Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№50 (266) 26 декабря 2000 г. Экономика

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ НА 2001 ГОД

26.12.2000
Отдел экономики

Эксперты "БГ" отвечают на наши вопросы

ВОПРОСЫ:

1. Выиграет ли Лукашенко президентские выборы и какой экономической ценой?

2. Если Лукашенко будет переизбран, то пойдет ли он на проведение реальных экономических реформ?

3. Возможен ли в Беларуси банковский кризис после праздника всеобщего социального благополучия, который

подготовят власти к предстоящим выборам, и хватит ли для этого российских денег?




Леонид ЗАИКО, президент аналитического центра "Стратегия"

1. Теоретически шансы на избрание Лукашенко президентом второй раз есть. Однако они не столь бесспорны, как это было 2-3 года назад. Сейчас, по данным социологических опросов НИСЭПИ, убежденных сторонников президента 13,5%, а в 1997г. их было 26%. Убежденных противников - 36,5%, но 50% представляют собой колеблющееся большинство. Существо проблемы - наличие феномена "спирали молчания", когда "нормальное большинство" думает, что оно в меньшинстве. Это и есть интрига президентских выборов. Вообще, А.Г. морально выборы уже проиграл, когда начал кампанию против оппозиции и поиск иностранных шпионов. Не от политической силы все это. Да и сам он это прекрасно понимает.

Если президентом будет человек с антироссийскими позициями, то он будет стоить всей стране около $1 млрд. дополнительных издержек, причем каждый год. Будет демократ-авантюрист - также обойдется в копеечку. Россия, например, выплачивает реально 50% госбюджета на проценты и погашение внешнего долга. Конечно, при $50 млрд. дополнительных доходов от нефти это можно еще делать, но время уходит.

Внутренние издержки на выборы не так велики. Поняв стратегическую ошибку в своей эмиссионной политике, президент пытается исправить то, что объективно стало результатом субсидирования строительства и сельского хозяйства. Падение уровня доходов в период президентской гонки "скоропостижно" исправляется. Назвать это ценой выборов было бы не совсем верно. Это цена неверных решений, цена неэффективной формулы экономической политики, реализованной до 2000г. Если меньше ресурсов идет на строительство или сельское хозяйство, то потоки перераспределяются иным образом и, кстати, более рационально. Именно по этой причине спокойно, при прочих равных условиях, можно относиться к росту доходов бюджетников, росту социальных трансфертов. Но, повторяю, при прочих равных условиях.

Реально мы же имеем дело с ростом издержек, перераспределением расходов и сбережений и ухудшением ситуации у национального производителя.



2. Реформы будут по следующим причинам. Во-первых, пора делить собственность. Приход районной номенклатуры в центральную власть припугнул столичные и иные "важные" элиты, но сам процесс не остановлен. Директорат, бизнес, политики изголодались по собственности. Если замдиректора крупного госпредприятия в Светлогорске стал миллионером при "авторитарном, деспотическом режиме", то это только подчеркивает общую тенденцию. Дайте легитимную возможность директорату быть миллионерами! Они этого уже давно добиваются. Поэтому у А.Г. есть два шанса: отдать своим или продать чужим. Заметьте, продавать своим ну никак не удастся. Не для этого к власти присосались соответствующие "свиптопрульщики" и "винтифлюхтеры" (это новые термины для обозначения трансформационной номенклатуры нашей страны. Так как мы всегда претендовали на самобытность, то надо быть самобытными и в самооценке). Конечно, А.Г. сам их терпеть не может, но приходится. Приличные люди не очень идут к нему. Это тоже трагедия и человека, и общества.

Во-вторых, делать реформы придется и по причине необходимости войти в историю. Это задача любого президента-"второгодника". У нас может получиться именно так. По этой причине будущий премьер или знаковая фигура в правительстве и Нацбанке будет "наследником", точнее, реальным преемником нынешнего президента. Именно у такой кандидатуры, более свободной и самостоятельной, не сможет выиграть оппозиция, и тогда переход власти (следующие выборы) будет мягким. К этому времени, глядишь, и в интеграционном политическом пространстве появятся новые возможности.

Самое поразительное то, что понимается под реформами. Если учиться делать из экономики очередную площадку для игры интересов элит - это одно. Если создавать конкурентное поле и сильный контроль за правилами игры - это совсем другое. По этой причине и возникли специфические интеллектуальные и профессиональные трудности у белорусского президента. Он понимал, что делать из страны плохую копию России не стоит. Однако у него не нашлось ни сторонников, ни профессионалов для разработки действенной стратегии для Беларуси. Полубрежневский социализм получился, только с "Мерседесами" и "Макдональдсами".



