Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№50 (266) 26 декабря 2000 г. Общество

ОДИН ПРОЕКТ ВЕКА НА ДВОИХ

26.12.2000
Ирина МАТЯС

№ 50 [266] от 26.12.00 - Талантливый тандем Цеслер & Войченко на грани тысячелетий. Этот дуэт художников-дизайнеров, пожалуй, самый звучный и значимый в нашей стране. У них более 30 общих побед на двоих, первую из которых - серебряную медаль Международного конкурса плаката (София, 1977г.) - они заработали еще студентами, последнюю (спецпремия Московского международного фестиваля рекламы) - в нынешнем году. И хотя за более чем 20 лет совместной работы их стали воспринимать как нечто единое, вопрос, как удается двум талантливым людям работать вместе, преследует их всю жизнь.



Мы разговаривали в их маленькой мастерской, которая одновременно служит Владимиру Цеслеру квартирой. Сергей Войченко тоже не обременен шикарным жильем - двухкомнатная "хрущевка" досталась ему в наследство от мамы. Некоторые семейные традиции в их занятии прослеживаются: у Сергея дед в свое время был советником Коллонтай по вопросам культуры, после занимал должность директора художественного фонда СССР. У Володи профессию художника выбрал для себя дядя, работавший в Москве, а потом уехавший в Нью-Йорк. У них один ребенок на двоих - 16-летняя дочь Сергея Войченко Карина и множество планов на будущее. Их возраст не воспринимается как нечто статичное: 49-летний Цеслер и 44-летний Войченко по количеству и качеству сделанного должны быть старше, по состоянию души и легкости общения - значительно моложе.

Они жадно впитывают все новое, с благодарностью хранят в себе опыт предшественников, воплощая в жизнь не только собственный багаж знаний и умений, но и материализуя восхищение чужим талантом ("Проект века. 12 из ХХ"). Они покоряют любой осязаемый и виртуальный материал, приглашая его в соучастники творческого процесса. Сфера их интересов, кажется, не имеет границ (реклама, графика, промышленный дизайн, book-art и body-art, скульптура и объект) и не признает такого знака препинания, как точка.

Справка. Работы Цеслера и Войченко находятся в музеях плаката Латвии, Щвейцарии, Германии, Японии, Финляндии, США, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Государственном художественном музее им. Пушкина в Москве.

ПРОЕКТ ВЕКА. ПОСТФАКТУМ

- Говорят, коллекцией "Проект века", объединенного универсальной формой яйца и посвященного лучшим художникам ХХ века, вы занимались четыре года.

В.Ц.
- Фактически, да. Одновременно мы рисовали картины, зарабатывая деньги на выполнение проекта - это очень дорогостоящие технологии.



С.В
. - Одно яйцо делали быстро, другое - долго. Дали - чума! Яйцо Дали, покрытое золотом, не хотело поддаваться. Необходимо было тончайшее литье, чтобы получить идеально гладкую поверхность, а получалось все с порами, с дырами. Литейных производств масса, а отлить яйцо без капли, без дырочки - невозможно. Зато "порядка" на заводах сверх меры - когда я забирал яйцо на военном заводе, кладовщику не лень было выписки делать - по ГОСТу вот столько дырочек на один квадратный сантиметр положено! В итоге с этими дырочками и заводами мы выкинули на ветер 700 или 800 долларов. Зато мы сделали важный вывод - не надо обращаться на заводы, есть частники, которые сделают все лучше, отлив металл даже не в специальную силикатную форму, а просто в землю. И цены у этих мастеров смешные по сравнению с теми, что назначали нам на заводах.



- Вы называете этот проект коммерческим...

С.В.
- Мы предусматриваем возможность продажи коллекции. Но это вторичная цель. Главное - твоя гражданская цель, позиция, дань уважения людям, которые сделали тебя таким, какой ты есть. Мы росли на Вазарели, на Модильяни, нам близко их творчество, поэтому и сделали такое посвящение. Возможно, кто-то считает, что мы слишком громко назвали этот проект, но ведь никто другой за него и не взялся, потому что "А где здесь Я? Как это - Я просто заимствую форму?" Так что эта громкость оправданна. А по сравнению с теми двенадцатью, мощью их таланта это название - просто обычное словечко!



