Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№50 (266) 26 декабря 2000 г. Экономика

TОР-20 НОРМОХИТОВ

26.12.2000
Отдел экономики

Они определяли правовое поле экономики в 2000г.

1). Указ президента от 4.01. "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций". Юридическим лицам и предпринимателям приказали оставить мысль о самостоятельном определении параметров расчетов с зарубежными партнерами. Отгрузил товар - в течение 90 дней обязан получить валютную выручку и не позднее 60 дней, если поставки осуществлялись в Европу. То же самое при бартере. Попытки вернуть валюту в страну закончились, как и все предыдущие, - пустыми угрозами. А штрафы ввели очень серьезные: превышение сроков проведения внешнеторговых операций - 2% от суммы неполученных средств за каждый день просрочки; нарушение условий бартерного договора по условиям поставки - 100%; экспорт товара, оплаченный белорусскими рублями за нерезидента, - 100% суммы этих средств.



2).Постановление Совмина от 11.09. "О выделении кредитов для финансирования закупок зерна урожая 2000г.".
Правительство не требует, а всего лишь "просит" Нацбанк выдать в сентябре-ноябре на срок до 1.09.2001г. кредиты в сумме $6 млн. под 15% годовых и в сумме 2,5 млрд. рублей под проценты в размере половины ставки рефинансирования. Потом - стандартные меры: Минфин компенсирует банкам потери (!), правительство предоставляет гарантии. Это не единственное пожертвование в пользу села. Постановлением N1323 от 19.08.2000г. Совмин также "просит" уполномоченные банки до 1.08.2001г. выделить с/х предприятиям кредиты в сумме $20 млн. под 15% годовых и 15 млрд. рублей - под половину ставки рефинансирования.



3).Постановление Минэкономики от 11.11. "О предельных ценах на социально значимые продовольственные товары".
Белорусская практика не раз подтверждала: чиновники от экономики устанавливают цены гораздо ниже рыночных - и тогда образуется дефицит. Или гораздо выше рыночных - тогда, как в этом году с яйцами, проходит затоваривание. Цены росли столь быстро, что подобные постановления в 2000г. принимали почти каждый квартал. Из этого же разряда - постановление Минэкономики N214 от 2.11., устанавливающее предельные торговые надбавки на мясные продукты: для организаций всех форм собственности - 11%, а для потребкооперации, Минобороны и ж/д - почему-то 16%. Колхозы могут игнорировать эти надбавки, если они выполнили госзаказ. Вот и говори после этого о равных условиях хозяйствования. Всего Минэкономики и облисполкомы имеют право регулировать цены на более чем 45 товарных групп, которые считаются "социально значимыми".



4).Указ президента от 7.03. "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров".
Реализация товаров за пределы страны осуществляется при условии выполнения в предыдущем отчетном периоде установленных Совмином заказов на поставку товаров для госнужд или по квотам. Один из самых одиозных документов года, блокирующий предприятиям свободу ценового маневра на внешнем рынке для компенсаций потерь на внутреннем.



5).Указ президента от 29.06. "Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь"
устанавливает очередность платежей. В первую очередь, разумеется, налоги в бюджет и обязательные фонды, проценты по полученным под гарантии правительства кредиты.

6).Указ президента от 31.08. с невинным названием "О внесении дополнения в указ президента Республики Беларуси от 23 мая 2000г. N282"
формализует выход из Таможенного союза путем введения НДС на импортные товары, происходящие из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в России. С опозданием почти на 4 года белорусские власти частично ответили России той же монетой.



7).Декрет президента "О внесении изменений и дополнений в декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. N11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц".
Перед угрозой потери как минимум 60% малого бизнеса Лукашенко смягчил положения о регистрации, оставив достаточное количество пунктов, которые делают Беларусь одним из самых дорогих и опасных мест для бизнеса.



8).Постановление Минэкономики от 3.05. "Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов".
Один из самых часто изменяемых документов этого ведомства.



9).Постановление Совмина от 20.11. "Об осуществлении министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, а также объединениями, подчиненными правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом функций агентов валютного контроля".
Координирует эти действия МИД. Логику документа вне рамок тотального административного контроля понять сложно. На вопрос "зачем" обычно звучит - "просто так".



