушить нашу денежную единицу при желании ничего не стоит. Во-вторых, импорт растет быстрее экспорта, что всегда свидетельствует об ухудшении положения национального производителя. В-третьих, рост реальных доходов домашних хозяйств опережает показатели ВВП, что также дает основания сомневаться в правильности решений полисимейкеров.

Особое значение в проблематике 2000г. имеет инфляция. Белорусское руководство убедилось, что монетарная политика - это одновременно и инфляционная политика при "мягком" варианте удержания денежной базы в ограниченных рамках. Очень хорошо, что подобные уроки успешно пройдены. Следующий урок посвящен изучению влияния роста издержек на уровень цен. Особая специфика этого урока - отсутствие нормальной внутренней конкуренции и неразвитость рыночных отношений как таковых. По этой причине правительство будет ломать голову, придумывая различные ценовые схемы, которые должны имитировать рыночные процессы, и соответствующие ценовые пропорции. Эта чудовищная задача решалась в условиях социализма 70-80-х гг., но тогда мы думали, что иного и быть не может.

Сейчас есть политики, призывающие производить убыточные товары, выгодные части населения. Так формируется экономика для бедных, когда субъекты-производители экономики для бедных сами никогда не будут богатыми. Их будут финансировать другие, "нормальные" производители и "богатые" потребители.

Конечно, объективных (кроме прошедших и грядущих выборов) политических причин для столь быстрого роста зарплаты не было и нет. Однако надо отдавать себе отчет в том, что в конечном итоге мы будем расплачиваться убытками в масштабе всей экономики. При более или менее устойчивом обменном курсе наблюдается инерция инфляционных ожиданий, которая повсеместно закладывается в цены. Будь у премьер-министра хоть семь пядей во лбу, ничего поделать нельзя. Инфляция издержек перекроит планы и прогнозы, заставит просто наблюдать за ростом цен. Если перейти на "ручное" управление ценами, придется делать бедными наши предприятия.

В целом прирост ВВП в минувшем году оказался выше, нежели в 1999г. Однако 5,5% при нейтральном инвестиционном развитии является временным решением проблем развития. Это не перспективный, не "здоровый" рост, а количественное увеличение за счет ускоренного роста потребления. Получается так, что создали новых товаров и услуг на 5,5% больше, а на внутреннем рынке население купило товаров на 8% больше. Это означает только то, что мы искусственно стимулируем импорт. Заметим, что валюты у нас для этого нет.

Изменение общей макроэкономической ситуации внешне пока не затрагивает саму промышленность или сельское хозяйство. Общая траектория развития белорусской промышленности представлена на рис. 1.

После относительно "мягкой" ситуации лета к осени возникли трудности с устойчивым сбытом продукции, что сказалось в первую очередь на объемах товарных запасов. Пока министры и директорат отчитываются за выполнение прогнозных показателей, увеличение неликвидной продукции не представляет основной угрозы для руководителей отраслей и регионов. Ситуация постоянно ухудшается, но пока не приняла угрожающего характера.

Самый "удачный" показатель по сравнению с 1999г. - инфляция. Без учета последней недели декабря в 2000г. цены выросли в 2,1 раза.

Теперь посмотрим на сбалансированность нашего роста. По существу 2000г. - период раскрутки импорта (понятно, что цены на нефть нас наказали), за которым едва поспевал экспорт. В этой гонке показателей мы потащили вверх доходы домашних хозяйств (+16%), но население купило товаров всего на 8% больше. При этом собственных потребительских товаров мы произвели больше всего на 3,1%. Получается, что помогаем "делать деньги" иностранным производителям, но не национальным. Как же тогда назвать проводимую экономическую политику? Соответствует ли она нашим национальным интересам? Кстати, почему молчат директора промышленных предприятий, союзы предпринимателей и иные корпоративные объединения? Чего ждут? Скорее всего, просто не понимают, что происходит в макроэкономике, живут одним днем, причем вчерашним.

ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА: НОВАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ?