3. Он может быть или должен быть в зависимости от цели действий. Конечно, упасть белорусский рубль может. Пикантность ситуация в том, что роль России в 2001г. существенно возрастает. Это связано с ухудшением условий торговли, ростом негативного чистого экспорта в Россию. Одновременно усиливается зависимость и в связи с курсом на повышение зарплаты, так как стабильность денежной единицы при растущем дефиците торгового баланса и росте внутренних расходов практически окажется невозможной.

Такого рода проблемы решаются не экономически, а политически. Захотят российские полисимейкеры "бросить" белорусского президента, и тогда появится угроза и обвала рубля, и банковского кризиса, и вообще дестабилизации экономики и общества. Однако российские правящие элиты не будут демонстративно противодействовать белорусскому президенту. Если после "сдачи" Милошевича сдадут и белорусского президента, то в части общества будет понимание того, что полностью предаются забвению друзья России, "славянские братья". По этой причине тактика Кремля будет осторожной. В лучшем случае - нейтральная. Прямо и откровенно поддерживать Лукашенко на выборах Путин не будет. Однако расплачиваться финансами России за плохое руководство Беларусью также не будут. Придется отдавать часть госсобственности, что наиболее вероятно как сценарий, устраивающий обе стороны.

Что касается российских денег на придание видимости благополучия белорусскому обществу, то пока мы "переплатили" в 2000г. около $900 млн. за более дорогую нефть. Считайте, что из части этой суммы можно и профинансировать стабильность в Беларуси. Но специально вбрасывать деньги в нашу страну не будет никто, ни Восток, ни Запад. По крайней мере в значительных количествах.



Леонид ЗЛОТНИКОВ, эксперт "Международной финансовой компании"

1.
Будет сделано все, чтобы повысить реальную зарплату хотя бы на несколько месяцев. Для этого будут подчищены остатки оборотных средств у тех, у кого они еще есть, еще большим станет износ основных фондов, возрастет внешний долг (имеется ввиду технический кредит России). Естественно, будут и иные затраты. Экономика - и так уже как выжатый лимон. Можно ожидать, что после выборов экономическое положение страны будет еще хуже, чем до них.



2. Я не думаю, что отсутствие реформ обусловлено политическими соображениями Лукашенко, т.е. его ориентацией на электорат, который не приемлет рыночных отношений. Мол, когда ему уже не потребуется поддержка этого электората, считают некоторые аналитики, то президент сможет принимать непопулярные, но необходимые решения. Но неприятие "духа наживы", индивидуализма, видение общества как одной большой семьи с патриархом во главе, где "все - за одного и один - за всех", неприязнь к богатым ("легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому в рай") - эти и другие традиционалистские ценности "простых" людей, несовместимые ни с рынком, ни с демократией, так же присущи Лукашенко, как и его сторонникам.

Поэтому на действительно рыночные реформы по своей воле он не пойдет. Если бы Лукашенко удалось сформировать общество в соответствии со своими представлениями, то получилось бы некое подобие Кубы или Ирака. Однако белорусская элита в большинстве своем не столь консервативна, как президент и его ближайшее окружение, и поэтому Лукашенко не может реализовать свои устремления в полной мере.

Вспомним сетования Лукашенко: прокуроры иногда ссылаются на права человека и оглядываются на Европу и не все дела доводят до суда, а суды, в свою очередь, не всегда сажают жуликов в тюрьму. Директорат и предприниматели иногда открыто требуют изменений установленных президентом нормативных актов. И когда в газетах напишут, что в результате реализации президентских указов еще сотня тысяч людей обеднеет или остановятся предприятия, то он вынужден отступать. Вспомним, например, перипетии вокруг валютного курса или перерегистрации предприятий.

В общем, вопрос, станет ли проводить реформы Лукашенко, будучи избранным на второй срок, следовало бы переформулировать в вопрос, вынудит ли президента элита общества отказаться от реализации губительных для экономики представлений "простых" людей об ее устройстве.

Вероятнее всего, что, как в школьной задаче, при одновременном действии течения и ветра наша лодка будет плыть по диагонали и уткнется в какой-то берег. Какой? Все зависит от гражданского мужества элиты.



3. Одно из важнейших мероприятий Лукашенко - рост реальной зарплаты до выборов. Но для выхода на зарплату в $100 и на соответствующее увеличение социальных трансфертов (пенсий, стипендий, пособий матерям и т.д.) необходимы дополнительные ресурсы, по нашей оценке, в $200 млн. в месяц (по сравнению с сентябрем 2000г.). За счет роста ВВП такой рост доходов обеспечить невозможно. Для этого необходим годовой прирост ВВП не менее 20%, а не 5%, как это представил министр экономики Шимов.

Российского технического кредита на проведение выборов недостаточно, поскольку за счет него (даже если бы его выплатили полностью до выборов) можно обеспечить требуемые выплаты в течение лишь полутора месяцев. Очевидно, что для выплаты зарплаты и других мероприятий придется поскрести все сусеки, в т.ч. и в коммерческих банках.