10).Указ президента от 27.11. "О дополнительных мерах по повышению заработной платы и предоставлению льготных кредитов отдельным категориям работников"
дает право выпускникам получать льготные кредиты на приобретение домашнего имущества в размере примерно $550 в рублях на 5 лет под 25% ставки рефинансирования Нацбанка. Великолепен п. 3.3: "Льготные кредиты предоставляются по спискам, утвержденным районными, городскими, районными в городах исполнительными и распорядительными органами, на основании ходатайств организаций, финансируемых из бюджета, в которых работают выпускники государственных высших и средних специальных учебных заведений. Утвержденные списки в месячный срок с даты их утверждения представляются в открытое акционерное общество "Сберегательный банк "Беларусбанк".



11).Постановление Совмина от 29.05. "О мерах по созданию в республике системы адресной социальной помощи".
С 1 января 2001г. семьи и одинокие лица, чей доход меньше 50% бюджета прожиточного минимума в течение последних 3 месяцев, получат дополнительно около $5 в месяц. В любом случае их совокупный доход не будет превышать $18, что при росте цен на продукты питания, коммунальные услуги и транспорт не обещает элементарного выживания.



12).Постановление Совмина N783 от 31.05. "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь"
. Определяется перечень видов деятельности, на экспорт которых устанавливаются минимальные цены для предприятий вне зависимости от формы собственности. Наказание - изъятие "незаконно" полученной выручки. Под постановление подпадают 107 товарных позиций. Сюда входит практически все белорусское, что хоть как-то может продаваться за рубежом. Иностранные инвестиции при таком ценовом раскладе, равно как и право хозяина определять свои параметры экономической деятельности, переходят в разряд эфемерных.



13).Общее постановление Минэкономики, "Белэнерго", Госкомитета по энергосбережению и энергетическому надзору, Белорусского концерна по топливу и газификации от 3.11 "О внесении изменений и дополнений в порядок лимитирования (сокращения) отпуска потребителям природного газа, электрической и тепловой энергии"
- очередная коллективная порция угроз в адрес прежде всего промышленных и с/х предприятий. Не оплатил в течение 20 дней - получай на 50% меньше энергоресурсов. Не платишь - отключают, если у тебя нет аварийной брони. Ее размер определяют директорат и чиновники, которые получают премии за эффективную работу.



14).Постановление Министерства транспорта и коммуникаций от 20.09. "Об утверждении предельного уровня тарифов на перевозки пассажиров легковыми автомобилями-такси".
Установление потолка цены на услугу, к которой государство в принципе не имеет никакого отношения. Самая надежная система контроля - посадить к каждому таксисту по контролеру.



15).Постановление Совмина от 9.11 "О размере пособий и доплат населению, пострадавшему вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Щедрость государства не знает границ: каждый член семьи в зоне последующего и первоочередного отселения получает $0,8 "гробовых". При этом с/х предприятия получают кредиты для выращивания смертоносных продуктов питания.



16).Указ президента от 12.10. "О некоторых вопросах обязательной продажи иностранной валюты".
30%-ной обязательной продажи валюты недостаточно, чтобы создать необходимые запасы топочного мазута. Велено продавать еще 10%, чтобы различные "...энерго" могли обеспечивать работу энергетики и ЖКХ. Должники и неплательщики в 2000г. по-прежнему оставались за пределами ответственности.



17).Указ президента от 14.04. "О внесении изменения в указ президента Республики Беларусь от 20 декабря 1999г. N744"
освобождает от уплаты НДС и таможенных пошлин сырье для производства хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов, спирта и пива. Как могло получиться, что ввозимые челноками из России батоны дешевле белорусских, сделанных из такого льготируемого сырья?



18).Приказ Министерства транспорта и коммуникаций от 25.09.
утверждает новые нормы расхода топлива. Ну и пусть бы себе утверждало для чиновников, которые используют государственные "Вольво" и "Волги". Так нет же - для всех субъектов хозяйствования и, конечно, вне зависимости от форм собственности. Да, предприниматель может расходовать больше, но это уже с прибыли.



19).Постановление Совмина "О введении обязательной сертификации услуг парикмахерских в Республике Беларусь"
- пример заметного превышения норм здравого смысла в администрировании экономики, где роль государства должна сводиться к защите парикмахеров от бомжей и сторонников длинных волос.



20).Постановление Минспорта и туризма от 8.09.
показывает степень вовлеченности чиновника в администрирование. Название говорит само за себя: "Об утверждении инструкции по игре в "Крэпс". Удивительно, как это чиновники еще не утвердили правила игры в "дурака" или "очко".
Добавить комментарий
Проверочный код