- Уже были предложения купить коллекцию?

С.В.
- Да. Но мы пока не пошли на это, потому что хотим ее еще повозить. А тот человек, нам показалось, просто хотел заработать деньги.



- На каких условиях продаются подобные коллекции?

С.В.
- По контракту можно делать до 8 авторских копий, цены на которые не будут ниже первого варианта. Второй момент - коллекция "Проект века" должна иметь одну цену, отдельные ее экземпляры - другую.



- Это дорогой проект. Как вы все перевозите? С охраной?

В.Ц.
- Что ты, какая охрана? Перевозки - это отдельная история. В Минкульте нам честно оформили все документы, скрепив их штампом СССР. Едем на микроавтобусе в Голландию. На таможне спрашивают, что везем и сколько стоит? Я говорю: точно не знаю, в страховке написали - $25.000. В ответ: значит, эту сумму вы должны оставить на границе в залог. Откуда мы, мол, знаем, что вы ее там не продадите - штамп-то липовый, государства такого нет. Что делать? Я выбрал немца в очках, с интеллигентным лицом и начал ему издалека рассказывать историю создания коллекции. Помните, в ней есть сделанное из гвоздей яйцо, посвященное Гюнтеру Юккеру? Конечно, Юккер - не такой сильный художник, как Модильяни, Дали, Пикассо, но он узнаваем. А этот таможенник оказался его земляком и проникся тем, что Юккера поставили в один ряд с великими. В общем, проехали мы только благодаря ему.

После выставки в Минске в октябре 1999г. "Проект века" выставлялся в Пушкин-ском музее в Москве(были дни, когда в музей приходило до полутора тысяч человек в день), в Русском музее в Питере, в музее современного искусства в Эйндховене (Голландия), на выставке ЭКСПО-2000 в Ганновере. Инициатива последнего показа принадлежала чиновникам, хотя логика этого непонятна.



В.Ц.
- В Ганновере был Сергей, он все так живо рассказывал. Как шотландцы шли с волынками и от них пахло навозом. Сергей специально поинтересовался - это дезодорант такой, чтобы было натурально, чтобы подчеркнуть, что шотландцы работают на земле, разводят овец. А у нас стесняются показать, что сельское хозяйство в Беларуси присутствует. Выложили "бессеров-ской" плиткой павильон, представив это, видно, как достижение страны. А почему бы не вставить компьютер в стог сена? Я даже не уверен, что "Проект века" соотнесли с белорусским павильоном. Нам лично Ганновер не был нужен. Обидно, что ради Ганновера мы вынуждены были прервать экспозицию в Питере. Потом появилась возможность выставиться в Бонне, и коллекция осталась в Германии. После Бонна она поедет в Италию - по приглашению ректора "Проект века" будет выставлен в старейшем в мире университете Болоньи.

ДВОЕ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОДИН



В.Ц. -
Простой пример. Есть две точки, и между ними надо провести линию. Но линия должна быть определенной толщины, она должна быть живая. Вот я могу сказать Сергею - сделай это, и он сделает, а другому не могу. Самое смешное, что работы еще и нет, а мы ее уже видим.



С.В.
- Двоим проще найти верный путь. Кто-то подает идею, потом появляются еще и еще одна. Идет процесс наработки информации, из которой вычленяешь более важное. У нас ко всему такой подход - вначале креатив идеи, а потом поиск материала. Живопись наша тоже концептуальна. Она выстроена не на позиции "что хочу, то и изображаю", а на четком осмыслении, для чего это делается, в чем зерно этой идеи.

- То есть места спонтанности в вашем творчестве нет?

С.В.
- Смысла в этом нет. Мы в том возрасте, когда заканчивается время обучения и наступает время маэстро. Время, когда ты не делаешь ни одного лишнего движения в мазке, но сохраняешь все эмоции. Ты прорабатываешь идею в голове, а работая с холстом, просто являешься холодным исполнителем, действуя по уже выведенным законам цвета, света и т.п.