Важным событием в жизни домашних хозяйств стала новая политика стимулирования доходов, которая привела к их 16-процентному реальному росту. Это произошло не сразу, и понять специфику ситуации можно, сравнивая траекторию потребительских расходов прошлых лет и 2000г. Это можно сделать на основании представленных Минстатом данных об объемах товарооборота. Итак, посмотрим, чем отличался последний год тысячелетия .

Вопрос не в сезонных колебаниях, а в том, что с марта по июль у нас "заваливался" спрос. Дело тут, скорее всего, в отсутствии денег у населения. Обратим также внимание, что до августа стремительно росла задолженность по зарплате. Если бы не были приняты правильные и жесткие меры, то мы могли вообще загнать в тупик внутренний рынок. Сейчас этого уже не произойдет, хотя рост покупок населения заметен в основном по продовольственной группе товаров (+11,3%). Связать это с улучшением питания довольно сложно, поскольку цены в продовольственных магазинах, особенно на колбасы, качественные виды рыбы, кондитерские изделия для многих уже стали запредельными. Цены на алкоголь также выросли: за 11 месяцев приобретено спиртных напитков на 9% меньше. Будем считать это положительной тенденцией, хотя Минфин думает иначе: снизилось поступление акцизов.

Как сказалась ценовая ситуация на поведении потребителей? В Беларуси это можно отследить по объему покупок на свободных рынках и в магазинах. Так вот, на рынках наши домашние хозяйства не увеличили свою потребительскую активность - прироста покупок нет.

Обратим внимание и на то, что стали покупать и что перестали приобретать наши домашние хозяйства в течение 2000г. Население стало больше покупать одежды, белья, трикотажа (на 11-16%). Особенно впечатляет прирост покупок тканей всех видов - на 34-48%. Зачем людям столько материи? Решили обшивать себя сами? Возможно, это связано с высокими ценами на готовую одежду и вывозом тканей за пределы республики.

Одновременно зафиксировано резкое падение сбыта телевизоров (на 33%), что показывает реальное положение дел. При зарплате бюджетников в $40 деньги на новый телевизор можно собрать не менее чем за полгода. Если при этом не питаться совсем, но, как мы отметили, продовольствия народ приобрел на 11,3% больше.

Весьма симптоматично снижение на 21% покупок мыла и синтетических моющих средств, хотя чище мы не стали. Показатель более экономного типа поведения - снижение потребления услуг на 2,5%. Таким образом, мы можем сделать вывод о несколько запоздалом решении об увеличении доходов занятых в бюджетном секторе. С другой стороны, имеет место неравномерный рост доходов. Что бы ни придумывало правительство, в конечном итоге банкиры зарабатывают по 150 тыс. рублей, а работники культуры - по 50 тыс. И так каждый год.

ИНТЕРЭКОНОМИКА: ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Как уже отмечалось, самые высокие показатели оборотов - в сфере внешнеэкономической деятельности. Впереди пока импорт, и за два месяца до конца минувшего года негативный чистый экспорт составлял минус $923,5 млн. То, что за год негативное сальдо торгового баланса превысит $1 млрд., сомнений не вызывает.

В стоимостном отношении и импорт, и экспорт значительно выросли. По сравнению с прошлым годом страна экспортировала товаров на $1,3 млрд. больше. При этом экспорт в Россию возрос на полмиллиарда, но импорт стал больше на $1,6 млрд. Понятно, что цены играли решающую роль в изменении объемных показателей.

Однако есть и новые проблемы. Мы экспортировали на 6% меньше калийных удобрений, в 4 раза сократились покупки их в странах СНГ. Получается, что на постсоветском пространстве калийный рынок, по существу, потерян. Это угрожающий симптом. Вдвое снизились продажи тракторов на рынках вне СНГ, а их общий экспорт упал на 32%. Реально в два раза меньше стали покупать за рубежом наши шины для грузовых автомобилей. Это тревожные сигналы от внешних рынков, что требует быстрой реакции властей. Страна незаметно для общественного мнения вползает в период падения экспорта, роста импорта, увеличения рисков для национального производителя. Новым явлением становится рост угрозы вытеснения иностранными производителями национальной промышленности на внутренних рынках. Это относится к продовольствию, целлюлозно-бумажным изделиям, мебели, продукции химической и легкой промышленности...