Рассматривая возможность банковского кризиса, следует учитывать, что шесть "уполномоченных" банков страны концентрируют 80-90% всех ресурсов банковской системы. Поскольку это практически госбанки, то их банкротства не предвидится. Просто в случае их тяжелого положения на помощь придет Нацбанк и решит вопрос за счет других субъектов хозяйствования (при помощи инфляционного налога).

Возможное банкротство мелких коммерческих банков значительного воздействия на экономику не окажет. Но вкладчикам следует учитывать и такую вероятность.



Валерий ДАШКЕВИЧ, экономист

1.
Вероятность переизбрания Лукашенко на второй президентский срок, причем уже в первом туре, очень высока. Даже если против него проголосует большинство пришедших на выборы избирателей. Отсутствие полномочного парламента, независимой судебной власти и практика формирования избирательных комиссий всех уровней, включая ЦИК, местной и центральной "вертикалью" делают невозможным его поражение.

Разумеется, выборы не будут признаны в демократических государствах Европы и Северной Америки. Причем, как в том случае, когда будут присутствовать иностранные наблюдатели, так и при их отсутствии. В первом случае - на основании зафиксированных многочисленных нарушений, начиная от доступа к государственным и электронным СМИ и заканчивая самой процедурой голосования, в т.ч. досрочного. Во втором случае - именно по причине отсутствия западных наблюдателей.

Мнение российских коммунистов и прочих случайных заезжих политиков в демократическом мире во внимание приниматься не будет. Даже, если г-н Путин лично поздравит г-на Лукашенко с демократической победой.

Что касается экономической цены победы действующего президента, то ее можно разделить на две части. Первая - это собственно бюджетные и внебюджетные затраты на проведение им избирательной кампании, вторая - экономические последствия популистских действий власти в первой половине 2001г.

В части, касающейся избирательной кампании, затраты будут относительно невелики, т.к. для действующего президента, особенно невыездного, они совпадают с обычными вояжами по стране. Вторая часть точной оценке не поддается, т.к. затрагивает и явления, не имеющие стоимостной оценки. То же повышение средней заработной платы до $100 спровоцирует не только инфляционную волну, но и отразится на обменном курсе рубля, через него - на доходах экспортеров, внешнеторговом балансе, потере рынков и т.д. Нельзя сбрасывать со счетов и внешнеэкономическую изоляцию со стороны развитых стран, которая по мере старения основного капитала белорусских предприятий будет иметь все большую цену. Недополученные выгоды могут исчисляться многими десятками миллиардов долларов в течение 5 последующих лет. Кстати, если кто-то полагает, что А.Г., переизбравшись

в 2001 г, уйдет в отставку в 2006г., то глубоко заблуждается.



2. Никаких радикальных экономических реформ в период президентства Лукашенко проводиться не будет. Частная собственность и командная экономика, управляемая из единого центра, несовместимы. Частному капиталу нужна рыночная среда для сохранения и воспроизводства. Пойти на ее создание будет означать для А.Г. отказ от излюбленных методов общения с бизнесом и управленческой элитой. А во второй половине жизни убеждения и привычки обычно не меняются.

Кроме того, крупный капитал нуждается в независимой судебной защите и уважении законов. Ни того, ни другого А.Г. предоставить не сможет, а следовательно, радикальных рыночных реформ ожидать не следует. В лучшем случае последуют некоторые косметические правки наиболее одиозных законов и декретов.



3. Серьезный банковский кризис может быть только в экономике с развитыми финансовыми рынками и свободно конвертируемой валютой. Если же нет свободного движения капиталов, достаточного объема покупки-продажи государственных и корпоративных ценных бумаг, а суммарные инвалютные счета предприятий и сбережений населения в банках составляют немногим более $500 млн., т.е. меньше месячной выручки от экспорта, то нет экономической базы для кризиса.

Конечно, некоторые мелкие банки могут разориться, другие пойдут на объединение, но поскольку более 80% активов банковской системы принадлежит небольшому числу государственных и полугосударственных банков, а объем кредитной эмиссии центрального банка никем не контролируется (за исключением президента, который всегда даст "добро" на поддержку их ликвидности), то серьезных потрясений в такой системе не будет даже в том случае, если ею будет управлять армейский прапорщик.

Российская финансовая помощь не может кардинально что-то изменить в белорусской экономике. Объявленных сумм надолго не хватит. Но на некоторое время они могут быть использованы для достижения неких краткосрочных целей. Кроме того, представляется, что обещанные российские кредиты очень похожи на пряники, за которыми прячется приличный кнут. Этим кнутом в рынок А.Г. не загонят, но часть собственности отнять могут. Причем лучшей.

Думается, что экономическое подчинение Кремлю сегодня нужнее, нежели лишение Беларуси суверенитета. Если А.Г. пойдет на это, то суммы российских кредитов могут быть увеличены и тогда они окажут более существенное влияние.
Добавить комментарий
Проверочный код