С амбициями у этого тандема действительно плохо. Получив третье место за лучший сценарий (тендер "Кока-колы" в Москве, 1997г.), они расстроились, не сообразив, что и их место, как говорится, было куплено заранее, и этот прорыв - нечто из ряда вон. Во втором туре они и вовсе выиграли, поправ логику предварительных договоренностей... Приехав в Минск специально, чтобы встретиться с ними, представители аукциона "Сотбис", прождав неделю, так и уехали, несолоно хлебавши, - у них просто не получилось со временем. К слову, об упущенных возможностях они не жалеют, хотя понимают, что такие проколы происходят потому, что у них нет менеджера (бесхозный художник сегодня большая редкость, особенно такого уровня). С государством отношения не складываются, но они сосуществуют с ним: главное, чтобы не навредили. Мечтают расширить мастерскую, но полгода назад освободившуюся мастерскую отдали не им, а кому-то другому - с тех пор она почему-то пустует.



В.Ц.
- Когда мы получали премию в Финляндии (1989г., Международный биеналле плаката), нас спросили, сдавали ли мы деньги на банкет, по 140 долларов c носа. Ну думаю, раз приехали, надо сдать, хотя это были для нас очень большие деньги. Достаю их из кармана, а мне: а перевести вам не смогут? Оказалось, мы были единственными, кто приехал представлять свою страну за собственные деньги.



- В общем, у вас самоокупаемое творчество. Вы зарабатываете, чтобы дальше работать.

С.В
.- Мы такое маленькое государство в государстве.



В.Ц
. - Приходит иногда человек, делает заказ, назначает такую студенческую цену и говорит при этом: мне так нравится, что вы делаете. И ты соглашаешься! Творчество - это такая зараза. Если тебе нравится, что ты делаешь, ты работаешь. Приходят иногда и "новые русские": "А у тебя березки осенью нету?" Мы говорим - у нас нет, иди к тому-то. А к нам никто не присылает.

- В каких случаях отказываетесь от работы?

В.Ц.
- Мы делали для одного известного московского агентства плакат, и креатор агентства решил в нем поучаствовать (там были большие деньги - порядка 3 тысяч долларов). Креатор этот внес коррективы и настаивал на своем, уверенный, что деньги большие и мы с ним согласимся. Разрабатывали плакат для рекламы газеты "Русский телеграф". Изображение яблока было отпечатано крупным черно-белым газетным растром, яблоко было укушено, укушенный кусочек и место укуса были живыми. Идея проста - ты берешь газетное яблоко, пробуешь - оно настоящее. А креатор был эдаким эстетом - пытался заставил нас не откусить, а отрезать кусочек. Мы отказались.

С Грымовым пытались работать. Но ему нужен не сам художник, ему надо руками художника развить мысль. Мы делали плакаты к его фильму, он их не понял. И русалочку нашу он не понял. Но вот она стоит в Онфлере (Франция), и автором обозначен Грымов - он так попросил.



- Не обидно?

В.Ц.
- Зато магистрат города разбил вокруг нее целый парк, под нее благоустроили зону. У нас бы так скульптуры устанавливали!

- Меценатов у вас нет?

С.В
.- Какие меценаты? Есть люди, которые что-то дают, но это надо отработать.



- Нарисовать портрет жены?

В.Ц.
- Один раз рисовали.



- А в качестве личных заказчиков чиновники выступают?

В.Ц.
- Как же. Летает вот самолет "Белавиа" за границу с кошмарной графикой. Кому-нибудь в Министерстве культуры пришло в голову, что он олицетворяет нашу страну и что промышленный дизайн существует сотни лет? Но у нас не только с чиновниками так. Пример: мы сделали какой-то плакат, и нам надо его напечатать. Мы можем поехать в Москву, пойти в очень крутую типографию и сказать - напечатайте нам это бесплатно. С удовольствием, скажут, только можно мы поставим логотип нашей полиграфии? Это - нормально. В Минске покажешь проект - классно, скажут, давайте напечатаем. Ах, в качестве нашей рекламы - нет! А в Москве мы в одной типографии напечатали, а вот во второй обиделись - почему не у них.

P.S. В Лас-Вегасе на ярмарке галерей их стенд, состоявший всего из двух картин, был самым посещаемым. Несколько американских журналов по искусству предлагали написать о них бесплатно, хотя там это стоит огромных денег. У нас они по-прежнему одновременно с интересом вызывают у чиновников страх непонимания: что они вытворят в следующий раз, стоит ли этого опасаться или можно использовать во благо себе...
Добавить комментарий
Проверочный код