Каких тенденций следует ожидать в 2001г.? Прежде всего начнет более жестко работать спираль "заработная плата - цена", что усложнит экономическое положение многих предприятий и будет способствовать объективному процессу роста цен. Правительство попытается вернуться к ценовому регулированию, что подорвет финансовое положение предприятий. Однако именно они и могут быть принесены в жертву. С другой стороны, рост числа предприятий-банкротов дает больше шансов для их дешевой приватизации в пользу как местной, так и российской номенклатуры, а это - хороший подарок в первом году нового столетия.

О ГЛАВНОМ

Итак, к концу года страна достигла успешных результатов по ряду основных макроэкономических показателей. Главной проблемой следующего года должна стать конкурентоспособность белорусской экономики.

Президент и правительство пытаются наверстать время для внешнего исправления ошибок, нанесших жестокий удар по положению домашних хозяйств и уровню жизни населения. Причиной ошибок был курс на использование "дешевых" денег в финансировании строительства и кредитной эмиссии для сельского хозяйства. Раскрутившаяся в результате этого инфляция вернула доходы населения на 6 лет назад. Этого по политическим причинам допустить нельзя, поэтому на очереди - новый виток популизма. Именно по этой причине предприняты поспешные попытки повысить доходы "чувствительных" в электоральном поведении групп выборщиков: бюджетников, интеллигенции, представителей сферы культуры и образования.

Гиперкомпенсация делается на явно негативном фоне. Растут цены на нефть, увеличивается отрицательное сальдо торгового баланса. В результате снижается стабильность и без того слабого рубля. Все действия правительства и полисимейкеров чрезвычайно опасны для макроэкономического равновесия. В таких условиях возрастает опасность обвала рубля и дестабилизация ценовой ситуации, что будет непосредственно связано с социально-политической ситуацией. Боязнь правительства поднимать цены, что является естественным процессом при данном варианте макроэкономической политики, приведет к перманентному субсидированию жилья, общественного транспорта и убыточных предприятий. Усилится напряжение в бюджетном секторе, точнее, в своевременном финансировании статей расходов государственного централизованного и местных бюджетов.

Чем можно пожертвовать? Скорее всего, местными бюджетами, что даст возможность расправиться с начальниками на местах. Такого рода акции устрашения имеют смысл накануне выборов и выстроят "вертикаль" по стойке смирно.

Особую важность приобретает проблема внешней поддержки финансовой системы, т.к. объективно нагрузка на банковскую и денежную систему будет последовательно возрастать. Договоренности с Россией по развитию валютного союза могут стать формальным поводом для новых просьб о поддержке белорусского рубля. А значит, у Москвы появятся дополнительные рычаги влияния на белорусский электоральный процесс. Она сможет реальной влиять и, более того, при желании поставить режим Лукашенко на грань банкротства. Именно по этой причине должны быть готовы сценарии новых угроз и рисков для белорусско-российских отношений. Запуск таких акций даст возможность шантажировать Кремль в той или иной форме ради получения искомой материальной поддержки.

В целом алгоритм предвыборной кампании власти будет строиться на стимулировании доходов работников бюджетной сферы, создании оптимистической картины роста уровня жизни и ограничении инфляции административными мерами. Все остальные задачи и цели в экономической сфере являются второстепенными и малоэффективными. Главная цель власти – выиграть электорат, и такой выигрыш может быть куплен в рассрочку1. Властью, но не ее оппонентами.



1 Оплачивать придется внешним политическим инвесторам. Для более уверенной ситуации на 2001 год власти потребуется около $300-400 миллионов. Эта сумма может быть ориентировочной для поддержания усилий по консервации нынешних властных элит Беларуси.
Добавить комментарий
Проверочный код