Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№50 (266) 26 декабря 2000 г. Экономика

ИГРЫ В ЗАКОНЫ

26.12.2000
Ярослав РОМАНЧУК

"Белорусская газета" по традиции препарирует нормативную среду, в которой барахталась наша экономика в уходящем году. Дух нормативных актов, их содержание и направленность - зеркало ментальности ответственных за принятие решений, стратегии управления государством и концепции экономической политики. Анализируя принятые законы, мы понимаем, как думают чиновники, как проходит процесс согласования и, что очень важно, кто те самые лоббисты, ради которых ежегодно принимается свыше 1.000 указов, приказов, законов и инструкций.

Главные бенефициары белорусской экономической политики-2000 - все те же лица и структуры: 1) лица, принимающие решения в отраслевых концернах и госбанках, "канализирующие" бюджетные деньги и кредиты, прежде всего в село и промышленность; 2) должники, которые не могут рассчитаться за энергоресурсы и кредиты и из-за своего "особого" статуса не платят налоги – за это им ничего не бывает; 3) экспортеры с приоритетным доступом к природным и товарным ресурсам, пользующимся спросом на внешних рынках, - они эффективно защищаются растущим частоколом лицензий; 4) импортеры, работающие по госзаказу (зерно, сахар, металлы, комбикорма и т.д.); 5) номенклатура и чиновники, делающие субъективные оценки и принимающие решения по различным аспектам деятельности государственных и частных предприятий.

Все меньше "кур" и "золотых яиц"

Заметьте, ни одна отрасль не является бенефициаром в целом. На это уже просто нет денег. Те, кто ближе к источнику ресурсов, еще как-то выживают и развиваются. Остальные перебиваются с кредита на кредит, от зарплаты до очередного списания задолженности и пени. В белорусской экономике-2000 для госпредприятия по-прежнему важнее было иметь статус "стратегического" или "социально значимого", претендуя на дешевые ресурсы и защиту от конкурентов, чем игнорировать административный ресурс и сконцентрироваться на повышении конкурентоспособности. Статус же частного предприятия автоматически означает значительное увеличение транзакционных издержек и удорожание ресурсов. Складывалась парадоксальная ситуация: частные и иностранные предприятия показывали гораздо лучшие результаты работы, больше платили налогов, имели более высокую рентабельность, а бюджетная и внебюджетная помощь государства все равно направлялась госсектору. Правительство и президент делали все возможное, чтобы в 2000г. дорезать "белорусскую курицу", несущую "золотые яйца". На вопросы - "начали ли реально уважать предпринимателя и инвестора", "безопасны ли сбережения в белорусских рублях", "стало ли государство жить по средствам", "можно ли в сложившейся ценовой среде эффективно планировать работу предприятия", "безопасно ли давать правительству в долг" - в 2000г. можно твердо ответить - "нет".

Разве можно?

По сути, нет ни одной сферы экономической политики, где бы в 2000г. удалось совершить прорыв в новое структурное и финансовое качество. Можно робко вспомнить про единый курс, расширение сферы применения рубля во внешнеторговых операциях, выход на реальные положительные процентные ставки - и все. Разве можно считать достижением 200%-ную годовую инфляцию и двукратное увеличение денежной массы? Кстати, Беларусь является безусловным мировым лидером по показателю среднегодовой инфляции в период 1994-99гг. - 570%. Разрыв с идущей на втором месте Турцией (83%) впечатляет. Ситуация в 2000г. не претерпела изменений: можно ли поверить в финансовую дисциплинированность государства, беспорядочно раздающего льготы и дотации, постоянно берущего в долг у Нацбанка? Разве можно говорить о начале реформ, если в 2000г. никто не отменил 5%-ный лимит месячного роста цен и сотни других ценорегулирующих актов? Не абсурдно ли рассуждать о работающих механизмах защиты собственности, если за неправильно заполненную накладную власть конфискует товар и средство его перемещения? Не легкомысленно ли говорить о росте конкурентоспособности экономики, когда даже белорусские "челноки" переключилось на "неупорядоченный" импорт российских промышленных и продовольственных товаров? Не наивно ли радоваться белорусско-российской интеграции при документально подтвержденной дезинтеграции в 2000г.? Можно ли считать белорусскую экономику социально ориентированной, если в октябре Совмин утвердил месячный бюджет прожиточного минимума в $35, а Минтруда установил минимальный потребительский бюджет для семьи из четырех человек в $55?
Добавить комментарий
Проверочный код